Урок внеклассного чтения по теме: «Проблематика и идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 10 класс
методическая разработка (краеведение, 10 класс) по теме
Проблему духовно-нравтсвенного становления современного молодого поколения невозможно изучать и решать в отрыве от православных канонов, на которых держится вся Россия. Валентин Григорьевич Распутин – один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русcкой классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и немудрым, суетливым, бездумным существованием. В его повестях и рассказах слышится тревога за судьбу родины. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. В его произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_10_klasse_po_teme.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
__________________________________________________________
Литература
10 класс
Урок внеклассного чтения по теме:
« Проблематика и идейно-художественное своеобразие повести В.Г. Распутина
«Живи и помни»»
Автор: Матвеева Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУСОШ№8 г. Старая Русса
Новгородской области
Валентин Григорьевич Распутин – один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русcкой классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и немудрым, суетливым, бездумным существованием.
В его повестях и рассказах («Деньги для Марии»(1967), «Последний срок» (1970), «Живи помни» (1975), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985), «В ту же землю» (1995 ), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) и многих других ) слышится тревога за судьбу родины. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности.
Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. В его произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.
Первоначальное знакомство с творчеством В.Г.Распутина происходит в 6 классе при изучении рассказа «Уроки французского». Уже тогда учащиеся способны заметить неординарность творчества В.Г.Распутина : в рассказе, где главный герой ребенок, поднимаются далеко не детские проблемы, которые зачастую могут встретиться и в жизни современного подростка.
Более подробно (согласно программам по литературе для общеобразовательных учреждений) творчество В.Г.Распутина, насколько это возможно при «перезагруженности» материалом и малом количестве часов, отведенных для уроков литературы, изучается в 11-м классе. Именно тогда всесторонне анализируется повесть «Прощание с Матерой», о «Живи и помни», как правило, идет речь при изучении раздела «Современная проза о Великой Отечественной войне». Но идея этого произведения, его смысл выходят далеко за рамки данного раздела и перекликаются с теми вопросами и проблемами, которые всегда волновали русскую литературу.
В связи с этим целесообразным видится посвятить в 10-м классе один из уроков внеклассного чтения анализу повести «Живи и помни».
Знакомство с произведением В.Г.Распутина послужит связующим звеном при изучении двух великих произведений – романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и романа– эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Учащиеся смогут отметить для себя, что «вечные» вопросы, которые волновали классиков в веке 19-м, нашли отражение и в творчестве нашего современника.
По признанию самого Валентина Григорьевича, он всегда высоко ценил гений Достоевского и даже в те далекие теперь годы, когда произведения Ф.М. Достоевского не изучались в школах и вузах на должном уровне и должным образом, он ощущал, что Достоевский-это тот писатель, который стоит не в ряду с прочими талантами, а над ними всеми «возвышается».
По словам Валентина Григорьевича, Достоевский был и остается «взыскующей совестью нашей литературы». В 80-е годы Распутин посетил Старую Руссу, мемориальный Дом-музей Ф.М.Достоевского, Великий Новгород. Коренному сибиряку Распутину оказался интересен и близок наш древний город и край.
Цель урока: анализ содержания повести, знакомство
с произведением.
Задачи урока : - выявление проблем, поднимаемых автором;
- художественных особенностей «Живи и помни»;
- традиций русской классической литературы
(связь с романом Ф.М.Достоевского «Преступле-
ние и наказание»)
Оборудование : портрет писателя, презентация - слайды с фраг-
ментами текста повести, критической статьи.
Методические приемы: аналитическая беседа, анализ текста.
Х о д урока :
I). Слово учителя о писателе Валентине Григорьевиче Распутине-
продолжателе традиций русской классической литературы ( Досто-
евского, Толстого, Горького). Распутин и наш город. (Внимание на слайды 1-2).
Цитата из выступления писателя:
« В каждом духовно развитом человеке повторяются и живут очертания его Родины. Мы невольно несем в себе и древность Киева, величие Новгорода, и боль Рязани, и святость Оптиной пустыни, и бессмертие Ясной Поляны и Старой Руссы».
Портрет писателя. Черты простого скромного человека «из народа», необычайно взволнованное лицо писателя говорит о постоянной работе мысли и духа.
- О чем пишет Валентин Григорьевич? Что волнует его?
( В его произведениях затрагиваются такие серьезные проблемы,
как преемственность поколений, проблема памяти, добра и зла, чести, совести, экологические проблемы, он много пишет о России
и русском национальном характере).
II). Сообщение темы урока, цели и задач.
(внимание на слайд № 4).
Повесть «Живи и помни» впервые была напечатана в 1974 году
в журнале «Наш современник», в 1977 году она была удостоена
Государственной Премии СССР.
- Когда и где происходят события, описанные в повести?
(январь – июль 1945 года, Сибирь, Ангара, деревня
Атамановка).
- Кто главные герои произведения?
( Главные герои – антиподы - муж и жена Гуськовы- Андрей и
Настена.
III). Аналитическая беседа. Работа с текстом произведения.
- Обратимся к тексту.С какого события начинается повествование?
( внимание на слайд №5. Чтение текста на слайде вслух).
«В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде Ангары, поближе к воде, случилась пропажа: исчез хороший, старой работы, плотницкий топор Михеича…
Настена узнала о пропаже вечером, после работы. Михеич за день не успокоился: где теперь, в войну, возьмешь такой топор? Никакого не возьмешь, а этот был словно игрушечка – легкий, бриткий, как раз под руку. Настена слышала, как разоряется свекр, и устало думала: чего уж так убиваться по какой-то железяке, если давно все идет вверх тормашками? И лишь в постели, когда перед забытьем легонько занывает в покое тело, вдруг екнуло у Настены сердце: кому чужому придет в голову заглядывать под половицу? Она чуть не задохнулась от этой нечаянно подвернувшейся мысли, сон сразу пропал, и Настена долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку, то отгоняя ее от себя, то снова подбирая ближе ее тонкие, обрывающиеся концы.»
- Подумаем о возможном символическом значении топора, укра-
денного Гуськовым из родного дома. Какие здесь возможны
литературные ассоциации? Как «проявляет» себя топор в руках
Гуськова в дальнейшем?
- Что стало причиной страшной догадки Настены? Почему мысль о
муже не была сразу же отброшена как абсурдная, невозможная?
- Обратимся к следующему слайду - та же первая глава повести.
Внутренний монолог Настены. Прочитаем его вслух (слайд №6):
«Два утра после этого проверяла Настена – ковригу никто не тронул. Тогда она обменяла ее на другую, свежей выпечки, и положила туда же, на видное место. Она уже ни на что не надеялась, но какая-то неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла ее искать продолжения истории с топором. Не мог чужой догадаться, что под плахой тайник,- вот она, плаха, намертво лежит рядом с другими, не шевельнется, не дрогнет, хоть пляши на ней. Или кто подглядел? Хлеб, хлеб должен указать, кто это был, против хлеба устоять трудно».
- Какую, по-вашему, функцию может выполнять внутренний моно-
лог в художественном произведении?
(Герой говорит о себе сам, то есть говорит о чем-то важном,
перед нами раскрывается психология героя).
( Лучше других может знать Гуськова только наиболее близкий ему
человек – Настена. Возможно, она чувствовала в нем скрытую от
других и до поры никак себя не проявившую неустойчивость, темный тайник в его душе. Затаенный смысл внутреннего монолога
Настены помогает нам ощутить глубинные и случайные причины
преступления Гуськова.)
- В тексте монолога встречается диалектное слово «плаха». В каком
значении оно употребляется?
(В значении «тайник под половицей, незаметная среди других по -ловица, под которой сделана «прятка»).
- А какое у этого слова общеупотребительное значение?
- Итак, тайник под плахой - пустота- это душа Гуськова. Отсюда
именно идет падение героя, его души, духа, характера.
- Давайте задумаемся, в чем причина падения героя? Причина его
дезертирства? Многим читателям хочется найти причину этого.
В самом деле, почему он таким стал? Что говорит автор о том, как
воевал Гуськов? Был ли он трусом?
(Гуськов воевал как все, не трусил, не боялся).
- Сможем ли мы дать на это ответ? Обратим внимание на текст
внутреннего монолога Настены и особенно на выделенные в тексте
фразы.
( Плаха «рядом с другими лежит намертво, не шевельнется, не дрогнет, хоть пляши на ней»).
Гуськов, подобно этой плахе, среди других ничем не выделяется. Он воюет как все, не хуже – не лучше. Но в условиях, когда он один – после госпиталя – и нужно проявлять собственную волю, он
противопоставляет себя всему народу, всем людям и бежит от войны. Воюет вся страна, гибнут односельчане, в том числе его друг, голодают дети, женщины и старики надрываются – а Гуськов
оправдывает себя, уходит от всех, прячется.)
- С каким героем Ф.М.Достоевского возникают у вас ассоциации?
- И далее точно так же, как в «Преступлении и наказании» одно
преступление Раскольникова влечет за собой другие, так же в по-
вести «Живи и помни» начинается деградация Гуськова.
- Восстановим последовательность событий – хронологию падения
героя : ( учащиеся рассказывают кратко о событиях, после чего в виде плана это можно показать на доске или слайде):
1.Воевал как все, не хуже-не лучше. Уважали за силу, выносли-
вость. Был разведчиком, переходил за линию фронта.
2.Получив ранение, три месяца находился в госпитале, один.
Надеется, что попадет домой после госпиталя, что получит
отпуск.
3.Обида (= эгоизм).
(- Почему не возвращается в свою часть после госпиталя? Какие
оправдания придумывает?
(Он не признает ответственности за свои поступки).
4.Прячется у глухонемой.
(- Почему?)
(Он отделил себя от людей, противопоставил себя им, ему не нужно общение!)
5.Воровство у своих близких: топор, ружье, лыжи и др. (Не думает о том, как им будет тяжело).
(- Какая черта характера героя проявляется? Почему он не думает о
своих?)
6.Воровство у рыбаков, на мельнице. ( Надька и ее дети –голодные, их отец убит.)
7.Выучился выть по-волчьи.
(- О чем говорит такая деталь?)
8. Убийство теленка на глазах у матери-коровы.
-Это потрясающая сюжетная ситуация! –конец 15-й главы.
(Чтение текста или просмотр фрагмента фильма) :
(слайд №7)
«Они были теперь от деревни верстах в трех – не меньше. На всякий случай Гуськов протянул телка еще немного в гору, выбрал место посуше, но и поупрятней и привязал опять бычка к дереву. Корова, встав поодаль, следила за каждым движением человека. Взыграв крутой неожиданной злостью, он выхватил из-за пояса и топор и кинулся с ним на корову. Шумно, заплетая прихрамываю-
щими ногами и ломая ветки, она побежала, но только остановился он, остановилась и она. Не было никакой возможности избавиться от нее. Возвращаясь обратно, человек увидел, что теленок лежит – он так обессилел, что не мог стоять на ногах. Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть мыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошел на нее, готовый зашибить и корову, но, видя, что она не двигается от него, остановился. Хватит с него на сегодня одного убийства – иначе можно и подавиться.
И пока он обдирал теленка, корова стояла все на том же месте, не сводя с человека глаз, заставляя и его, в свою очередь, боязливо следить за ней, и изредка, слабо, со стоном, взмыкивала».
- Окончательное нравственное падение! Преступление против природы, против всего живого. Здесь опять у Распутина важная, сильная деталь. Скажите, какая это фраза?
(«корова закричала»).
-Далее следующий этап на пути падения Гуськова ?
9.Отказ показаться отцу, который уже начинает догадывать-
ся обо всем.
10. Угрозы Насте. Смерть жены ( и ребенка). Очевидная в
скором времени смерть Михеича ( он «при смерти»).
- Обратимся теперь к другому образу повести – поговорим о Настене. Она тоже преступила, говоря языком Родиона Раскольникова. Но кто виноват в том, что она стала преступницей?
- виноват Гуськов. Но то, что она поступает преступно, это не столько ее вина, сколько ее беда. В этой ситуации по-другому, на-
верно, везти себя невозможно.
- Но давайте вспомним предысторию трагедии Настены. Что известно читателю о героине?
( Она сирота круглая, знала всю жизнь только голод, нищету, работу).
- Как меняется жизнь Настены с «возвращением» мужа? Кого из героев Достоевского напоминает Настена?
( Подобно Соне Мармеладовой, она готова идти с мужем куда
угодно, «на какую хошь каторгу»).
- Как вы думаете, могла Настена оставить мужа в трудную минуту?
- Давайте обратимся еще к одному внутреннему монологу героини-
Это конец главы 7-й. Мысли Настены по поводу того, что она должна быть на стороне мужа-предателя. Прочитаем фрагмент повести :
« Убежать от судьбы она не сможет. Теперь и толочься-то придется по тому же кругу, но словно бы в сторонке. Подглядывать, как живут другие, и жить наособь, под секретом. Смотреть в оба глаза и говорить вполъязыка. Работать вдвое больше и спать вдвое меньше. Хитрить, изворачиваться, врать и знать наперед, чем это кончится.
А все потому, что до поры сберег себя мужик.
Человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Не вынести Андрею этой вины, ясно, что не вынести, не зажить, не заживить никакими днями. Она ему не по силам. Так что теперь – отступиться от него? Плюнуть на него? А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за нее ли больше всего его потянуло домой? Не ее ли он боялся никогда не увидеть, не сказать последнего слова? Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, просто не отмахнешься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтобы держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда ни стряслась».
- Какова, на ваш взгляд, главная причина выбора Настены? Чего она хотела достигнуть, помогая мужу?
( это чисто христианские черты женского поведения и женского
характера : верность мужу, женский долг, жалость к нему. Все то,
что отсутствует в Гуськове, присуще его жене).
-Охарактеризуйте смысловую функцию вопросительных предложе-
ний в данном внутреннем монологе. Сколько их здесь? (10)
-К какому типу речи принадлежит данный текст? (рассуждение).
- А теперь давайте сравним, как относился к людям, к миру Гуськов
и как к ним относится Настена?
( Настена всегда с людьми, ее тянет к ним, люди ее любят и она всех любит. С мужем они –антиподы).
-В какой момент своей жизни она почувствовала отчуждение от родных, от односельчан?
( Конечно, когда в деревне все узнали о Победе. Это глава 16).
- Прочитаем небольшой эпизод из этой главы- переживания и
мысли Настены. Почему она так болезненно воспринимает наступление мира, весть о Победе?
- Обратимся теперь к словам одного из исследователей повести.
Прочитаем их на слайде№8.
«Удивительное единодушие, простирающееся вплоть до добровольного приятия, разделения Настеной мужниной вины…
Эта вот черта кажется нам самой важной в образе Настены, поистине художническим открытием Валентина Распутина… Беда, что Андрей Гуськов не познал или же не принял этой истины: что каждый человек должен быть постоянно в ответе за своего ближнего, равно как и за все человечество…
Настена заплатила за свое открытие двумя жизнями: своей и нерожденного ребенка своего. А Андрей Гуськов, предавший родных, и друзей, и Родину ради жены и будущего ребенка, ставший врагом в родных местах и зверем среди людей, - Андрей Гуськов уполз глубже в нору, чтобы пережить и жену, и сына, продолжателя рода Гуськовых…»
-Какие проблемы, поднятые в повести, критик считает главными-
психологические, политические, морально-этические?
-То есть это те же проблемы, которые поднимал Ф.М.Достоевский
в своих произведениях -в «Преступлении и наказании» и в «Брать-
ях Карамазовых».Настена полностью разделила вину мужа, чувствуя свою ответственность за него. А Гуськов, в отличие от
нее, не думал ни о жене, ни о родителях, ни о всем народе вообще.
В этом плане интересен финал повести. Прочитаем его.
Учащиеся читают вслух финал «Живи и помни» (слайд №9).
«Только на четвертый день прибило Настену к берегу недалеко от Карды. Сообщили в Атамановку, но Михеич лежал при смерти, и за Настеной отправили Мишку –батрака. Он и доставил Настену обратно в лодке, а доставив, по-хозяйски вознамерился похоронить ее на кладбище утопленников. Бабы не дали. И предали Настену земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди.
После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену».
- Здесь нет ни слова о Гуськове. В повести 22 главы, а последний раз о нем идет речь в 19 главе. Обратили ли вы внимание на то, как
говорится о Настене? Какие слова употребляет автор?
(Да, она утопленница, наложившая на себя руки. Но о ней говорится как о живой : « прибило Настену к берегу», «за Настеной
отправили», « предали Настену земле» и др.. Нет характерных для подобных случаев слов «тело», «покойница»).
- Что, возможно, этим хочет сказать автор?
- Где хоронят Настену? Почему? -сделайте, пожалуйста, вывод.
- А теперь подведем итог всему уроку. Какие социально-философские и социально-психологические проблемы ставит произведение В.Г.Распутина?
Слово учителя : Творчество В.Г.Распутина как бы вырастает из
творчества Ф.М.Достоевского. Наш современник продолжает размышлять над проблемами, мучившими его великого учителя
(есть анкета - ответы В.Г.Распутина на вопросы об его отношении
к творчеству Достоевского, где писатель, в частности, называет Достоевского «самой взыскующей совестью нашей литературы»).
«Живи и помни» созвучна «Преступлению и наказанию». Андрей Гуськов считает себя «имеющим право» на дезертирство, он хочет свою вину переложить на «рок», перед которым бессильна воля.
Нежелание признавать личную ответственность за свои поступки-
вот причина его преступления. Идею ответственности за ближнего
несет Настена.
IV). Подведение итогов урока.
- Сегодня мы говорили о повести «Живи и помни». Как бы вы объяснили название произведения? О чем надо помнить, живя?
( Повесть имеет широкий нравственный смысл. Учитель может зачитать точные слова, сказанные по этому поводу другим выдающимся писателем – Виктором Петровичем Астафьевым: «…живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое – рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть и - для тебя».)
- Обратимся к последнему слайду – здесь слова из стихотво-
рения известного русского поэта 20-го века А.Яшина, звучащие
как завещание нам и как предупреждение от многих бед.
(слайд № 10).
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть :
Отечество, Верность, Братство,
А есть еще Совесть, Честь.
А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."
Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина. К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок-размышление по повести В.Г.Распутина "Живи и помни".
Тема нравственностивсегда была основной в литературе многих лет. Именно эта тема является главной в творчестве В.Г Распутина....
ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНСКАЯ ДУША «Русская женщина, великая в своих подвигах и в своих несчастьях…» (по повести В.Г. Распутина «Живи и помни»).
«Живи и помни» было названо лучшим произведением о войне, написанном к 30-летию Победы. Распутин нашёл необычный, малоразработанный поворот сюжета и характеров в нашей литера...
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""
Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...
Презентация к уроку внеклассного чтения по теме: «В.Г.Распутин «Живи и помни»
Презентация представляет собой яркую образную иллюстрацию к уроку внеклассного чтения. Она способствует эмоционально-нравственному погружению читалетей в особенности описываемого в литературном произв...
Урок внеклассного чтения в 11 классе. Две судьбы: тупик и трагедия (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
Задачи урока:Раскрыть идейно-художественное содержание повести Распутина, углубить знания учащихся о мастерстве писателя.Развитие логического мышления и речи учащихся: умение формулировать тезисы, под...