Час поэзии "Душа в заветной лире"
материал по литературе (9 класс) по теме

Моисеева Елена Викторовна

Сценарий  интегрированного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий поэтического часа29.35 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Литературный дворик

«Душа в заветной лире» (литературная композиция – концерт)

ВЕДУЩИЙ Тема творчества занимает значительное место в искусстве. О высоком предназначении поэзии, особой роли поэтов писали в разные века многие авторы. Сегодня мы вспомним только некоторые произведения.

Уже в античности лирики считали поэтическое наследие «памятником», обеспечивающим бессмертие.

Древнеримский поэт

 Квинт Гораций Флакк

«Создан памятник мной…»

Создан памятник мной. Он вековечнее
Меди, и пирамид выше он царственных.
Не разрушит его дождь разъедающий,
Ни жестокий Борей, ни бесконечная

Цепь грядущих годов, в даль убегающих.
Нет, не весь я умру! Лучшая часть моя
Избежит похорон: буду я славиться
До тех пор, пока жрец с девой безмолвною

Всходит по ступеням в храм Капитолия.
Будет ведомо всем, что возвеличился
Сын страны, где шумит Ауфид стремительный,
Где безводный удел Давна - Апулия,

Эолийский напев в песнь италийскую
Перелив. Возгордись этою памятной
Ты заслугой моей и, благосклонная
Мельпомена, увей лавром чело мое!

ВЕДУЩИЙ Гораций назвал свою оду «К Мельпомене», позже в переводах и подражаниях она получила название «Памятник». Михаил Васильевич Ломоносов, будучи учёным и поэтом, перевёл оду Горация близко к оригиналу.

Русский поэт, учёный энциклопедист 17 века Михаил Васильевич Ломоносов

«Я знак бессмертия воздвигнул»

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.

ВЕДУЩИЙ Державин и Пушкин, выдающиеся русские поэты классического периода, создали близкие по духу оде Горация свои «Памятники», вложив в них актуальные для своего времени содержание и идеи.

Русский поэт, государственный и общественный деятель 18 века Гаврила Романович Державин

«Памятник»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Великий русский поэт 19 века, основоположник русского литературного языка Александр Сергеевич Пушкин

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Александр Сергеевич Пушкин «Пророк»

ВЕДУЩИЙ Теме поэта и поэзии посвящены многие стихотворения русских поэтов. А.С. Пушкин в своих стихотворениях отмечает, что поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, что не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек.  А Державин отмечает схожесть гармонии поэзии и гармонии природы природы.

Гаврила Романович Державин «Соловей»

На холме, сквозь зеленой рощи,

При блеске светлого ручья,

Под кровом тихой майской нощи,

Вдали я слышу соловья.

По ветрам легким, благовонным

То свист его, то звон летит,

То, шумом заглушаем водным,

Вздыханьем сладостным томит.

Певец весенних дней пернатый,

Любви, свободы и утех!

Твой глас отрывный, перекаты

От грома к нежности, от нег

Ко плескам, трескам и перунам,

Средь поздних, ранних красных зарь,

Раздавшись неба по лазурям,

В безмолвие приводят тварь.

Молчит пустыня, изумленна,

И ловит гром твой жадный слух,

На крыльях эха раздробленна

Пленяет песнь твоя всех дух.

Тобой цветущий дол смеется,

Дремучий лес пускает гул;

Река бегущая чуть льется,

Стоящий холм чело нагнул.

И, свесясь со скалы кремнистой,

Густокудрява мрачна ель

Напев твой яркий, голосистый

И рассыпную звонку трель,

Как очарованна, внимает.

Не смеет двигнуться луна

И свет свой слабо ниспускает;

Восторга мысль моя полна!

Какая громкость, живность, ясность

В созвучном пении твоем,

Стремительность, приятность, каткость

Между колен и перемен!

Ты щёлкаешь, крутишь, поводишь,

Журчишь и станешь в голосах;

В забвенье души ты приводишь

И отзываешься в сердцах.

О! если бы одну природу

С тобою взял я в образец,

Воспел богов, любовь, свободу, —

Какой бы славный был певец!

В моих бы песнях жар, и сила,

И чувствы были вместо слов;

Картину, мысль и жизнь явила

Гармония моих стихов.

Тогда бы я между прудами

На мягку мураву воссел,

И арфы с тихими струнами

Приятность сельской жизни пел;

Тогда бы нимфа мне внимала,

Боясь в зерцало вод взглянуть;

Сквозь дымку бы едва дышала

Ее высока, нежна грудь.

Иль, храбрых россиян делами

Пленясь бы, духом возлегал,

Героев полк над облаками

В сияньи звезд я созерцал;

О! коль бы их воспел я сладко,

Гремя поэзией моей

Отважно, быстро, плавно, кратко,

Как ты, — о дивный соловей!

ВЕДУЩИЙ Советские поэты 20 столетия также отмечали, что «поэт в России больше, чем поэт».

Владимир Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце а́ло.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи́ гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему, —
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма —
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!

Сергей Есенин «Быть поэтом, это значит…»

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом — значит петь раздольно,

Чтобы было для тебя известней[1]:

Соловей поёт — ему не больно,

У него одна и та же песня.

Канарейка с голоса чужого —

Жалкая, смешная побрякушка.

Миру нужно песенное слово

Петь по-свойски, даже как лягушка.

Магомет перехитрил в Коране,

Запрещая крепкие напитки.

Потому поэт не перестанет

Пить вино, когда идёт на пытки.

И когда поэт идёт к любимой,

А любимая с другим лежит на ложе,

Влагою живительной хранимый,

Он ей в сердце не запустит ножик.

Но, горя́ ревнивою отвагой,

Будет вслух насвистывать до дома:

«Ну и что ж! помру себе бродягой.

На земле и это нам знакомо».

Роберт Рождественский .

«Надо верить в обычное…»

Надо верить в обычное.

 Надо рассчитывать здраво.

 У поэтов с убийцами,

в сущности, равная слава.

Кто в веках уцелел?

Разберись в наслоенье мотивов!..

Мы не помним царей. Помним:

 были Дантес и Мартынов.

Бесшабашные, нервные,

святые «блюстители долга».

Ну подумаешь, невидаль:

однажды вспылили — и только!

За могильной оградою

все обвиненья напрасны…

Пахнут их биографии

 лишь типографскою краской.

Вот они на портретах

 с улыбками благопристойными.

Так что цельтесь в поэтов —

 и вы попадете в историю!

ВЕДУЩИЙ  В татарской литературе также отмечается важнейшая роль творческого труда в культуре общества и жизни человека.  

Народный  поэт Республики Татарстан  Фанис Яруллин

Стихотворение «Тугры дус» («Верный друг»

 ( на татарском языке)

Видный татарский поэт и писатель, участник Великой Отечественной войны Махмут Хусаин

Стихотворение посвящено известнейшему  татарскому композитору «Салиху Сайдашеву.

 (на татарском языке)

ВЕДУЩИЙ  Однако поэзия  не только убеждает и призывает. Часто поэтические произведения имеют развлекательный характер. Примером может послужить английский жанр коротких юмористических стихотворений лимериков, которые нам представят учащиеся 6 класса.

Лимерики

Учащиеся 6 классов на английском языке

ВЕДУЩИЙ  Хочется завершить сегодняшний концерт словами русского поэта 19 века Ивана Тургенева «Не в одних стихах поэзия: она разлита  везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Заветное слово"

Сценарий праздника, посвящённого Дню славянской письменности и культуры. Для учащихся 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида....

Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)

Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре....

Литературная игра "Книг заветные страницы"

Внеклассное мероприятие игра-викторина для учащихся 7 класса. Цель: расширение читательского кругозора; формирование интереса к чтению....

«Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...»)

Статья «Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...») для учителей, работа...

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

Элективный курс по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.В свете Концепции духовно-нравст...

Презентация к элективному курсу по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."

Предлагаемая презентация является "концентрированным" ресурсом для быстрого и наглядного ознакомления коллег и всех участников образовательного процесса с содержанием модульной программы элективного к...