Сценарий праздника "Заветное слово"
методическая разработка по теме

Сценарий праздника, посвящённого Дню славянской письменности и культуры. Для учащихся 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zavetnoe_slovo.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Заветное слово

Сценарий празднования

Дня славянской письменности и культуры.

        (5 – 8 классы)

Оборудование:  аудиозаписи колокольного звона и русских народных песен;

                             воздушные шары;

                             Славянская азбука;

                             плакат с изображением монаха-летописца;

                             свеча;

                             рисунок старинной книги;

                             таблички со словами: славяне,  предки, письменность, летопись, Кирилл, Мефодий, Солунь, 863 год, Кириллица

                             стенд с закрытыми буквами (слово «азбука»)

Действующие лица:   Скоморохи

        Иван

        Марья

        ведущие

        чтецы

Звучит мелодия русской народной песни.

В зал вбегают скоморохи.

Скоморох (1): Здравствуй, честной народ!

Скоморох (2): Здравствуйте, мальчишки – шалунишки!

С. (1): Здравствуйте, девчушки-вострушки!

С.(2): Эй, бабули и дедули, молодёжь и детвора!

С. (1): Подходите, не стесняйтесь!

С. (2): Веселитесь, не ленитесь!

С. (1): Ждут вас шутки, ждёт потеха!

С. (2): Воз улыбок! Море смеха!

С. (1): Никакого нет секрета,

           Хоть кого порасспроси.

            Представления, как это

            Не бывало на Руси!

С. (2): Ехали мы к вам издалече, от самих солунских братьев – Кирилла и Мефодия, с заветным словом. Но по долгой дороге сюда слово это запамятовали. Выручай, честной народ!

С.(1): Слово-то ведь это немудрёное, да значение имеет большое. А кто же нам поможет-то? Конечно, Иван да Марья – любимые герои русских сказаний.

На сцену под  музыку выходят Иван и Марья, кланяются зрителям до земли. Скоморохи в это время рассаживаются по краям сцены.

Марья: Добрый день, гости дорогие! Доброго дня и вам, весёлые Скоморохи! Мы рады приветствовать вас на празднике славянской письменности и культуры.

Иван: пришли мы к вам сегодня, чтобы отдать дань уважения великому подвигу братьев – просветителей Кирилла и Мефодия.

Чтец 1: Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

Чтец 2: В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Иван: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы – красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

Марья: И явились  на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке. А в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Иван: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать.

Это оказалось очень трудным делом. И один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.

Колокольный звон

Чтец 3: По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Чтец 4: Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Чтец 5: Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Чтец 6: Русоволосые и сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все: Мы  – славяне!

Чтец 7: Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россияне,

Издревле кто вы?

Все: Мы – славяне!

Иван: Придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. Называется эта азбука Кириллицей. Как вы думаете, почему?

Ведущий : Ежегодно 24 мая весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры. На Российскую землю этот праздник пришёл совсем недавно – в 1992 году, когда в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти. Есть памятник Кириллу и Мефодию в городе Мурманске, его преподнесла в дар городу славянская страна Болгария, где этот праздник отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по- настоящему празднично. Сейчас этот праздник объявлен у нас государственным, всероссийским.

Иван: В этот день уместно всё, что связано с родным языком, литературой, народными обычаями и традициями.

Скоморох 1: (подбегая к Ивану и Марье) Так ведь мы и хотели играть да веселиться, даже подарок несли всему честному народу на радость да на великое знание.

Марья: Что же за подарок такой?

Скоморох 2: Слово! Да не простое, а заветное!

Марья: Где же оно? Что это за слово?

С.1: Прости,  Марьюшка, забыли мы его. Хотели вот у вас с Иваном помощи просить, чтобы вспомнить.

Иван: Что ж, мы рады помочь. Пусть и зрители нам помогают. Только как же нам это сделать? Выручай нас, Марьюшка, ты ведь волшебница.

Марья: С удовольствием! (Взмахивая платочком) Появись, слово заветное!

Появляется щит со словом-загадкой

Марья: Вот здесь слово это находится. Собрать – отгадать мы его сможем из  букв, спрятанных в разных представлениях.

Ведущий: Посмотрите повнимательней на буквы Кириллицы. Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы? Напоминают. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живёте, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут.

Под звуки музыки входят буквы аз, буки.

Буква Аз: Здравствуйте, дети! Угадали, какая я буква?(Дети называют)

Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня.

 Зал делится на две команды. Команды по очереди называют слова на букву А. Выигрывает тот, кто назовёт слово последним.

Буква Буки: А теперь угадайте, как меня зовут?(дети называют). Вспомните, сколько хороших слов начинается с моей буквы. Назовите их.

        Конкурс повторяется

Буква А: А теперь назовите нас по порядку.

        Дети называют.

Ведущий: Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Азы – то есть начало. И как Кириллица начинается с буквы аз, так и наше заветное слово начинается с этой первой буквы алфавита.

        Открывается первая буква.

Скоморох 1: Сейчас перед вами выступят люди не простые, а искусством занятые. Они вам спляшут, а вы попробуете отгадать другие буквы нашего заветного слова.

Танцевальная группа исполняет русский народный танец.

Ведущий: Как  же называется это действо, которое мы увидели? А кто его нам исполнял? (Красавицы). Во все времена девушки и женщины украшали свою одежду особым узором, красивой вышивкой. Как можно назвать эти одежды? (Костюмы). Мы назвали два слова, которые начинаются с нужной нам буквы – красавицы и костюм. Открываем пятую букву слова.

Ведущий: А к нам спешат ещё  буквы. Представьтесь, пожалуйста!

Буква В: Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я всё знаю, про всё ведаю.

Буква Г: А я – буква Глаголь.

Ведущий: Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята?

        (говорить)

Буква Г: Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». А теперь послушайте, подумайте и дайте правильный ответ.

        Загадывают загадки

Ведущий: Что мы сейчас с вами делали? (разгадывали загадки)

На какую букву начинается слово загадка? Открываем букву З.

Иван: Что за шум? Что за гам? Кто эти люди?

 

Танцевальная группа исполняет танец  маленьких утят.

Скоморохи повторяют движения танца.

Ведущий: Назовите танец (Утята)

Открывается буква У

Буратино

Марья: Слово наше заветное уже практически разгадано. Думаю, что и с последним заданием вы справитесь без труда.

Как называется место, в котором мы с вами находимся? (Архангельск)

Иван: Итак, наше заветное слово – АЗБУКА!

Марья: Что ж, Скоморохи, отгадали зрители потерянное вами слово. А слово-то какое важное, нужное! А всё-таки, почему азбуку называют азбукой? Кто догадался?

Иван: Азбука – основа письменности. Кем были бы мы без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки.

Марья: Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку. Азбука помогает делиться добрыми советами и добрыми делами.

Ведущий: Была  в Кириллице буква с замечательным именем -  Добро.

Буква Д: Добрый день! Меня зовут Добро.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Буква Л: А я – буква ЛЮДИ.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Буква Р: Я – буква РЦЫ.

Недаром я собой горжусь,

Ведь я – начало слова Русь.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата,-

Значит, будет жить она.

Песня

Скоморох 1: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Скоморох 2: Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

Иван: Более 1000 лет назад славянские книжники братья Кирилл и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время 70 языков мира имеют письменность на основе кириллицы.

Марья: 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Каждой весной, 24 мая, приходит на русскую землю праздник – юный и древний – День славянской письменности и культуры.

Скоморох 1: Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Скоморох 2: Так восславим буквы эти!

                        Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Все: Наш славянский алфавит!

Кланяются зрителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий ответного слова выпускников

Ответное слово представленно в виде сказки. Очень интересный сценарий. содержит сценки , песни, слова благодарности....

Сценарий мероприятия "Слово о Хлебе"

Мы стали часто забывать о главных ценностях , а что говорить о детях... Я надеюсь, это мероприятие поможет задуматься о том, что же в этой жизни важнее всего....

Выпускной вечер в 11 классе 2013 г (материалы к сценарию). Доброе слово о каждом выпускнике класса

   Скоро в школах выпускной вечер. Каждый классный руководитель захочет с любовью и верой сказать доброе слово о своих воспитанниках, таких разных и тем интересных. Мои выпускники уже...

Сценарий Ответного слова выпускников

Предлагаю Вашему вниманию сценарий ответного слова выпускников на Последний звонок....

сценарий ответного слово классного руководителя на выпускном вечере.

выступление классного руководителя одного или несколько на выпускном вечере.Представлено в форме инсценировки с уплывающим кораблем. ...

Методическая разработка сценария "Ответное слово. 9 класс. Последний звонок"

Внеклассная работа является одним их методов нравственного развития личности. Внеурочная деятельность даёт возможность глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие способности. С...

Сценарий ответного слова выпускников "Выпускной - 2015"

Сценарий ответного слова выпускников "Выпускной - 2015"...