Технологическая карта урока по литературе для 6 класса по теме:«А.С.Грин. «Алые паруса». Подготовка к сочинению – рассуждению».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Материал для работы по подготовке к сочинению-рассуждению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_6_klass.docx | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 6 классе (по программе В.Я.Коровиной)
Класс: 6
Предмет: литература
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 г
Название раздела, темы: Произведения русских писателей XX века. А.С.Грин. «Алые паруса».
Материалы к уроку: Просмотр презентации, индивидуальные задания.
Тема урока: «А.С.Грин. «Алые паруса». Подготовка к сочинению – рассуждению».
Цель урока: Научить отбирать материал к сочинению.
Задачи урока: 1) Характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поведения и поступков;
2) Обучить составлению сложного плана;
3) Подобрать материал к устному и письменному сочинению-рассуждению о героях изучаемого произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать устную и письменную речь учащихся, отрабатывать навыки отбора материала по теме.
Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, свободно воспринимать текст художественного произведения, осмысленно читать; содействовать развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помогать в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию; развивать моральную готовность противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать; самоопределиться в отношении к героям произведения.
Регулятивные УУД: уметь определять цель каждого пункта плана; планировать свою деятельность на каждом этапе урока, уметь осуществлять самооценку и коррекцию собственных действий; стремиться к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.
Литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Технологическая карта урока.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | ||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация учебной деятельности Дети достали оценочные листы, в которых после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные УУД: формирование гражданских качеств путём …. Регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: Перед вами слайд, на котором написаны слова Н. Тихонова: «… он любил живую, красивую, сильную жизнь; его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту человеческих подвигов, исканий, высоту духа». А теперь подумайте, справедливы ли эти слова по отношению к героям «Алых парусов»? Почему? | Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников. Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему урока; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
2.Формулировка темы урока. Постановка учебных задач. Словарная работа. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД: целеполагание | Задание: Обратим внимание на слайды. Кто изображен на них? Какие слова из текста их характеризуют? Какие слова вы подобрали самостоятельно? Целеполагание. Мы не случайно говорим о характеристиках героев феерии «Алые паруса». Попробуем сформулировать тему нашего урока. | Отвечают на вопросы. Отвечают ученики парами (было дано домашнее задание заполнить 1-2 столбики таблицы: 1 столбик – цитаты из текста, 2 колонка – самостоятельно подобранные слова. 3 колонка. Чем интересен, близок мне герой произведения? (заполняется на уроке) Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||
1. Проверка домашнего задания | Словесный, познавательный, эвристический | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения. Личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение?» Регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата. | Проверка заполнения таблицы (Учащимся было дано задание дома выбрать из текста слова, характеризующие героев, их поступки, заполнить 1 и 2 колонки) Беседа по произведению. -О чем и о ком это произведение? -Что мы узнали и можем сказать о его героях? -Какие поступки их характеризуют? –Если вам нужно будет рассказать о своем любимом герое, на каких чертах характера вы заострите внимание? -Что такое характеристика литературного героя? (Темы прошлых уроков) | Чтение таблицы, составленной по произведению. Отвечают на вопросы учителя. |
2.Работа над составлением сложного плана | «Карта плана» Вам было дано задание вспомнить структуру плана сочинения – Восстановите модель плана, выбрав нужные элементы. Составление плана | Работа в команде. (Каждой группе даны задания заранее) Каждая группа должна выбрать верные элементы плана. ( Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается модель плана. Предполагаемая запись I. Знакомство с героем произведения «Алые паруса»А.С. Грина (о ком я хочу рассказать?) II. Характеристика героя (что я хочу о нем рассказать?) 1. Определение места героя среди других персонажей. 2. Анализ имени. 3. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 4. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя. 6. Черты характера. 7. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко. 8. Авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. III. Мое отношение к герою (почему я захотел рассказать об этом герое?) | ||
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | ||||
1.Работа с текстом произведения (самостоятельная работа учащихся) | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа: - Итак, мы составили план нашего сочинения. -Какой материал, подобранный вами, может быть использован в сочинении? | Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя |
2. Слушание чтения материала для сочинения из произведения | Беседа по прослушанному. -Понравился ли вам выбранный материал? - Подтвердилось ли ваше предположение о характере главных героев? - Кому из ребят удалось наиболее точно подобрать материал для характеристики своего героя? - Можно ли его описать своими словами? -А какие черты характера, присущие главному герою, вам хотелось бы сформировать у себя? | Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя. | ||
3. Словесное рисование. | Метод словесного рисования | -Какую иллюстрацию к вашему сочинению вы бы нарисовали? | Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему устно | |
-Изменилось ли ваше восприятие героя произведения? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. | |||
Этап 5. Закрепление полученных знаний | ||||
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные УУД: соотношение своей части работы с общим замыслом. Регулятивные УУД: умение самостоятельно и рационально работать. Познавательные УУД: проявление активности в решении творческой задачи. Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Самостоятельное написание черновика сочинения «Мой любимый герой феерии «Алые паруса». Афиширование. |
Этап 6. Подведение итогов урока | ||||
1.Домашнее задание | Словесный, наглядный | Домашнее задание: редактирование текста сочинения (характеристика литературного героя) | Запись задания в дневники. | |
2.Рефлексия | Самоанализ. Метод контроля, познавательно-рефлексивный | Регулятивные УУД: рефлексия. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Анализ работы учащихся. Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Самооценка работы на уроке. Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют оценочные листы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».
Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Е. Лайковой» проводится в рамках систематической работы по развитию устной и письменной речи учащихся. Его тип, структура, методы и прием...
Технологическая карта урока по литературе (9 класс)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с...
Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов
Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс: 5Тип урока: урок «открытия» нового знания...
Технологическая карта урока по литературе 6 класс
Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ко...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)
На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...