Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Е. Лайковой» проводится в рамках систематической работы по развитию устной и письменной речи учащихся. Его тип, структура, методы и приемы подчинены организации развития познавательной активности, повышению мотивации к обучению. Предлагаемый мною урок – один из вариантов подготовки к части С ГИА, имеющий выход в практику творческой деятельности ученика: собственного осмысления авторской позиции и выражения своей точки зрения в сочинении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько вокруг!
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов
Этап I Погружение в проблему. 3 мин
Звенит колокольчик.
Добрый день, ребята. Сейчас прозвенел звонок. Звонок для ваших сердец.
Чтение стихотворения – 1 мин.
Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда- нибудь видели столько печали?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили:"Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех.
Вы за ней двери дома закрыли?
А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...
Сегодня на уроке нам предстоит подготовиться к сочинению-рассуждению, связанному с анализом текста.В качестве исходного текста я выбрала текст Елены Геннадьевны Лайковой, учителя одной из московских школ. Сейчас я прочитала вам стихотворение моей ученицы. Теперь посмотрим видеосюжет, и мне хотелось бы услышать ваши предположения, о чём пойдёт речь в этом тексте.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
Итак ваши предположения?
Давайте ознакомимся с текстом Лайковой. Чтение текста вслух – 2 мин.
Прочитаем задание С2. ГИА. Сочинение-рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ. В течение урока попытаемся ответить на вопрос: ПОЧЕМУ «человек не может состояться без доброго отношения к мЕньшим своим братьям».(написано за закрытой доской)
Давайте вспомним, какова структура сочинения-рассуждения. Слайд 2 Также эту схему вы можете увидеть на своих рабочих листах.
Этап II Работа над вступлением
Теперь наша задача поработать над вступлением, в котором мы должны сформулировать тему текста,основную проблематику, авторскую позицию.Для этого необходимо ответить на ряд вопросов. Слайд 3
- О чем размышляет писательница? Какова тема текста (жестокое отношении человека к собакам)
- Актуальна ли данная тема. Обратимся к фотографиям, сделанных на улицах нашего города.
- Какую ведущую проблему вы можете выделить в этом тексте?Какие вопросы ставит автор? (11-13) (проблему дефицита милосердия)
Задание1
Найдите ключевые слова, связанные с данной проблемой, подчеркните их в исходном тексте.
Действительно, вот такие могут быть ключевые слова.Слайд4
Задание 2
А теперь, ребята, мне хотелось бы узнать, как вы понимаете значение слова «милосердие». Вы знаете, что объяснить лексическое значение слова можно, подобрав к нему синонимы. Я вас попрошу на этих листочках написать синоним к слову «милосердие». Но прежде я хочу вам рассказать следующую историю. Некоторые из синонимов вы услышите из неё.
Рассказ притчи о мальчике и щенке.
- Запишите синоним. Покажите мне ваши листочки. (слова, которые не повторяются, прикрепляются магнитом к доске)(Моё слово – сопереживание)
Задание 3
Теперь прочитаем в своих рабочих листах определение слова из словаря Ожегова.
МИЛОСЕ́РДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.
Запишем синонимический ряд. У нас получились такие слова.(сострадание, сопереживание, сердобольность, доброта, жалость) Слайд №
- Обратимся вновь к исходному тексту. Какие примеры жестокого отношения к животнымавтор приводит? (6-7)
- Ребята, как вы думаете, есть взаимосвязь между отношением к животным и отношением к людям? А как об этом говорит Лайкова? Зачитаем. (15-17)
Задание 4
Давайте прочитаем следующее стихотворение Лобовой, доказывающее эту взаимосвязь. Чтение стихотворения
Жила-поживала когда-то большая семья.
Настала пора переезда в иные края.
Когда же мешки с барахлом выносили во двор,
У взрослых с детьми разгорелся нешуточный спор.
И "против" и "за" разделились у них голоса -
Везти или нет им с собою дворового пса.
А тот, чьих зубов опасался полуночный вор,
Лежал и внимательно слушал людской разговор.
"Я стал им не нужен... Зачем притворяться живым?"
И больше не поднял с натруженных лап головы.
Спустя поколение снова настал переезд
На поиски более щедрых и солнечных мест.
И бывшие дети решали над грудой мешков -
Везти или нет им с собою своих стариков.
Какую мысль автора подтверждает это стихотворение?
- Как считает автор текста, без чего не может состояться человек? (19 предложение)
Задание 5
Ребята, подведём итог всему вышесказанному, поработаем самостоятельно. Обратимся к вашим рабочим листам, заполним таблицу. У вас 3 мин.
Тема текста | Автор (ФИО) … размышляет в данном тексте о … |
Проблематика | Основная проблема этого текста – проблема … |
Авторская позиция | Е. Лайковасчитает, что человек не может состояться …. Исследуя проблему милосердия, автор с болью вопрошает: « |
Чтение таблицы.
Вывод. Мы с вами выполнили первую задачу - написали вступление к нашему сочинению. Перейдем к аргументации.
Этап III Аргументация позиции
Слайд Нам необходимо найти два аргумента, доказывающих авторскую позицию.
Задание 6
Давайте вновь обратимся к исходному тексту. Найдём первый аргумент, доказывающий, почему мы должны заботиться о собаках.
- Собака – верный друг.Запишем в рабочих листах. ( предложение № 8-10)
А вы согласны с авторской позицией?А у кого из вас есть такой верный друг? Какие вы знаете примеры собачьей преданности?
У меня есть для вас видеосюжет о собачьей преданности.
После просмотра видеосюжета. Я уверена, на вас произвели впечатление примеры собачьей преданности. О наиболее понравившемся случае вы можете написать в выводе.
Задание 7
Теперь найдём второй аргумент. Запишем.
- Собаки совершают подвиг во имя человека.
( предложение № 20)
А вы можете привести мне примеры подвигов собак?
Задание 8
На листах с раздаточным материалом у вас имеется текст Игнатова «Подвиги собак». Дома вы ознакомитесь с ним и затем сможете воспользоваться этими материалами в своём сочинении. А сейчас мы обратимся к отрывку из данного текста. Расставим знаки препинания, вставим пропущенные буквы. У вас 3 мин.
Проверка.
Вывод. Итак, мы закончили работу над основной частью вашего сочинения.Переходим к выводу.Но сначала немного отдохнём, настроимся на творческую работу, посмотрим следующий видеосюжет.
Этап IV Работа над выводом
Задание 10
Сейчас вам предстоит самостоятельно написать вывод к вашему сочинению,выразив собственную позицию по данной проблеме.Для этого поработаем в парах. Я попрошу вас написатьвывод вот на таких цветных листах. Вы можете его начать с фразы, написанной на слайде. Слайд 9
Затем приведите свои доказательства. Воспользуйтесь материалами, с которыми мы работали на уроке. Закончить свое сочинение вы можете ярким афоризмом, цитатой, лозунгом – призывом. У вас 6 мин.
Чтение 1 работы.
У известного публициста Даниила Алекс. Гранина есть слова: «Я уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь»
Давайте и мы внесём свой вклад и оформим стенд в вашей школе на данную тематику. Я уверена, что читая ваши творческие работы, все задумаются над этой проблемой.
Ученики прикрепляют работы к магнитной доске.
Этап VРефлексия. 2 мин.
Для вас колокольчик уже прозвенел. Пусть он всегда звенит в вашей душе, когда вы видите бездомных животных. Наш урок подходит к концу. Дома я попрошу обобщить всё сказанное на уроке и написать сочинение-рассуждение по тексту Лайковой. Я буду рада прочесть их и отредактировать, если вы мне их отправите на мой электронный адрес. Теперь я попрошу вас записать свои выводы о сегодняшнем занятии, оценить свою работу, настроение, впечатление об уроке. Прочитав ваши ответы, я смогу понять, насколько интересным и полезным было для вас это занятие.
Перед вами лежат сердца. Выберите сердце того цвета, который соответствует вашему настроению во время урока: красное – тревожное, зелёное – позитивное, синее – нейтральное. Затем допишите ответы на вопросы:
Своей работой на уроке я….
Урок для меня показался….
Сегодня на уроке я понял, как…
Ребята, теперь я хочу всех вас поблагодарить за сегодняшний урок. Мне было приятно работать с такими творческими учениками. И хочу вам пожелать удачной сдачи экзаменов.На память о нашем уроке я для вас приготовила календарики с домашними любимцами. (Ученики уходят с урока под песню «Ласковей собаки»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе в условиях подготовки к переходу на ФГОС.
Материал посвящён раскрытию понятия "деятельностного подхода"...
Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...
использование системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку
Использование системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку...
Использование системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку
Автор данной статьи рассматривает системно-деятельностный подход при обучении иностранным языкам, приводит конкретные примеры деятельности учителей методического объединения....
Проектная технология на уроке как способ организации деятельностного подхода в изучении русского языка и литературы
Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. Поэтому в настоящее время актуальным является использование в обучении проектного метод...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку
Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....
Методический семинар Тема: «Системно- деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе» (Из опыта работы)
Системно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию...