Тема урока «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Валентина Станиславовна Шаламбар

Тема урока  «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_i_fevroniya_.pptx789.5 КБ
Файл povest_o_petre_i_fevronii_muromskih.docx49.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. Урок литературы в 7 классе Цели урока: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её специфику; поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси; показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне. Оборудование: стенгазета «Повесть о Петре и Февронии ». В дополнение к прочитанному» , презентация,. Опережающее задание: 1. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии ». 2. Отгадать кроссворд по данной повести (напечатан в стенгазете). 3. Найти информацию об авторе данного произведения (индивид.). Автор: Шаламбар Валентина Станиславовна Должность: учитель русского языка и литературы 2015

Слайд 3

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её специфику; поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси; показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне. Цели урока:

Слайд 4

муромо-рязанский цикл Ермолай – Еразм 1547 год Князь Пётр убивает змея. Рукопись 17 века

Слайд 5

СКАЗКА ЖИТИЕ ПОВЕСТЬ Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру. По́весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. - Сказочный зачин: « Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония , им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». - Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково). - Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году). - Есть волшебные вещи: агриков меч. - Добро побеждает зло ( Пётр победил змия). - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания. - Загадки и хитроумные испытания. - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице. Постоянные эпитеты ( лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы ( два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА

Слайд 6

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал он у вас осуждения? - Так почему же автор делает Петра главным героем? - Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. - Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? - Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?

Слайд 7

«…Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  …  по Евангелию поступил: пренебрег княж е нием своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

Слайд 8

- Почему автор не рисует портретов героев повести? В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии ?

Слайд 9

- Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Рака с мощами святых под высокой иконой в золочёном окладе . Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.

Слайд 10

- В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время.

Слайд 11

8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности

Слайд 12

Муром Архангельск Ульяновск Сочи Ярославль Абакан Памятники Петру и Февронии

Слайд 13

Подведение итогов урока. - Чем обогатила вас история Петра и Февронии ? - О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний урок? Семья Любовь Верность

Слайд 14

СПАСИБО ЗА УРОК

Слайд 15

Список используем ой литературы и сайтов : Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005 Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82 Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39 Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М ., 1999 Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18. http :// school -103. nios . ru / Petr . htm http://www.petr-fevronia.ru/category/22 http://artikul.ucoz.ru/forum/54 http://journal.oscfo.ru/nomera/4/povest_o_petre_i_fevronii_muromskih/ http://www.mosds.ru/BRK1/XVI-04.htm http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3 .



Предварительный просмотр:

Урок литературы

21.09.15 г.

7 класс

Тема урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности.

Цели урока:

-познакомить  с повестью о Петре и Февронии Муромских,

 выявить её специфику;

-поведать,  как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости --поступков и желаний в литературе Древней Руси;

показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.

Образовательные задачи:

1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.

2) развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);

навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;

3) обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей).

Оборудование: компьютер, проектор, стенгазета «Повесть о Петре и Февронии». В дополнение к прочитанному», презентация.

Методические приемы:

Комментарии учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, пересказ.

Опережающее задание:

1. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии».

                      2. Отгадать кроссворд   по данной повести (напечатан в стенгазете).

                      3. Найти информацию об авторе данного произведения (индивид.).

Ход урока.

Запись на доске:«Трогательное сказание о Петре и Февронии  -

 одна из жемчужин древнерусской литературы»

Г.Ф.Федоров

  1. Организационный момент.

Слайд 2

Слайд3

Слайд4

Слайд 5

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд 9

Слайд 10

  1. Изучение новой темы.
  1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.

Про Петра и Февронию Муромских

Много славных имен на Святой на Руси,
Много сказано былей – кого ни спроси,
И меж былей жива – не крива, не стара –
Про Февронью-жену и супруга-Петра.

…Петр в Муроме-граде на княжестве был,
И мечом неприязненна Змия убил.
А Февронья, что с юности стала мудра,
Врачевала великие раны Петра.

Многократно просили бояре Петра –
Мол, простую крестьянку – гони со двора,
Знатну дочь близ себя посади на престол!..
Князь послушал бояр… и из града ушел…

И челом ему били громадою всей:
Возвращайся, о княже, с женою своей!
И во Муроме правь до скончания дней,
Коли столь неразлучна душа твоя с ней.

И в любви благодатной – к успению лет
Дали Петр и Февронья взаимный обет,
Будто в каменну вместе возлягут кровать,
Где вдвоем – до Страшного Суда – почивать.

И свершилось заветное: праведным сном
Опочили согласно во гробе одном.
А народ – по земному уму порешил,
И усопших немедля разнять поспешил.

В усыпальницу князеву – князя снесли,
А жену его – в скит, на погост отвезли.
Но в канун погребенья – всех весть потрясла:
Снова в каменный гроб воротились тела.

Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал – словно души – Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви – только свет, только свет!

Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!

Потому что любовь – паче смерти – для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!

                           Матвей Славко,  лирник

        

 Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому  циклу, «Повестью о Петре и Февронии».

    Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об  отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

    Жизнь семейной четы, описанная в данной повести  — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи

Итак, перед нами «Повесть о Петре и Февронии».

  1. Сообщение  ученика  об авторе и исторической основе повести.

       Написана эта повесть выдающимся писателем и публицистом Ермолаем  (фамилия до нас не дошла). Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал  протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся  в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.

К  созданию «Повести о Петре и Февронии» Ермолай - Еразм   приступил по предложению митрополита Макария в связи с соборной канонизацией муромских святых в 1547 г.

Петр и Феврония – исторические личности.  Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солодча, откуда родом была Феврония.

Ермолай-Еразм  литературно обработал местные предания и создал повесть.

  1. Работа над таблицей.

-   Но, как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения). Почему? Ответить на этот вопрос мы попробуем через составление таблицы.

 -  Найдите в изучаемом произведении черты сказки, жития, повести (заполняется по ходу обсуждения)

Сказка

Житие

Повесть

Сказка - произведение устного народного творчества               о вымышленных событиях,       с участием волшебных, фантастических сил.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,

 их деяний.

Жития имели определенную структуру.

По́весть — прозаический жанр, тяготеющий

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

-  Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

 -  Не указано точное время, оно   отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро».

  -  Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе,  вторая – на сказку о мудрой деве.

 -  Есть волшебные вещи: агриков меч.

 -   Добро побеждает зло  (Пётр победил змия).

 -  Загадки и  хитроумные испытания.

 -  Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь,  мудрая дева);  повторы  (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

-  Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

 -  Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

 -  Герои  живут по «заповедям Божьим,  в  трудную минуту обращаются к Богу.

 -  Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час,  не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

-  Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Феврониисломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).

-  Достоверность «Повести…» придают названия  конкретных  мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

 -  Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в  1228 году).

 -  В центре произведения  -  образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные  испытания.

 -  В повести отражен один из острейших конфликтов  XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

-  Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?  

(Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.

Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера).

 - Так почему же это произведение не было включено в сборник? (Нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.)

  1. Беседа по вопросам.

   Забракованное для официальной книжности произведение наперекор цензуре оказалось излюбленным чтением современников Ермолая-Еразма  и их потомков. Оно распространилось в огромном числе списков и в нескольких редакциях.

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть.

- Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?        

(Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр  стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

- Так почему же автор делает Петра главным героем?

(Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).

- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

(Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные).

Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

(Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

-  Посмотрите на записанные изречения.

Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.  

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

 - Можем ли мы подтвердить эти изречения  нашим текстом?

 - И как мы видим из произведения, Пётр  был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее:
«Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  … по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

- Почему автор не рисует портретов героев повести?

(Не внешность, не красота  главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

- В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

 -  Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей

 - В чем основноезначение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

-  Жизнь святых Петра и Февронии - это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

    Ермолай-Еразмиз глубины веков поведал нам  о культуре отношений между мужчиной и женщиной, сущестовавшей  семь веков назад.Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность  –ценности, над которыми не властно время.

Слайд 11

Слайд 12

  1. Всероссийский день семьи, любви и верности.

С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья.

В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.

Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую паруза покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

 - Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом?

Ответ лежит на поверхности: богатый потрясениями ХХ век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи и супружества глобализацией!

Слайд 13

  1. Подведение итогов урока.

-  Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

 - О  каких вечных ценностях  заставил вас задуматься сегодняшний урок?

  1. Прослушивание песни «Пётр и Феврония»               в исполнении хора  «Пересвет» (солист Владислав Косарев).

  1. Домашнее задание (записано на доске).
  1. Провести словарную работу: задание №2, стр. 56.
  2. Подготовить чтение «Повести…»  по ролям или пересказ, близкий к тексту, обратив внимание на сказовые интонации.

Список используемой литературы и сайтов:

  1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005
  2. Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
  3. Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39
  4. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999
  5. Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18.
  6. http://school-103.nios.ru/Petr.htm
  7. http://www.petr-fevronia.ru/category/22
  8. http://artikul.ucoz.ru/forum/54
  9. http://journal.oscfo.ru/nomera/4/povest_o_petre_i_fevronii_muromskih/
  10. http://www.mosds.ru/BRK1/XVI-04.htm
  11. http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Духовные ценности и нравственные идеалы героев в "Повести о Петре и Февронии Муромских" (программа Г.В.Москвина)

1.Урок по изучению "Повести о Петре и Февронии Муромских".  Формирование нравственных ценностей человека.2.Урок подготовки к написанию сочинения по повести. Сбор материала....

"Повесть о Петре и Февронии".Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Анализ произведения.Актуальность его в наши дни....

Урок литературы в 7-м классе "Нам сердце исцелит любовь и верность" по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Нестандартный материал по разделу  "Древнерусская литература" . Цель урока раскрыть образ человека  Древней  Руси, определить приемы создания художественного человека Древней Руси,...

Презентация к уроку "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Презентация к уроку "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2  урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...