элективный учебный предмет "Правила написания эссе"
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Родкина Наталья Алексеевна

программа для полготовки к написанию итогового сочинения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_napisaniya_esse.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

               Элективный учебный предмет «Правила написания эссе» предназначен для обучающихся 11 класса и разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

 - приказом Минобразования и науки от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 03.06.2008, 31.08.2009, 19.10.2009, 10.11.2011, 24.01.2012, 31.01.2012, 23.06.2015);  

- приказом Минобразования и науки от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с дополнениями и изменениями и дополнениями от 20.08.2008, 30.08.2010, 03.06.2011, 01.02.2012);  

Информация о количестве учебных часов.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Общая характеристика элективного учебного предмета «Правила написания эссе»

 Элективный учебный предмет призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения литературы. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к итоговому сочинению, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные направления итогового сочинения  и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (эссе), которое создается на основе предложенных направлений. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Курс не замещает уроки литературы, а дополняет их, опирается на метапредметные связи.

Цель элективного элективного учебного предмета: 

-подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Задачи элективного учебного предмета:

-помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;

-совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

-формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

-совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

-совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

-формировать и развивать умения подбирать литературные аргументы, органично вводить их в текст.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.

Содержание программы

(34ч)

Введение 1ч

Основные требования к сочинению. Концептуальные основы итогового сочинения.

Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения.

Композиция и структура классического сочинения 3ч

Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.

Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.

Жанровые разновидности сочинения 3ч

Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста 3ч

Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.

Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения 1ч

Подбор материалов по следующим направлениям: «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».

Классификация ошибок. Критерии оценивания итогового сочинения 2ч

Критерии оценивания итогового сочинения.

Проблема текста 1ч

Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.

Комментарий к проблеме 1ч

Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: актуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.

 Авторская позиция 1ч

Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.

Аргументация собственной позиции 1ч

Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, вывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.

Композиция сочинения-рассуждения 2ч

Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.

Речевое оформление сочинения 4ч

Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.

Практическая работа по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ по направлениям   11ч

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Композиция и структура классического сочинения.

3

3

Жанровые разновидности сочинения.

3

4

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.

3

5

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.

1

6

Классификация ошибок. Критерии оценивания

2

7

Проблема текста

1

8

Комментарий к проблеме

1

9

Авторская позиция

1

10

Аргументация собственной позиции

1

11

Композиция сочинения-рассуждения

2

12

Речевое оформление сочинения

4

13

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Отцы и дети»

2

14

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Мечта и реальность»

2

15

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Месть и великодушие»

3

16

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Искусство и ремесло»

2

17

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Доброта и жестокость»

2

Итого:

34

Требования к уровню подготовки выпускников  

В результате изучения литературы ученик должен  

знать: 

-содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; 

-наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); 

-основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; 

-историко-культурный контекст изучаемых произведений; 

-основные теоретико-литературные понятия; 

уметь: 

-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; 

-выявлять авторскую позицию;  

-выражать свое отношение к прочитанному; 

-сопоставлять литературные произведения; 

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или -нескольких произведений; 

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; 

-писать итоговое сочинения в соответствии с требованиями;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

- поиска нужной информации в справочных материалах; 

- развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям; 

- ведения аргументированной полемики; 

- определения круга чтения и оценки литературных произведений; 

- самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ. 

 

Календарно-тематический планирование

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Дата по плану

Дата по факту

1.

Введение. Концептуальные основы сочинения.

Общие требования к сочинению.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Работа с демоверсией.

Заполнение бланков

05.09

2.

Разновидности вступления к сочинению.

1

Практикум

Работа с текстом

12.09

3.

Основная часть сочинения.

1

Практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

19.09

4.

Заключение. Порядок работы над композиционными

частями сочинения.

1

Практикум

Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ.

 26.09

5.

Литературно-критическая статья как жанр сочинения.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Работа с текстом, создание текста

03.10

6.

Особенности жанра эссе. Жанровое своеобразие очерка.

1

     Практикум

Работа с текстом, создание текста

10.10

7.

Путешествие и дневник как жанры сочинения.

Эпистолярный жанр.

1

     Практикум

Работа с текстом. Анализ работ.

17.10

8.

Стилистическая цельность создаваемого текста.

1

Практикум

Создание текста, оценивание

24.10

9.

Особенности написания сочинения с использованием

текста-повествования и текста-описания.

1

Практикум

Анализ работ, правка своих сочинений

07.11

10.

Особенности написания сочинения с использованием

текста-рассуждения.

1

     Практикум

Работа с текстом. Анализ работ.

14.11

11.

Анализ экзаменационных тематических направлений на 2018-2019 учебный год.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Анализ работ.

21.11

12.

Классификация ошибок. Критерии оценок.

1

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

28.11

13.

 Основные требования и критерии оценивания итогового сочинения.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Анализ сочинений

05.12

14.

Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем.

1

Практикум

 Анализ работ. Работа в парах

12.12

15.

Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах.

1

     Практикум

Творческая переработка текста, редактирование

19.12

16.

Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения

1

     Практикум

Работа с текстом. Анализ работ.

26.12

17.

Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный

1

     Практикум

Работа с текстом

09.01

18

Типовые конструкции для комментирования проблемы.

1

     Практикум

Работа с текстом

16.01

19

Урок-практикум по написанию комментария

1

     Практикум

Работа с текстом

23.01

20

Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Практикум по формулировке авторской позиции.

1

     Практикум

Самостоятельная работа

30.01

21

Аргумент. Аргументация. Виды аргументов.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Создание текста, оценивание

06.02

22

Структура аргумента. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.

1

Практикум

Работа с текстами

13.02

23

Практикум по аргументации проблемы.

1

     Практикум

Работа с текстами

20.02

24

Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста

1

Практикум

Работа с текстами

27.02

25

Виды и формы вступления и заключения

1

Практикум

Работа с текстами

06.03

26

Практикум по устранению ошибок в композиционном построении сочинения-рассуждения.

1

Сочинение

Работа с текстами

13.03

27

Речевое оформление сочинения. Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические.

1

Сочинение

Работа с текстами, самостоятельная работа

20.03

28

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Отцы и дети».

1

Практикум

Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ.

03.04

29

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Мечта и реальность».

1

Практикум

Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ.

10.04

30

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Месть и великодушие».

1

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

17.04

31

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Искусство и ремесло».

1

Практикум

Создание текста, оценивание

24.04

32

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Доброта и жестокость».

1

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

01.05

33

Практикум по устранению грамматических и речевых ошибок.

1

Практикум

Работа с текстами, самостоятельная работа

08.05

34

Практикум по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ.

1

Практикум

Работа с текстами, самостоятельная работа

15.05


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Устьинская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению                                                                                         «УТВЕРЖДАЮ»

методическим советом                                                                                                                                 Директор школы

Протокол №  ____ ___  от___________2018г.                                                                    _________________________А.П.Попов

                                                                                                                                                Приказ №_________от___________2018г.                                    

Рабочая программа элективного учебного предмета

«Правила написания эссе»

11 класс

Срок реализации: 2018 – 2019 учебный год

  Составитель: Родкина Наталья Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

                                                                                       

с. Устье, 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Написание эссе на английском языке"

Данный элективный курс предназначен учащимся 10-11 классов. Он направлен на формирование умений и навыков в письменной речи. Он особенно полезен тем, кто собирается сдавать экзамен по английскому язык...

Учебная практика по написанию эссе с выражением собственного мнения.

Практика предназначена для подготовки к письменной части ЕГЭ по английскому. Включает мини - лекции по теории и практические занятия. Учит аргументации и контр- аргументации, использованию средств лог...

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Методические рекомендации для обучающихся СПО на тему "Написание эссе на учебных занятиях по литературе"

Методические рекомендации для обучающихся СПО на тему "Написание эссе на учебных занятиях по литературе"Для преподавателей по литературе...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса по написанию эссе в ЕГЭ по обществознанию.

Рабочая программа элективного курса по написанию эссе в ЕГЭ по обществознанию для 11 класса...

Учебно-методическое пособие для учащихся "Основные структуры для написания эссе "Мое мнение"

Данная разработка содержит перечень основных структур, необходимых для написания эссе "Мое мнение" на английском языке. Рекомендована к использованию как учащимися, так и учителями профильны...

Опыт работы по теме:«Элективный учебный предмет как инструмент совершенствования орфографических и пунктуационных навыков и развития умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту».

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:1) «...