Рабочая программа элективного курса для 11 класса по написанию эссе в ЕГЭ по обществознанию.
рабочая программа (11 класс)

Ляхова Елена Евгеньевна

Рабочая программа элективного курса по написанию эссе в ЕГЭ по обществознанию для 11 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               МБОУ «СОШ п. Нивенское» Багратионовского района Калининградской области

                                                        «Утверждаю»

                                                             Директор школы                                                        

                                                                                                                                        __________________Граховская Г.Г.

                                                                                                                                          «__»__________20 __ г.

                                                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 элективного курса для учащихся 11 классов по написанию  эссе (ЕГЭ по обществознанию)

                                                                                               ( 10 часов)

Составлено на основе Примерной программы по  курсу обществознания для общеобразовательных учреждений Л.Н.Боголюбова и Н.И..Городецкой. -М., «Просвещение,

Составлено Ляховой Е.Е.

 «Согласовано»

Зам.директора по УВР

_________Корнева Т.А.

«___»___________20__г.                                                                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                    МО гуманитарного цикла

                                                                                          _________ Журавлева Н.К.

         

                                                                                    «__»_______20  _ г

       

Пояснительная записка

к рабочей программе  для элективного курса  по написанию эссе ( ЕГЭ по обществознанию)

 

11 класс (10 часов)

      Предлагаемая примерная рабочая программа для элективного курса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию. Для составления программы элективного курса использовался учебник по ред. Л.Н.Боголюбова.

    Концепция и обоснованность программы. Элективный курс имеет практическое значение для подготовки к сдаче ЕГЭ.  Класс имеет социально экономический профиль, поэтому в общем учебном плане на изучение предмета обществознание выделено 102 часа. В него включен данный элективный курс, рассчитанный на 10 часов. Он содержит элементы отработки навыков и умений, связанных с написанием эссе на основе повторения основных экзаменационных тем. Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию

.

     Дополнительный курс   дает  возможности для отработки требуемых навыков и умений работы с документами,  источниками, тестами. Увеличивается  возможность  организации различных видов учебной деятельности  на уроках.

     

     Целью и задачей учителя  является:

Демонстрация возможностей разных способов повторения и систематизации предметных знаний, отработка метапредметных навыков и умений  успешного прохождения итоговой аттестации, последующего успешного изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего и среднего специального образования.

 Формирование опыта применения полученных знаний и формирование навыков анализа и преодоления  затруднений для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений,  самостоятельной познавательной деятельности.

Преодоление психологического барьера при сдаче экзамена в ограниченное время.  

самостоятельной работы с обсуждением результатов и лекций, комбинированных с беседами и дискуссиями. Обратить внимание на умение работать с литературой и работать над повышением общего интеллектуального уровня учеников. Одна из главных задач учителя подготовка к сдаче ЕГЭ,  использование зачетно-триместровой системы контроля над усвоением знаний. Все эти особенности класса отражены в данном плане.

            Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса; предусматривает использование различных современных технологий обучения , включая групповые и дискуссионные формы, что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

 

            Рабочая программа предусматривает соответствующие  формы контроля в виде: индивидуального, фронтального, группового в виде коллективного обсуждения ;   приёмов контроля : письменного, устного.

             Планируемые результаты обучения: 

  Рабочая программа практически направлена на быструю и эффективную подготовку учащихся к выполнению наиболее сложного творческого задания ЕГЭ  в виде эссе (С9).

             Содержание курса.

   Понятие эссе. Происхождение термина. Требования к основному содержанию эссе и рекомендации по выполнению заданий. Работа над раскрытием смыслов высказываний великих людей в различных областях гуманитарных знаний: философии, экономике, праву, социологии и социальной психологии, политологии. Работа над тезисами, аргументами и формулированием выводов. Работа с понятием «социальный опыт». Отработка необходимого формата и объема единого по смыслу эссе,  его структурирование в абзацы, пункты и подпункты. Составление письменного плана эссе. Умение проверять наличие ключевых структурных элементов в схеме работы. Развернутое озвучивание пробных  письменных работ с их последующим обсуждением. Итоговое занятие с персональными рекомендациями.

            Ресурсное обеспечение:

  • Человек и общество.,10-11 классы. Дополнительные материалы к учебнику. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Дрофа, ; издание- М.,

Настольная книга практикующего педагога. Пособие для организации современного учебного процесса. И.Н.Кузнецова.,

  • Мультимедийное учебное пособие по курсу «обществознание для учащихся 8-11 классов под ред Л.Н.Боголюбова, 2014 год,

Список дополнительной литературы для учащихся:

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974.

Джохансон Д., М.Люси : Истоки рода человечества.- М., 1984

Ильин В.И. Основные контуры системы социальной стратификации общества государственно-монополистического социализма . Рубеж. -1991

Вебер М. Избранные произведения. – М 1990

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – И., 1990

Кон. И.С. Открытие «Я». – М., 1979

Митрофанов К.Г., Шаповал В.В..Как правильно написать эссе по истории и обществознанию. – М., 2004

П.А.Баранов, С.В.Шевченко Пособие для подготовки к ЕГЭ. –М., 2014

 

Учебно-тематическое планирование элективного курса подготовки к написанию эссе  (ЕГЭ по обществознанию) для 11 класса

 ( 10 часов)

                                                   

 Тема урока.            

           

Тип урока

 формы и виды работ

часы

элементы

содержания, понятия

примечание

1

2

3

4

5

8

1.

Эссе – как строгая форма изложения знаний

Урок-лекция.

Составление плана-конспекта.

1

   Понятие эссе. Происхождение термина. Требования к основному содержанию эссе и рекомендации по выполнению заданий.

д/з: Составление плана-конспекта эссе по выбору

2.

«Что хотели сказать «великие»?

Урок - эвристическая беседа.

Коллективное обсуждение смыслового содержания высказываний, определение их обществоведческой проблематики.

1

Разные способы повторения материала. Высказывания великих людей в различных областях гуманитарных знаний: философии, экономике, праву. Персоналии.

Повторить персоналии

3.

«Ключевая мысль»

Урок - эвристическая беседа.

Коллективное обсуждение смыслового содержания, проблемно-аналитический анализ высказываний.

1

Высказывания великих людей в различных областях гуманитарных знаний: социологии, социальной психологии, политологии.

Ключевая мысль, важные факты, значимые слова.

Персоналии.

д/з: определение ключевой мысли высказывания и

обществоведческого содержания

4.

 «Согласен или нет?»

Урок-практикум.

Выработка навыков использования стандартных приемов

1

Парадокс, противоречие, отрицание, частичное согласие или частичное отрицание – примеры проблематизации эссе, как уточнение картины общеизвестного

Варианты отработки стандартных приемов

5.

« Тезисы, аргументы и выводы»

Урок-беседа.

Работа в группах с высказываниями по отработке схемы написания эссе.

1

Логическая схема как основа выражения собственной мысли.

Понятие аргумента.

Личная позиция.

д\з: составить логическую схему эссе по выбору

6

 «Социальный опыт - как собственный аргумент»

Урок-беседа.

Развернутое озвучивание кратких письменных ответов и их анализ

1

  Применение   аргументов социального опыта в эссе.

Корректность формулировок.

д\з: привести примеры социального опыта в эссе по выбору

7.

Отработка необходимого формата и объема единого по смыслу эссе

Урок-практикум.

Индивидуальная письменная работа. Чтение работ – как риторическая  тренировка. Обсуждение ошибок. Самоанализ.

1

Признаки социальных, обществоведческих объектов и явлений.

Использование терминов, понятий, обобщений, примеров

д\з: написать пробное эссе по выбору

8.

Отработка необходимого формата и объема единого по смыслу эссе

Урок-практикум.

Индивидуальная письменная работа. Чтение работ – как риторическая  тренировка. Обсуждение ошибок. Самоанализ.

1

Признаки социальных, обществоведческих объектов и явлений

Основная часть эссе – изложение собственного мнения и отношения к проблеме

д\з: написать пробное эссе по выбору

9

Как преодолеть затруднения при написании эссе.

Урок-практикум.

Чтение работ, самоанализ. Выявление затруднений при написании эссе.

1

Правильное использование аргументов, обществоведческих понятий в логической схеме эссе. Вывод

д\з: сделать анализ пробного эссе по выбору

10.

Итоговый урок

Урок – практикум по выработке навыка анализа и ликвидации затруднений

1

Использование различных точек зрения на поставленную проблему.

Использование информации об авторе.

Приложение:  высказывания великих людей

  1. «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением»  (Р. Дарендорф)
  2. «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржд)
  3. «Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу приобретают единый характер» (О.Бауэр)
  4. «Национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений» (Г.Гусейнов)
  5. «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И.Кон)
  6. Семья – основа сообщества, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел» (Г.К.Честертон)
  7. «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей – это самоубийство» (Л.Н.Толстой)
  8. «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)
  9. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский)
  10.  «Человек может быть определен как животное стыдящееся» (В.С.Соловьев)
  11.  «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот» (Л.Н.Толстой)
  12. «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание» ( А.Н.Леонтьев)
  13. «Деятельность – единственный путь к знанию» (Б.Шоу)
  14. «Истина принадлежит человеку заблуждение – его эпохе» (И.В.Гете)
  15. «Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой» (Ф.М.Достоевский)
  16. «Нравственность – это разум воли» (Г.Гегель)
  17. «Все жанры искусства хороши, кроме скучных» (Вольтер)
  18. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л.Питер)
  19. «Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого ее нет» (Ф.А. Хайек)
  20. «Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом»  (О. де Бальзак)
  21. Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником» (И.Г. Фихте)
  22. «Общество готовит преступление, преступник совершает его» (Г.Т. Бакл)
  23. «Преступление есть самый характерный, бесспорный и для всех обязательный симптом общественного неустройства» (Н.К.Михайловский)
  24. «Нация есть душа, духовный принцип…  Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв» (Ж.Ренан)
  25. Семья – это  кристалл общества»  (В.Гюго)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс

Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного...

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров""

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...