Конспект урока по литературе в 5 классе по теме: "А.А.Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка. Образ Никиты."
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Конспект урока по программе Меркина Г. С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.a.platonov_rasskaz_nikita.mir_glazami_rebyonka._obraz_nikity.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «А.А.Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка. Образ Никиты.»
Цель:
1. Осмысление нравственной проблематики рассказа «Никита».
2. Развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально откликаться на прочитанное.
3. Воспитывать нравственные качества.
Ход урока.
- Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос.
-В каком году родился Платонов?
-Какая настоящая фамилия писателя?
-В какой семье родился писатель?
-Расскажите об учительнице, которую очень любил Платонов?
-Сколько лет было писателю, когда он начал писать стихи?
-Как называется первая книга стихов?
- Выразительное чтение рассказа учителем.
- Анализ рассказа.
1.-Какие чувства у вас вызвал рассказ?
-Оставались ли вы сами дома?
-Почему рассказ называется «Никита»?
-Кто является главным героем рассказа?
-Сколько лет было Никите?
2. Запишите значения слов и словосочетаний?
Буду век вековать- жить всю жизнь
Ощериться- проявлять раздражение, злость
Просо- хлебный злак, из которого получают пшено
Трудодень- единица учёта труда колхозников
Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах) Передник- одежда, защищающая перед платья от загрязнения
Горница- чистая половина крестьянской избы
- Давайте составим цитатный план рассказа «Никита»
1Мама уходит на работу.
-Какие чувства здесь испытывает Никита?
2.Никита »живёт один»
План 2-й части.
1)Кто живёт в бочке?
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи. пень, старая баня.
5) Жёлтый цветок.
-Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (Богатое воображение).
-Почему мир стал агрессивным? (Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой).
-Какое чувство испытывает Никита и к кому обращается за помощью? (Страх, к матери).
-О чём говорят слова Никиты: «Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их».( Он понимает, что трудодень- это спасение для них, ведь нет отца, но он согласен на половину, только бы не оставаться с чужими людьми.)
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
- Почему Никита с отцом не испытывает чувство страха? ( С папой он ничего не боится).
- Исследовательская работа с текстом. Заполните правую часть таблицы с описанием предметов, которые «оживляет» Никита.
1 вариант
Пустая бочка | |
Колодец | |
Две земляные норы | |
Старый пень | |
Стол | |
Банька |
2 ВАРИАНТ
«Везде есть люди, только кажутся они не людьми» | |
Чужой петух | |
Жёлтый цветок | |
Колья из плетня | |
Доброе солнце | |
Земля |
- Вопросы для работы по частям текста:
- Почему Никита оставался один?
- Чему научила мальчика мама?
- Почему мальчик пошёл во двор?
- Как мальчик воспринимал старую бочку?
- Почему он представлял себе существо, живущее в бочке злым?
- Как вспоминал Никита о дедушке?
- Почему его напугал колодец?
- Что ещё придумал Никита, общаясь с внешним миром?
- Как фантазия мальчика представила ему баню и чужого петуха?
- Почему все силы вокруг него представлялись Никите враждебными?
- Почему Никита решил идти к маме?
- Какие слова произнёс отец при встрече с сыном?
- Почему, по мнению Никиты, замолчали все злые голоса?
- Как изменилось отношение Никиты к миру?
- Понял ли отец фантазии маличика?
7 Подведение итогов. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.
-Чему Вас научил рассказ Платонова «Никита»?
-Что нового Вы узнали на уроке?
1. Для человека очень важна семья.
2. Самое страшное для человека-одиночество.
3. Никита-победитель, потому что семья воссоединилась, а значит, у него есть защита. Есть вера в светлое будущее.
4. Ребёнок много фантазирует, потому что многое он ещё не знает в жизни. А всё неизведанное является странным, загадочным и даже страшным,
Домашнее задание.
Нарисовать рисунок- иллюстрацию понравившегося эпизода и уметь объяснить устно или письменно свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Конспект урока по литературе 10 класс. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"
Тема: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”. (10 класс)Цель: Воспитание нравственных качеств учащихся1.Развить и углубить знания об исторической обстановке России во время обороны Севастополя.2...
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: "Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по литературе 6 класс по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок мудрости и доброты...
План-конспект урока по литературе (7 класс) "Нелицемерный суд над самим собой". Авторская позиция в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"
Перед каждым молодым человеком в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям, миру. Будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Что значит...