конспект урока по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема: Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней.
Цели: акцентировать внимание учащихся на исключительности чувств героя рассказа; человеческой гордости, независимости,несокрушимой отваге,отчаянной и радостной решимости.
Ход урока
1. Орг.момент. Проверка домашнего задания.
2. Краткий пересказ текста по плану
6. Муму в покоях хозяйки.
7. Ненависть и враждебность (барыни) «причудливой старухи».
8. Исчезновение Муму.
9. Попытка Герасима спрятать Муму.
10. Усердие дворни в уничтожении Муму.
11. Атака каморки Герасима.
13. Часы прощания с Муму. Гибель собаки.
14. Дорога домой.
15. Вновь в родных местах.
3. Чтение учащимися самостоятельно составленной портретной характеристики Герасима.
(…Самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, чсложенный богатырём и глухонемой от рождения… Считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых…сокрушительно действовал косой,…проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе.
…Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
…Вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить…»)
4. Беседа о прочитанном с элементами выборочного чтения.
Вопросы:
-Какие чувства испытывает Герасим,найдя щенка? (Герасим испытывает счастье обретения существа, нуждающегося в его помощи и защите. Это как бы вознаграждение за те муки, которые он испытывал в исории с Татьяной, очень тяжело пережив предательство)
– Чем можно объяснить желание барыни пообщаться с Муму у себя в покоях? (Скука. Очередной каприз. Даже собака, видимо, по мнению барыни, должна подчиняться «причудливой старухе».)
– Можно ли утверждать, что неумение общаться с животным, естественная реакция собаки на незнакомых людей вызвали у капризной дамы ненависть и враждебность к Муму? В чем это выразилось?
– Что произошло с Муму после того, как она побывала в «гостях» у барыни? (Дворецкий шепотом отдал «неизвестный» приказ Степану. После чего Степан продал Муму в Охотном ряду.)
– Почему Герасим испытывает сильное беспокойство с момента исчезновения собаки? Что не учел герой, пряча свою любимицу?
– Почему, говоря о Герасиме, писатель называет его «великаном», а всю челядь – «людишками»?
Чтение от слов «…вдруг дверь каморки распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы» до слов «… он казался каким-то великаном перед ними».
– Почему Тургенев подчеркивает положение героев: челядь – внизу, Герасим – наверху? (Этот прием не случаен. Духовно и нравственно Герасим выше всех этих «мелких людишек», боящихся его. Желая жить спокойно, чтобы ничто не вызывало даже малейшего раздражения хозяйки и не отражалось на дворовых, челядь сама приговорила Муму к смерти.)
– Чем отличается Герасим от дворовых людей? (Слово Герасима – кремень. Это знают все «людишки». Обещания не расходятся с делами. В этом еще одно достоинство «великана».)
– Что больше всего в этой истории неприятно волнует барыню, возможно, заставляет ее страдать нравственно? (Барыня недоумевает: почему собачка так дружна с глухонемым работником и посмела оскалиться на саму хозяйку? Дожив до преклонных лет, старуха не осознавала, что только лаской, любовью, заботой, вниманием можно заслужить любовь и уважение животного, но никак не приказом. А когда вдруг к ней приходит понимание этого, появляется и чувство неприязни, обиженности на всех окружающих.)
– Почему Герасим, увозя навсегда Муму, надевает праздничный сюртук, вычесывает Муму, кормит ее мясными щами?
– Прав ли писатель, называя Герасима самым замечательным человеком среди дворни?
– В какой момент Герасим принимает решение возвратиться к себе в деревню? (До или после гибели Муму?) (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.)
– Что изменилось в поведении и характере Герасима за три года жизни в Москве? (В финале повести перед читателями предстает духовно свободный человек. Немой Герасим – символ «немого» русского крестьянства. Поэтому его самостоятельный и решительный поступок (уход в родные места) можно считать своеобразным протестом против крепостничества.)
– Можно ли сказать, что автор радуется за своего героя?
Чтение от слов «…Герасим не мог их слышать…» до слов «…видел в небе несчетные звезды…»
И. С. Тургеневу удалось показать в повести тяжесть крепостного гнета, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также (на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих «пресмыкаться».
Домашнее задание: Письменно порассуждать о том, какой символический смысл в образе-«немой»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»
небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...
Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»
Методическое обоснование урокаЭтот урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...
- Мне нравится (1)