Урок литературы в 6 классе по рассказу Н. С. Лескова "Человек на часах"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Сырейщикова Любовь Михайловна

Урок обобщения изученного по рассказу Н. С. Лескова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения. 

Нравственный выбор в рассказе Н. C. Лескова « Человек на часах»

Предмет: литература (внеклассное чтение)

Класс:    6 «б» класс

Тип урока: получение новых знаний

Метапредметная связь: история

Форма урока: коллективная, индивидуальная, групповая

Технология урока: технология развития критического мышления.

Цели урока:

1.Дидактическая

- на примере рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах» выявить средства, используемые автором для раскрытия характера литературного героя, провести параллель между понятиями «долг» и «совесть»; попытаться определить смысл жизни человека и его предназначение на примере «подвига» Постникова, а также вовлечь в размышление о добре и зле;

- формировать навык  более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки;

- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.

2Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- чувства ответственности и сострадания;

- уважения к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки, и стремление жизнь посвятить добру;

- осознания  ценности совместной деятельности;

- толерантности.

3. Развивающая

В ходе решения дидактических целей  создать условия для развития:

- критического мышления;

- познавательной активности;

- наблюдательности;

- создания условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской   позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать).

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

     1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

     2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте, формулировать их самостоятельно, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

      1)формируем умение слушать и понимать других;

      2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

      3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

      1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы  по содержанию рассказа;     

      2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

      3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

      1) формируем умение высказывать свое отношение к героям рассказа и их поступкам, выражать свои эмоции;

      2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

     3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Методические приёмы: ролевые игры, обращение к личному опыту, пятиминутное эссе

Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер, презентация, раздаточный материал, текст рассказа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа. Подвожу детей к определению темы и целей урока.

          Слово учителя: На предыдущих уроках мы познакомились  с именем Николая Семёновича Лескова и его произведением «Левша».

К этому уроку вы прочитали рассказ «Человек на часах». Это ваше домашнее задание.

Но прежде чем говорить об этом произведении, я вам  предлагаю поработать в парах. Давайте выясним, что же такое человек? Изобразим портрет этого слова. У вас на столах лежат листочки с этим словом, воспользуемся ими. Что вы подразумеваете под словом «человек». Я тоже напишу вместе с вами.

-Итак, что у вас получилось? Прочитаем.

- Я написала, что человек  должен обладать разумом, волей, в своей жизни человеку приходится часто делать определённый выбор, у него есть чувства, эмоции.

- А теперь давайте сверим, что в словаре говорится о человеке?

У вас на столах лежат цветные словарики, воспользуемся ими. Что говорит нам словарь В. Даля. Совпали ли наши представления с мнением Даля?

- Да, совпали.

- Я хочу обратить ваше внимание на слова Лескова: « Чтоб в человеке человеческое торжествовало….»

- Как вы понимаете слова писателя?

В начальных классах вы изучали предмет « Светская этика».

- Как мы назовем наш урок?

- Запишите тему урока: Нравственный выбор в рассказе  Н. С. Лескова «Человек на часах».

- Какие же цели урока мы поставим перед собой?

- Изучить, что такое нравственный выбор?

- Уметь работать с текстом, формулировать проблемы;

- Формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать      

  её;

- Уметь работать с текстом;

-  Развивать и обогащать свою речь.

3. Работа по теме урока.

  Исходя из поставленных целей урока, мы и будем строить наше        

   исследование .

- Где и когда разворачиваются события рассказа?

 Лесков пишет: «Это придворный или исторический анекдот, вымысла в      

 наступающем рассказе нет нисколько». О чём нам говорит это высказывание?

Первоначально автор назвал свой рассказ «Спасение погибавшего», но потом заменил название на «Человек на часах». Интересно, почему Лесков изменил название рассказа? Попробуем в этом разобраться.

- Что говорит автор об эпохе, на фоне которой разворачивается действие рассказа?  Это была эпоха правления Николая I. При его правлении в стране, а, в особенности, в армии господствовал произвол, жестокие порядки. Это было страшное время. Царил страх перед вышестоящим начальством. За малейшую провинность и отступление от закона или воинского устава следовало жестокое наказание.

Учитель: И вот однажды в городе произошло событие, которое описывает Лесков. А не пригласить ли нам участников этого события, чтобы от первых лиц узнать о злополучном происшествии?

Ролевая игра:

Выступление кадета: рассказ солдата Постникова о происшествии (от 1 лица) 

- Я прерываю монолог часового Постникова и прошу ответить вас, ребята, а что же так терзало главного героя, перед каким выбором он оказался?

/Постников оказался в трудной ситуации, перед ним встал выбор; воинский долг или спасение человека./

- Так какой же выбор сделал для себя наш герой? Выслушаем его до конца.

Сделать вывод

/Читает дальше/

- Мы не должны забывать, ребята, что в этой истории есть ещё один участник - офицер инвалидной команды, выслушаем и его.

 Выступление инвалидного офицера, выступление кадета (от первого лица)

       

- Кто из двух приглашённых сказал правду? Докажите зто текстом.

Учитель: Итак, ваши симпатии на стороне солдата Постникова. Однако Постников нарушил воинский устав. А что же такое воинский устав, Яковлев Роман провёл исследование по этой теме.

Выступление кадета по теме «Воинский Устав в 19 веке»:

Тезисы:

1.Устав- это……

2.Он возник еще в…..

3. Основными пунктами воинского устава являются…..

4.Наказание солдат, нарушивших устав.

 Учитель: Изменилось ли ваше мнение о поступке Постникова после того, что вы узнали из нашего исследования? Проголосуйте карточками (красные- против поступка солдата, синие- за Постникова).

Давайте вспомним, в каком полку служил Постников.

Кадеты: в Измайловском полку.

Самигуллин Рустам  провел небольшое исследование об Измайловском полку.

Выступление кадета:

Тезисы:

1.Измайловский полк был сформирован….

2. В военное время он прославился….

3.В мирное время ……

4. Основной обязанностью солдата…..

Учитель: Задумайтесь, Постников охранял самого императора! И оставил пост.

Обязан ли он понести наказание? Поднимите карточки: синие  – нет, не должен, красные - да, должен понести наказание.

Учитель: В то время, как мы расследуем данное происшествие, у Зимнего дворца звучит марш Измайловского полка, и солдаты готовятся к параду. ( физкультминутка)

Учитель: Продолжим наше расследование.

Перед нами в рассказе проходит целая галерея офицеров. Назовите их фамилии. Как они отнеслись к происшествию? ( Проверка домашнего задания).

Заполнение концептуальной таблицы:

Исследовательская работа

(анализ текста в группах)

Группы

Офицеры

Качества личности

Отношение к службе

Отношение к происшествию

Первая

Николай Иванович Миллер

 Ротный капитан, мягкосердечный и жалостливый, гуманист, такой человек не пригоден к военной службе.

положительный человек и в службе, и в человеческих качествах

Вторая

Подполковник Свиньин

Подполковник – человек бессердечный, службист, отличающийся строгостью, любящий щеголять требовательностью дисциплины. “Он не имел вкуса ко злу и никому не искал причинить напрасное страдание; но если человек нарушал какую бы то ни было обязанность службы, то Свиньин был неумолим”.

Третья

Обер-полицмейстер Кокошкин

Об обер-полицмейстере Кокошкине в Петербурге говорили тогда много ужасающего и нелепого, но… утверждали, что он обладает удивительным многосторонним тактом и при содействии этого такта не только “умеет из мухи сделать слона, но так же легко умеет сделать из слона муху”.

“Кокошкин … был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе…, не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника. Вообще, он много мог и много умел сделать, если только захочет…”.

Вывод

Всех чиновников волнует, как представить эту историю с наименьшими отрицательными последствиями для себя.

Учитель: Из ваших ответов понятно. Что сочувственно к Постникову относится только Миллер, остальные заботятся о себе.

Постников наказан розгами - получил 200 ударов от своих же товарищей.

Таков печальный финал нашего рассказа.

Так можно ли нарушить устав? Стоит ли это делать? Кто считает, что Постникова надо оправдать, поднимите синие  карточки.  Кто против - красные.

- По вашим карточкам  я вижу, что практически все вы на стороне поступка, совершённого Постниковым.

- Почему?

- Ребята, а вы бы какой выбор сделали? Как поступили бы вы?

- Наверное, теперь мы сможем ответить на вопрос, Почему Лесков изменил название рассказа, ведь первоначальное название «Спасение погибавшего». «Человек на часах».  Какое слово в этом названии является главным?

   А кого мы называем человеком?

- Постников, в первую очередь, - человек, и человек, поступающий нравственно, человек, который пошел на самопожертвование. Человек! Именно человек в центре внимания автора. 

ВыводПисатель и в этом произведении гордится своим народом и в то же время испытывает горькое чувство, вызванное униженностью и бесправием простых людей, чутких, честных, чувствительных.

Гл. 1. В чем же здесь анекдот?

Лесков пишет в 1 главе: «Развязка дела так оригинальна, что подобное едва ли возможно где–нибудь, кроме России.

ВЫВОД: анекдотичность и парадоксальность этого случая в том, что при явном для всех высоких чинов жульничестве офицер инвалидной команды получает награду «За спасение утопающих», а настоящий герой, который жертвуя жизнью, наказан.

Составление кластера на тему «человек».

Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. 

                                              Человек

Беспокойный, милосердный, добрый, умный, рассудительный, чувствительный

Услышал, не выдержал, покинул, спас

Поступай так, как подсказывает тебе сердце или Ты рожден человеком, но Человеком надо стать.

Настоящий человек

Поставьте себе оценку за урок

Д З Как бы вы   назвали рассказ Лескова?

Написать защитную речь в  адрес рядового Постникова

Урок составлен с использованием сети интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...