Технологическая карта "Художественное своеобразие прозы А.П. Чехова на примере рассказа «Дама с собачкой»"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Конспект урока на тему:"Художественное своеобразие прозы А.П. Чехова на примере рассказа «Дама с собачкой»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по литературе
Класс: 10
Тема урока: Художественное своеобразие прозы А.П. Чехова на примере рассказа «Дама с собачкой»
Теория литературы: деталь, подтекст, монтаж
Информационно-технологические ресурсы: Фрагменты фильма Иосифа Хейфица «Дама с собачкой»
Этапы урока | Ход урока |
Организационный момент | Добрый день, ребята. Меня зовут Ксения Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок литературы. |
Вступительное слово учителя | Напоминаю, что предыдущий урок мы посвятили изучению жизненного и творческого пути Антона Павловича Чехова, а также начали разговор о художественном своеобразии писателя. Задача сегодняшнего и последующих уроков состоит в том, чтобы рассмотреть особенности художественного языка А.П. Чехова на конкретных произведениях. |
Повторение изученного материала | Чтобы перейти к анализу конкретного произведения вспомним, о чем мы уже успели поговорить на предыдущем уроке. Какой художественный прием А. П. Чехов мастерски использует в своем творчестве? (Художественная деталь). Верно, давайте еще раз вместе вспомним определение детали и запишем его (Художественная деталь - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку). Ранее мы также говорили, что значимую роль в творчестве писателя играет подтекст. Вспомните, что это такое. (Подтекст - не выраженный явным образом, отличный от непосредственно воспринимаемого при чтении фрагмента текста смысл, восстанавливаемый читателем). Как вы думаете с какой целью Чехов использует данный художественный прием? (Подтекст раскрывает перед читателем внутренний мир героя, дает читателю по-своему понять переживания героя, читатель становится соавтором, подтекст будит читательское воображение) |
Сообщение темы урока | Чтобы лучше понять, как именно А.П. Чехов работает с данными и другими художественными приемами в своем творчестве, сегодня на уроке мы рассмотрим их на конкретном примере, а именно на рассказе «Дама с собачкой», который вы должны были прочитать дома. Итак, тема сегодняшнего урока звучит следующим образом: |
Роль детали в образе героя | Как ранее нами было замечено, деталь в прозе Чехова играет немаловажную роль. Расскажите мне о главном герое рассказа Дмитрии Дмитриевиче Гурове, обращая внимание на детали в его описании, которые помогают нам сказать, что он из себя представляет, каков его внешний облик, характер, представления о жизни. (Его женили рано, он втайне считал жену недалекой, узкой, неизящной, боялся ее, не любил бывать дома; называл женщин так: «Низшая раса!», но не мог прожить без них и двух дней, среди женщин чувствовал себя свободно, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин). Какой вывод на основе текста можно сделать о внутреннем облике героя? Каковы его взаимоотношения с семьей? С женщинами? Есть ли противоречие в облике героя? (Герой явно несчастлив в семейных отношениях. К женщинам он относится с одной стороны пренебрежительно, а с другой – его тянет к ним. Во внутреннем облике героя мы наблюдаем явное противоречие, особенно в отношении к женщинам) |
Роль детали в образе героини | Теперь попытаемся найти в тексте детали, раскрывающие образ героини Анны Сергеевны. (Блондинка в берете, за ней бежал белый шпиц, из порядочного общества, замужем, в Ялте первый раз и одна, ей скучно здесь, не могла объяснить, где служит ее муж, в ней есть что-то жалкое). Хочу обратить ваше внимание, на обилие белого цвета в описании героини. Как вы думаете оно случайно здесь? А что символизирует белый цвет? (Героиня предстает перед нами чистой, невинной). А почему автор называет вначале героиню не по имени, а «дама с собачкой»? (В этом чувствуется непринуждённость, легкомысленность с которой автор и герой относятся к этой женщине). Можно ли тогда говорить о том, что герои и сами не предполагали, что их курортный роман перерастет в нечто большее? (Ученики высказывают свое мнение) |
Прием монтажа. Заполнение таблицы | После того как мы познакомились более подробно с героями рассказа, я хочу рассказать вам еще об одном приеме, который А.П. Чехов использует в своем творчестве. Это прием монтажа. Вам хорошо известно, что он применяется в кинематографе, предположите, что он представляет из себя в литературе? (Образы, события быстро сменяют друг друга, следуя один за другим). Прием монтажа делает рассказ А.П. Чехова кратким и лаконичным. Теперь рассмотрим, как этот прием работает в рассказе «Дама с собачкой». Чтобы это сделать разобьем рассказ на «кадры» и составим следующую таблицу, которая поможет понять, как сменяют друг друга события, фон, как меняются чувства и переживания героев. Работая с текстом, ученики с учителем заполняют таблицу. (Таблицу см. в приложении) |
Выводы по таблице | Какие выводы можно сделать на основе данной таблицы? Как развивается действие? Как меняются чувства героев, их мыли на протяжении рассказа? (Действие развивается стремительно, динамично. Мысли и чувства героев меняются порой за короткий промежуток времени). Как вы думаете, зачем Чехов применяет в своих рассказах прием монтажа? Какой эффект создает этот прием? (В довольно коротком рассказе сосредоточена богатая палитра чувств и эмоций главных героев. Такая насыщенность и концентрация теста держит читателя в напряжении на протяжении всего рассказа). |
Просмотр фрагментов кинофильма «Дама с собачкой» | Все верно! А теперь я хочу предоставить вашему вниманию фрагменты из фильма «Дама с собачкой» 1960 года, снятый режиссером Иосифом Хейфицем. Обратите внимание на внешний облик героев, на их манеры, будет ли он схож с тем, который рисует нам Чехов и который мы уже подробно разобрали. Посмотрите меняются ли актеры с течением времени, как они изменились у Чехова. |
Итоги урока | Итак, подведем итоги урока. Сегодня мы на примере рассказа «Дама с собачкой» рассмотрели, как работают основные художественные приемы, выделяющие творчество А.П. Чехова и делающие его своеобразным. Как вы думаете, какие материалы из сегодняшнего урока можно использовать при написании сочинения? Можно ли использовать цитаты, с которыми мы работали? А можно ли написать о взаимоотношениях героев, используя материал таблицы? (Мнение учащихся) |
Домашнее задание | Прочитать рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» |
Приложение
Эпизод (кадр) | Мысли и чувства героев |
Обед. Первый разговор | И соблазнительная мысль о скорой, мимолетной связи, о романе с неизвестною женщиной, которой не знаешь по имени и фамилии, вдруг овладела им |
Гуров у себя в номере | "Что-то в ней есть жалкое все-таки", - подумал он и стал засыпать. |
Пристань. Поцелуй | Тогда он пристально посмотрел на нее и вдруг обнял ее и поцеловал в губы, и его обдало запахом и влагой цветов, и тотчас же он пугливо огляделся: не видел ли кто? |
У нее | У нее в номере было душно, пахло духами, которые она купила в японском магазине У нее опустились, завяли черты и по сторонам лица печально висели длинные волосы, она задумалась в унылой позе, точно грешница на старинной картине. видно, что у нее нехорошо на душе.
Он смотрел ей в неподвижные, испуганные глаза, целовал ее, говорил тихо и ласково, и она понемногу успокоилась, и веселость вернулась к ней; стали оба смеяться. |
В Ореанде | смотрели вниз на море и молчали |
На вокзале. Прощание | И он думал о том, что вот в его жизни было еще одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось, и осталось теперь воспоминание... |
Гуров в Москве | И воспоминания разгорались все сильнее. Анна Сергеевна не снилась ему, а шла за ним всюду, как тень, и следила за ним. - А давеча вы были правы: осетрина-то с душком! Эти слова, такие обычные, почему-то вдруг возмутили Гурова, показались ему унизительными, нечистыми. |
Город С. | Как раз против дома тянулся забор, серый, длинный, с гвоздями. "От такого забора убежишь", - думал Гуров, поглядывая то на окна, то на забор. Гуров хотел позвать собаку, но у него вдруг забилось сердце, и он от волнения не мог вспомнить, как зовут шпица. |
Театр. Встреча | Она взглянула на него и побледнела - Я так страдаю! - продолжала она |
«Славянский базар». Тайные встречи. | У него были две жизни: одна явная, которую видели и знали все, кому это нужно было, полная условной правды и условного обмана, похожая совершенно на жизнь его знакомых и друзей, и другая -протекавшая тайно. Для него было очевидно, что эта их любовь кончится еще не скоро, неизвестно когда им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».
Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...
Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)
Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...
Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)
Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...
Разработка урока литературы для групп и классов профильного обучения по теме: "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой"
Урок литературы по теме "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой" уместно проводить в конце изучения рассказов А.П.Чехова (10 класс, конец учебного года). Ра...
Урок литературы. Чехов "Дама с собачкой"
Материал данного урока можно использовать при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе....
Презентация "Отражение дневников И.А.Бунина в его ранней деревенской прозе ( на примере рассказа "Древний человек").
Данная презентация соответствует литературоведческому исследованию на тему "Отражение дневниковых записей И.А.Бунина в его ранней деревенской прозе (на примере рассказа "Древний человек"...
Анализ рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»» 10 класс
урок развития речи по рассказу "Дама с собачкой"...