Презентация "Отражение дневников И.А.Бунина в его ранней деревенской прозе ( на примере рассказа "Древний человек").
презентация к уроку по литературе (8, 9, 10 класс)

Будаева Майя  Батожаповна

Данная презентация соответствует литературоведческому исследованию на тему "Отражение дневниковых записей И.А.Бунина в его ранней деревенской прозе (на примере рассказа "Древний человек").

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отражение дневников И.А. Бунина в его ранней деревенской прозе (на примере рассказа «Древний человек»)

Слайд 2

Введение Актуальность настоящей работы заключается в том, что в последние десятилетия интерес к личности и творчеству И.А. Бунина все возрастает и поэтому именно дневники писателя, ранее недоступные не только читателям, но и литературоведам , оказались востребованными в настоящее время. Рассматривая фрагментарно связь дневников с творчеством писателя, мы ограничились определенной их частью, которые относятся к периодам 1881 – 1917 годов.

Слайд 3

Окончательным стимулом для нашего исследования стало следующее: в наше время информационных технологий стало интересно рассмотреть дневниковые записи писателя с разных аспектов: - познавательного, т.к. хотелось прочитать и понять суть дневниковых записей; - аналитического, потому что было интересно сопоставлять содержание дневников и рассказа «Древний человек»; В связи с этим выдвигаем гипотезу : проследить за эволюцией раннего творчества Бунина, представленного его деревенской прозой на примере рассказа «Древний человек»;

Слайд 4

Цель данного исследования состоит в т ом, чтобы показать дневники Бунина как источник его творчества и выявить типологические связи дневников и рассказов о деревне (на примере рассказа «Древний человек»). Для достижения цели необходимо решение следующих задач : выявить связь дневников И. А. Бунина с его дальнейшим творчеством; сделать сопоставительный анализ рассказа «Древний человек» и его дневниковых наблюдений; обосновать свои исследования и сделать соответствующие выводы по теме исследования; Предметом нашего исследования является процесс эволюции творчества писателя от дневников до ранних рассказов; Объектом рассматриваемой проблемы являются непосредственно дневники писателя и рассказ «Древний человек»;

Слайд 5

В процессе исследования по литературе были использованы следующие теоретические и специальные методы: анализ литературы; синтез (обобщение) полученных результатов; интерпретационный (истолкование художественного текста); эмпирический (наблюдение над художественным текстом); Практическая значимость выполненной работы состоит в использовании материалов и выводов исследования на уроках литературы.

Слайд 6

«Лишь слову жизнь дана» Дневники И.А. Бунина как источник творчества писателя. Окончив 4 класса Елецкой гимназии в 19 лет, И.А. Бунин четыре года почти безвыездно жил в деревне. Замкнутая, казалось бы, жизнь среди крестьянского быта в деревнях Бутырки, Озерки, Каменка, Глотово – истоки и прообразы его творчества. Дневники И.А. Бунина этого периода его жизни, когда он более полно и регулярно вел записи, его впечатления стали тем источником, из которого художник черпал творческие замыслы.

Слайд 7

Иван Бунин начал писать стихи еще в юности. Его самые ранние поэтические сочинения, сохранившиеся до наших дней, датируются 1883–1885 годами — тогда автору было всего 13-15 лет. Все, что Бунин писал в те годы, он хранил в толстых тетрадях. Их поэт сшивал своими руками, а названия для самодельных сборников заимствовал из старинных книг: «Опыты», «Сочинения» и другие. В экспозиции музея представлена сохранившаяся обложка пятой тетради юношеской лирики Бунина 1887 года под названием «Сочинения стихотворные». Позднее, уже в зрелом возрасте, писатель оставил на ней надпись: «Это обложка одной из тех тетрадей, что я сшивал собственноручно для своих сочинений. В почерке подражал Пушкину».

Слайд 8

И.А. Бунин от природы был художником, истинно страдал от красок и запахов, от пейзажей, от встреченного человека с «особинкой» - все тотчас просилось в «рассказ». «Нет, в моей натуре есть нечто гениальное. Я, например, всю жизнь отстранялся от любви к цветам. Ведь я вот просто взгляну на них и уже страдаю: что мне делать с их нежной прелестной красотой? Что сказать о них? Ничего ведь все равно не выразишь!» Но Бунин не был бы Буниным, если ничего не смог бы выразить!

Слайд 9

Запись от 11 июня 1909 г. «Утро, тишина, мокрая трава, тень, блеск, птицы и цветы. Это уже почти готовые для стихотворений строки. А вот еще: «Калина. Фиолетовый вереск. Черная ольха. Туманно-синие ягоды на можжевельнике». Через 11 дней после этой записи, появляется стихотворение «Псковский бор»:

Слайд 11

Что касается пейзажных картин в дневниках, то они, как видим, порой не уступают в изобразительной силе лучшим бунинским рассказам. В дневниках И.А. Бунина откладываются не только сюжеты, материалы, подробности будущих рассказов и повестей, но и философские «думы». Его влечет «прекрасное и вечное», красота и неповторимость отдельного мгновения, как в природе, так и в человеческой душе. Мы приходим к выводу, что дневники И.А. Бунина являются основой всей художественной системы писателя.

Слайд 12

Навестив 108-летнего Таганка, живущего в богатой крестьянской семье, от которого «ничтожности» жалеют, И.А. Бунин с горестью отмечает в дневнике: «И чего тут выдумывать рассказы, достаточно написать хоть одну нашу прогулку». Всего через несколько дней художник создаст прекрасный рассказ «Древний человек ». Следует отметить, что, выполняя наше исследование, мы установили имя Таганка – Филипп Федорович Демкин. Главный персонаж рассказа, что типично для ранней прозы И.А. Бунина – человек из народа, человек с «особинкой». Писатель выносит эту уникальность в заголовок рассказа – «Древний человек». Отражение дневников И.А. Бунина в его ранней деревенской прозе (на примере рассказа «Древний человек»)

Слайд 13

3 июля. Только что вернулись от Таганка, стовосьмилетнего старика. И чего тут выдумывать рассказы - достаточно написать хоть одну нашу прогулку. Таганок милый, трогательный, детски простой. За избой, перед коноплями, его блиндаж; там сани, на которых он спит, над изголовьем шкатулочка, где его старый картуз, кисет. Когда пришел, с трудом стащил перед нами шапку с голой головы. Легкая белая борода. Трогательно худ, опущенные плечи. Глаза без выражения, один, левый, слегка разодран. Темный цвет лица и рук. В лаптях. Ничего общего не может рассказать,- только мелкие подробности. Живет в каком-то другом, не нашем мире. О французах слабо помнит - "так,- как зук находит". Ему не дают есть, не дают чаю,- "ничтожности жалеют", как сказал Григорий. Говорит с паузами, отвечает не сразу. - Что ж, хочется еще пожить? - А бог ё знает... Что ж делать-то? Насильно не умрешь. - Ну, а если бы тебе предложили прожить еще год или, скажем, пять лет? Что бы ты выбрал? - Что ж мне, ее приглашать, смерть-то? (И засмеялся, и глаза осмыслились .) Она меня не угрызет. Пускай кого помоложе , а меня она не угрызет - вот и не идет. - Так как же? Пять лет или год? Думает. Потом нерешительно: Через пять-то годов вошь съест ...

Слайд 14

К проблеме жизни и смерти – И.А. Бунин обращался на протяжении всей жизни. В дневнике он пытается понять: «Чем больше жизнь, тем больше, страшней должна казаться смерть. А при таком долголетии как привыкает человек жить!» - И.А.Бунин в рассказе подводит читателя к выводу, что жизнь прекрасна тем, что у нее есть конец. Самые обычные жизненные ситуации – встречи, разговоры, заботы, воспоминания – прекрасны сами по себе. И Таганок в «Древнем человеке» - проживший большую жизнь крестьянина с его скудным бытом, однообразными буднями, невежеством и покорностью, значителен и прекрасен своей любовью к жизни. «Рано чувствуется осень, ее спокойствие …» - таким поэтическим зачином к рассказу И.А.Бунин говорит о величии человека в единении с природой.

Слайд 15

Заключение Проведенный анализ дневников и рассказа позволяет нам утверждать, что художественно - обобщенные и осмысленные типические образы и обстоятельства позволили И.А. Бунину создать такие произведения, как «Древний человек» и другие, почти полностью на дневниковой основе. Подмеченные глазом художника картины природы оживают в дневниках и в виде лирических пейзажей вводятся в канву рассказа. На страницы ранних рассказов из дневников переходят названия окрестных деревень, характеры крестьян, странников, мелкопоместных дворян, среди которых жил писатель . Таким образом, м ы приходим к выводу, что дневники И. А. Бунина стали тем источником, из которого художник черпал творческие замыслы; в дневниках писателя откладываются не только сюжеты, материалы, подробности будущих рассказов и повестей, но и философские «думы »; дневники И.А. Бунина являются основой всей художественной системы писателя;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» ДТДМ «Хорошево»)

В работе рассмртрены интересные и значимые стороны раннего обучения детей работе с природным материалом....

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

Учебное пособие по литературе "Деревенская" проза: темы, идеи, образы"

Учебное пособие по литературе предназначено для студентов всех специальностей,  обучающихся на базе основного общего образования и предполагает возможность самостоятельной работы, так как содержи...

Деревенская проза. Урок литературы в 11 классе

В данной презентации рассказано об основных представителях направления "деревенской прозы"  ( Виктор Петрович Астафьев, Валентин Григорьевич Распутин, Василий Яковлевич Шукшин) и об их лучших раб...

Вводный урок по теме Деревенская проза

Деревенская проза — направление в русской советской литературе 1960—1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни...

Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»

Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»» направлена на решение важных проблем по сохранению культурных национальных цен...