Урок литературы. Чехов "Дама с собачкой"
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
Материал данного урока можно использовать при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_10_klasse_kursovoe_zadanie.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе.
Тема урока: Лиризм рассказа «Дама с собачкой» (1899).
ПЛАН УРОКА
Цели урока:
- познакомить учащихся с одним из прекраснейших произведений о любви в русской литературе;
- проследить историю зарождения настоящих чувств у главных героев; раскрыть авторскую идею рассказа;
- развивать у учеников навыки аналитического мышления; навыки сравнивать, делать обобщения и выводы; формировать стремление к вдумчивому чтению и критическому анализу прочитанного;
- побуждать к смелости в проявлении собственных чувств; воздействовать на эмоциональное восприятие учащихся, развивать их эстетический вкус; воспитать бережное отношение к самому прекрасному и удивительному чувству любви.
Форма работы: групповая
Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст
ЭТАПЫ УРОКА
1. Проверка домашнего задания. Вопросы для проверки домашнего задания по рассказу «Ионыч».
1. Почему чеховский рассказ воспринимался как явление, разрушающее традиционные каноны литературы?
2. С помощью каких приемов А. П. Чехову удается на минимальном повествовательном пространстве рассказать о целой человеческой жизни?
II. Слово учителя по рассказу «Дама с собачкой».
Лекция. (Пассивное обучение)
Антон Павлович Чехов написал рассказ «Дама с собачкой» осенью 1899 года в Ялте. Опубликовали его уже в декабре этого же года в журнале «Русская мысль». Но и после первой публикации писатель продолжал перерабатывать рассказ, доводя своё творение до совершенства.
«Даму с собачкой» критики встретили неоднозначно. Писателя Максима Горького и художника Исаака Левитана рассказ привёл в восторг. Лев Толстой отозвался о чеховских героях так: «Люди, не выработавшие в себе ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели, искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются по сю сторону, то есть почти животные».
Критики называли рассказ отрывочным, незаконченным, «не чеховским». Тему рассказа – пошлой и мелкой, героев – «малюсенькими», а их переживания «позорно-мучительными».
Сюжетная основа рассказа – курортный роман и супружеская измена. В Ялте встречаются несвободные и глубоко несчастные мужчина и женщина. Ситуация довольно обыденная и банальная, как это часто бывает у Чехова. Какими мы видим чеховских героев в начале рассказа?
Анна Сергеевна – хорошенькая молодая женщина, в которой нет ничего яркого и броского. Нет той самой роковой красоты, которая может толкнуть на безумства и сломать жизнь мужчине.
Дмитрий Гуров – привлекательный мужчина, привыкший к женскому вниманию. Он получил филологическое образование, но работает в банке. Женили Гурова ещё в студенчестве на женщине, которая ему даже не симпатична. Судя по всему, из-за богатого приданого.
И знакомство с Анной Сергеевной должно было стать для него лёгкой интрижкой. Очередным ничего не значащим любовным приключением.
Но всё получилось иначе. Встреча с Анной Сергеевной изменила Гурова. Он искренне полюбил, и это стало толчком к духовному развитию.
«Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы», – писал о творчестве Чехова театральный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский.
III. Беседа с учениками. Какой «горький опыт» имел Гуров?
Активное обучение.
- Какое впечатление Гуров производил на женщин?
- Как о них отзывался?
- Чтение отрывка. Гл.1 « И вот однажды, под вечер» до «Она засмеялась»
- С какой целью Гуров решил познакомиться с «дамой в берете»?
- Какое впечатление произвела Анна Сергеевна на Гурова?
IV.Работа с текстом:
-Зачитайте, чем отличалась Анна Сергеевна от предыдущих женщин Гурова!
-Почему героиня не хочет и не может оправдать свое поведение?
( По идее, курортный роман должен вызвать радость, но оба героя не испытывают ничего подобного.
Гуров – растерян ( а ведь он опытен в делах с женщинами!)
Анна Сергеевна – в отчаянии «я люблю честную, чистую жизнь».)
-Как Гуров отнесся к откровению Анны Сергеевны?
( ест арбуз! - неуязвимое безразличие к страданию другого – символизирует безучастного любовника, привыкшего к легким победам)
V. Групповая работа.
Для решения проблемного вопроса: «Дама с собачкой»-курортный роман или история любви? создаются группы учащихся для обсуждения и представления своих выводов.
-Задание для первой группы. Как вы понимаете данное определение словаря?
«Счастье-понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и ослепительности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Понятие счастья не просто характеризует определённое конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством».
( Словарь по этике, М., 1983, с. 345)
-Задание для II группы.
В чём видят счастье любви наши современники?
-Задание для III группы.
Какой смысл вкладывает Чехов в слово «пошлый» в таких фразах: «Нет ничего пошлее мещанской жизни с её грошами, харчами, нелепыми разговорами и никому не нужной условной добродетелью»(письмо Суворину, 1892, 16 июня)
«Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость. Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины…Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости»( «Учитель словесности»)
- Можно ли назвать пошляками «практичных» людей? Почему Гуров так поздно понял, что жил пошлой жизнью?
- Какой выход он нашел для себя?
-Задание для IV группы.
Докажите цитатами из текста, что герои по-настоящему любят друг друга.
VII. Дискуссия. Интерактивное обучение.
Группы представляют результаты своего обсуждения. Решение проблемного вопроса урока.
Домашнее задание на выбор:
- Составить цветную палитру отношений и чувств героев.
Критерии оценивания:
-выбор нужной цитаты-3 балла
-обьяснение символа цвета-5 баллов
- речевая грамотность-2 балла
2. Написать фанфик (продолжение истории отношений или включение дополнительных эпизодов в рассказ)
Критерии оценивания:
- продолжение истории отношений-5 баллов
- включение дополнительных эпизодов- 4 балла
- соответствие стилю языка автора- 5 баллов
-речевая грамотность -2 балла
Индивидуальные задания:
- взять интервью у своих родителей, счастливы ли они? В чем заключается их счастье?
-поискать в периодической печати, в публицистических книгах, художественной литературе суждения о сущности любви, сделать для себя выписки.
История любви. Ида и Исидор Штраус.
В картине Джеймса Кэмерона «Титаник» 1997 года Штраусы показаны утешающими друг друга в заполняющейся водой каюте в момент гибели лайнера. Сцену, когда Исидор пытается убедить жену сесть в шлюпку, в итоговой версии фильма удалили.
Когда в 00 часов 30 минут 15 апреля на «Титанике» началась эвакуация, первые шлюпки спускались на воду заполненными до половины.Потом, осознав, что шлюпок не хватает, стали сажать только пассажирок с детьми, плывших первым классом. Ида Штраус, понимая, что мужа ее в шлюпку не пустят, отказалась от своего места. Офицер, распоряжавшийся эвакуацией, из уважения к преклонному возрасту супругов, предложил Исидору Штраусу так же занять место в шлюпке. Но 67-летний миллионер не счел возможным принять это предложение. Через полтора часа, когда корабль наполовину погрузился в океан, а на палубах царили паника и ужас, Исидор все-таки сумел усадить Иду в одну из шлюпок.
Но Ида, увидев, как Исидор, в последний раз помахав ей, уходит в темноту, не выдержала и попросила задержать спуск шлюпки на воду. Она сошла и поспешила к мужу. Он попытался усадить супругу в шлюпку, но та решила не оставлять его на тонущем лайнере, заявив: «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда ты, туда и я». Он отошел в сторону. Тогда Ида сняла с себя драгоценную соболью шубу, подозвала свою молоденькую горничную — та стояла в стороне, поскольку прислуга из первого класса пока к эвакуации не допускалась — и накинула шубу на ее плечи: «Возьми, дитя мое, ночь холодна». Элен ответила, что не может принять от госпожи такой дорогой подарок, и попыталась снять шубу. Ида с мягкой улыбкой удержала ее руки и сказала: «Я думаю, мне она уже не понадобится». Элен разрыдалась и упала на колени. Но Ида, вдруг сделавшись суровой, принялась торопить ее и подталкивать к лодке.
Именно ей, своей горничной, Элен Берд, уступила Ида свое место в лодке номер 8, предназначенной для пассажиров первого класса, и протянула свое меховое манто - "оно мне больше не нужно". И то и другое помогло горничной выжить на ледяном ветру северной Атлантики. Она пережила трагедию на 40 лет. Последний раз супругов видели сидящими на шезлонгах на одной из палуб тонущего лайнера. Они сидели в креслах на палубе, взявшись за руки, а свободной рукой прощально махали отплывающим лодкам. "Они выглядели спокойными - так описали их очевидцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.
План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Разработка урока литературы для групп и классов профильного обучения по теме: "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой"
Урок литературы по теме "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой" уместно проводить в конце изучения рассказов А.П.Чехова (10 класс, конец учебного года). Ра...