Урок литературы. Чехов "Дама с собачкой"
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Брусинская Людмила Владимировна

Материал данного урока можно использовать при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10_klasse_kursovoe_zadanie.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

 Тема урока:  Лиризм рассказа «Дама с собачкой» (1899).

ПЛАН УРОКА

Цели урока: 

  1. познакомить учащихся с одним из прекраснейших произведений о любви в русской литературе;
  2. проследить историю зарождения настоящих чувств у главных героев; раскрыть авторскую идею рассказа;
  3. развивать у учеников навыки аналитического мышления; навыки сравнивать, делать обобщения и выводы; формировать стремление к вдумчивому чтению и критическому анализу прочитанного;
  4. побуждать к смелости в проявлении собственных чувств; воздействовать на эмоциональное восприятие учащихся, развивать их эстетический вкус; воспитать бережное отношение к самому прекрасному и удивительному чувству любви.

Форма работы: групповая

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст

ЭТАПЫ УРОКА

1. Проверка домашнего задания. Вопросы для проверки домашнего задания по рассказу «Ионыч».
1.
 Почему чеховский рассказ воспринимался как явление, разрушающее традиционные каноны литературы?
2. С помощью каких приемов А. П. Чехову удается на минимальном повествовательном пространстве рассказать о целой человеческой жизни?

II.  Слово учителя по рассказу «Дама с собачкой».
Лекция. (Пассивное обучение)

Антон Павлович Чехов написал рассказ «Дама с собачкой» осенью 1899 года в Ялте. Опубликовали его уже в декабре этого же года в журнале «Русская мысль». Но и после первой публикации писатель продолжал перерабатывать рассказ, доводя своё творение до совершенства.

«Даму с собачкой» критики встретили неоднозначно. Писателя Максима Горького и художника Исаака Левитана рассказ привёл в восторг. Лев Толстой отозвался о чеховских героях так: «Люди, не выработавшие в себе ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели, искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются по сю сторону, то есть почти животные».

Критики называли рассказ отрывочным, незаконченным, «не чеховским». Тему рассказа – пошлой и мелкой, героев – «малюсенькими», а их переживания «позорно-мучительными».

Сюжетная основа рассказа – курортный роман и супружеская измена. В Ялте встречаются несвободные и глубоко несчастные мужчина и женщина. Ситуация довольно обыденная и банальная, как это часто бывает у Чехова. Какими мы видим чеховских героев в начале рассказа?

Анна Сергеевна – хорошенькая молодая женщина, в которой нет ничего яркого и броского. Нет той самой роковой красоты, которая может толкнуть на безумства и сломать жизнь мужчине.

Дмитрий Гуров – привлекательный мужчина, привыкший к женскому вниманию. Он получил филологическое образование, но работает в банке. Женили Гурова ещё в студенчестве на женщине, которая ему даже не симпатична. Судя по всему, из-за богатого приданого.

И знакомство с Анной Сергеевной должно было стать для него лёгкой интрижкой. Очередным ничего не значащим любовным приключением.

Но всё получилось иначе. Встреча с Анной Сергеевной изменила Гурова. Он искренне полюбил, и это стало толчком к духовному развитию.

 «Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы», – писал о творчестве Чехова театральный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский.

III. Беседа с учениками.  Какой «горький опыт» имел Гуров?

Активное обучение.

  1. Какое впечатление Гуров производил на женщин?
  2. Как о них отзывался?
  3. Чтение отрывка. Гл.1 « И вот однажды, под вечер» до «Она засмеялась»
  4. С какой целью Гуров решил познакомиться с «дамой в берете»?
  5. Какое впечатление произвела Анна Сергеевна на Гурова?

IV.Работа с текстом:

-Зачитайте, чем отличалась Анна Сергеевна от предыдущих женщин Гурова!

-Почему героиня не хочет и не может оправдать свое поведение?

( По идее, курортный роман должен вызвать радость, но оба героя не испытывают ничего подобного.

Гуров – растерян ( а ведь он опытен в делах с женщинами!)

Анна Сергеевна – в отчаянии «я люблю честную, чистую жизнь».)

-Как Гуров отнесся к откровению Анны Сергеевны?

( ест арбуз! - неуязвимое безразличие к страданию другого – символизирует безучастного любовника, привыкшего к легким победам)

V. Групповая работа.

Для  решения проблемного вопроса: «Дама с собачкой»-курортный роман или история любви? создаются группы учащихся для обсуждения и представления своих выводов.

-Задание для первой группы. Как вы понимаете данное определение словаря?


«Счастье-понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и ослепительности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Понятие счастья не просто характеризует определённое конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством».

                                                                 ( Словарь по этике, М., 1983, с. 345)

-Задание для II группы.

В чём видят счастье любви наши современники?

-Задание для III группы.

Какой смысл вкладывает Чехов в слово «пошлый» в таких фразах: «Нет ничего пошлее мещанской жизни с её грошами, харчами, нелепыми разговорами и никому не нужной условной добродетелью»(письмо Суворину, 1892, 16 июня)

«Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость. Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины…Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости»( «Учитель словесности»)

- Можно ли назвать пошляками «практичных» людей? Почему Гуров так поздно понял, что жил пошлой жизнью?

- Какой выход он нашел для себя?

-Задание для IV группы.

Докажите цитатами из текста, что герои по-настоящему любят друг друга.

VII. Дискуссия. Интерактивное обучение.

Группы представляют результаты своего обсуждения.  Решение проблемного вопроса урока.

Домашнее задание на выбор:

  1. Составить цветную палитру отношений и чувств героев.

Критерии оценивания:

-выбор нужной цитаты-3 балла

-обьяснение символа цвета-5 баллов

- речевая грамотность-2 балла

2. Написать фанфик (продолжение истории отношений или включение дополнительных эпизодов в рассказ)

Критерии оценивания:

- продолжение истории отношений-5 баллов

- включение дополнительных эпизодов- 4 балла

- соответствие стилю языка автора- 5 баллов

-речевая грамотность -2 балла

Индивидуальные задания:

- взять интервью у своих родителей, счастливы ли они? В чем заключается их счастье?

-поискать в периодической печати, в публицистических книгах, художественной литературе суждения о сущности любви, сделать для себя выписки.

История любви. Ида и Исидор Штраус.

В картине Джеймса Кэмерона «Титаник» 1997 года Штраусы показаны утешающими друг друга в заполняющейся водой каюте в момент гибели лайнера. Сцену, когда Исидор пытается убедить жену сесть в шлюпку, в итоговой версии фильма удалили.

Когда в 00 часов 30 минут 15 апреля на «Титанике» началась эвакуация, первые шлюпки спускались на воду заполненными до половины.Потом, осознав, что шлюпок не хватает, стали сажать только пассажирок с детьми, плывших первым классом. Ида Штраус, понимая, что мужа ее в шлюпку не пустят, отказалась от своего места. Офицер, распоряжавшийся эвакуацией, из уважения к преклонному возрасту супругов, предложил Исидору Штраусу так же занять место в шлюпке. Но 67-летний миллионер не счел возможным принять это предложение. Через полтора часа, когда корабль наполовину погрузился в океан, а на палубах царили паника и ужас, Исидор все-таки сумел усадить Иду в одну из шлюпок.

Но Ида, увидев, как Исидор, в последний раз помахав ей, уходит в темноту, не выдержала и попросила задержать спуск шлюпки на воду. Она сошла и поспешила к мужу. Он попытался усадить супругу в шлюпку, но та решила не оставлять его на тонущем лайнере, заявив: «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда ты, туда и я». Он отошел в сторону. Тогда Ида сняла с себя драгоценную соболью шубу, подозвала свою молоденькую горничную — та стояла в стороне, поскольку прислуга из первого класса пока к эвакуации не допускалась — и накинула шубу на ее плечи: «Возьми, дитя мое, ночь холодна». Элен ответила, что не может принять от госпожи такой дорогой подарок, и попыталась снять шубу. Ида с мягкой улыбкой удержала ее руки и сказала: «Я думаю, мне она уже не понадобится». Элен разрыдалась и упала на колени. Но Ида, вдруг сделавшись суровой, принялась торопить ее и подталкивать к лодке.

 Именно ей, своей горничной, Элен Берд, уступила Ида свое место в лодке номер 8, предназначенной для пассажиров первого класса, и протянула свое меховое манто - "оно мне больше не нужно". И то и другое помогло горничной выжить на ледяном ветру северной Атлантики. Она пережила трагедию на 40 лет. Последний раз супругов видели сидящими на шезлонгах на одной из палуб тонущего лайнера. Они сидели в креслах на палубе, взявшись за руки, а свободной рукой прощально махали отплывающим лодкам. "Они выглядели спокойными - так описали их очевидцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.

План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...

Разработка урока литературы для групп и классов профильного обучения по теме: "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой"

Урок литературы по теме "Загадки рассказа А.П.Чехова  "Дама с собачкой" уместно проводить  в конце изучения  рассказов А.П.Чехова (10 класс, конец учебного года). Ра...