Анализ рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»» 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс)

урок развития речи по рассказу "Дама с собачкой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок развития речи27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»»

10 класс

Цель урока: активизация ассоциативного мышления учащихся с помощью использования одного из способов работы на уроках русского языка и литературы по развитию аналитического мышления и письма, направленного на формирование творческих способностей детей.

Задачи урока: 

1) формировать умения творчески мыслить, анализировать, логически правильно выражать мысли;

2) развивать читательский талант, языковое чутье;

3) формировать умения создавать текст, подбирать языковые средства;

4) повышать мотивацию к обучению.

Планируемые образовательные результаты: 

личностные: учащиеся осознают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными ситуациями;

продолжат вырабатывать свою жизненную позицию;

метапредметные: учащиеся будут совершенствовать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, преобразовывать информацию, строить связное монологическое высказывание;

овладеют приёмами продуктивного чтения;

обеспечат возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, правильно выражать свои мысли в речи, оценивать успешность усвоения материала;

предметные: учащиеся освоят способы решения проблем творческого и поискового характера; постигнут авторскую позицию и особенности поэтики чеховского рассказа;  будут создавать и редактировать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста.

 8. Содержание урока:

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

 1. Объявление темы урока и объяснение целей и задач урока. Обращение к эпиграфу урока:

Все традиционные правила повествования

нарушены в этом чудесном рассказе…

Здесь нет проблемы, нет обычной кульминации,

нет точки в конце, но этот рассказ –

один из самых великих в мировой литературе.

В. Набоков

2. Выявление первоначального восприятия текста.

Ответить на вопросы:

1. Какое впечатление произвел на учеников текст рассказа?

2. Русский историк В. Ключевский сказал о Чехове: “Художник серых людей и серых будней. Строй жизни, сотканный из этих нелепостей, не рвется”. Согласны ли школьники с этим высказыванием? Почему?

2. Основной (информационно-аналитический) этап

 1. Коллективная аналитическая работа над текстом – ведение проблемного диалога. Обсуждение вопросов, обнаруживающих эмоционально-эстетическую реакцию школьников:

1. Почему рассказ назван "Дама с собачкой"?

2. Ожидали ли ученики такую концовку произведения?

3. Какую роль играют в рассказе подробности биографии героев?

4. Что можно рассказать о жизни героев до встречи друг с другом?

5. Почему описание Анны Сергеевны дается через воспринимающее сознание Гурова? Как меняется это восприятие?

6. Как меняются взгляды Гурова на свою и окружающую жизнь.

7. Каковы способы изображения внутреннего мира героев? Какую роль при этом играет внешний, вещный мир?

8. На какие художественные детали школьники обратили внимание при чтении этого рассказа? Какую роль они играют в произведении?

9. Какую роль играют описания природы в рассказе? (эпизод «Ореанда»). Как соотносится слово повествователя с мыслями Гурова?

10. В письме к брату Чехов писал: "В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина...". На каких примерах из текста рассказа можно показать своеобразие такой манеры в изображении природы?

11. Показать функцию языковых средств. Понаблюдать за тем, как от контекста зависит значение слова (серый (цвет), теплый и др.)

12. Какое смысловое наполнение имеет троекратное повторение слова "как" в финале рассказа?

2. Подготовка к индивидуальной творческой работе.

1) Слово учителя.

Рецензенты первых сборников Чехова говорили о "незавершенности", "оборванности", "недоговоренности" его рассказов, о том, что у них нет "конца", и видели в этом недостаток. Позже в "отсутствии конца" усмотрели новаторский художественный прием писателя. Неакцентированность авторской позиции в чеховских рассказах приводит к их многовариантным прочтениям.

Автор не навязывает своих представлений о жизни, мире, человеке, он дарит не только своим героям, но и читателям надежду на другую, лучшую жизнь.

Для творческой работы рассказы Чехова – клад: они пробуждают воображение и заставляют читателей становиться соавторами писателя.

Поэтому следующий этап работы – сбор материала для будущей творческой работы на основе прочитанного и проанализированного рассказа «Дама с собачкой» - вполне закономерен.

2) Применение метода фокальных объектов для формирования творческих и коммуникативных способностей учащихся (см. презентацию).

Цель работы: 

провести работу по развитию аналитического мышления и письма, направленную на формирование творческих способностей учащихся

Задачи:

1) познакомить школьников с возможностями метода творчества;

2) написать сочинение-миниатюру об объекте (рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»), используя полученные словосочетания, полностью или частично;

3) заслушать получившиеся работы, провести обмен мнениями. 

План работы.

1. Суть метода фокальных объектов.

2. Пошаговое выполнение работы – сбор материала.

3. Выбор темы сочинения.

4. Индивидуальная творческая работа.

5. Чтение и обсуждение написанного.

1. Перед нами, как в фокусе, объект, который требует анализа, комментария, - рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой».

Устанавливается цель его анализа – формирование собственного мнения о рассказе, героях, авторской позиции, проблематике произведения.

Это критерии, по которому потом будут отбираться идеи.

2. Участникам предлагается последовательно выполнить предлагаемые действия. Представлена пустая таблица. Групповая работа: таблица заполняется парами участников.

Произвольно выбираем три случайных объекта (три существительных из рассказа): открываем его на первой попавшейся странице, не глядя, отыскав первое существительное, начиная со слова, на которое указывает палец. Записывается найденное слово в первый столбец второй строки. Таким же образом заполняется  второй и третий столбцы второй строки.

Затем заполняется первый столбец третьей строки: в течение 2-3 минут вносятся в него все определения для найденных слов – создаются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по несколько интересных, необычных, не банальных слов-определений  - прилагательных, деепричастий, глаголов).

Аналогичным образом заполняются остальные столбцы третьей строки.

В верхнюю строку таблицы записывается словосочетание «рассказ Чехова» - это фокальный объект.

Убирается вторая строка таблицы.

Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются.

Читаются получившиеся словосочетания (существительное и определения согласуются в роде, числе и падеже).

Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.  

Все полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций (см. Приложение 1).

3. Предлагаются следующие темы сочинений:

1) «Мужчина и его любовь в рассказе Чехова»;

2) «Дама с собачкой» - рассказ о курортном романе или о настоящей любви?»;

3) «Мое впечатление от прочтения рассказа «Дама с собачкой»;

4) «Рассказ мог бы закончиться так…»;

5) «Как сложилась судьба Гурова и Анны Сергеевны?»;

6) «Серые люди и серые будни» в «Даме с собачкой»»

4.  Работа детского исследования и творчества (см. Приложение 2).

5. Чтение и обсуждение написанного.

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

1) Обмен информацией.

Что удалось сегодня сделать? Что нового для себя вынесли? Какие новые знания получили? Чему научились? Понравилась ли форма работы? Какую оценку можете себе поставить? 

2) Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись шкалой самооценки: К – красота, П – правильность, Б – быстрота выполнения (по пятибалльной системе).

Проанализируйте свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников и отметьте свое мнение об уроке с помощью цвета:

зеленый цвет: «На уроке мне все было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

желтый цвет: «На уроке мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно справился с заданиями».

красный цвет: «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Проведение рефлексии с применением вопросов и символов в листах обратной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА « О ЛЮБВИ»

Урок литературы в 8 классе...

Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ "АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ"

УРОК РАЗРАБОТАН  В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.НА УРОКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ 3 СТАДИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:ВЫЗОВ,ОСМЫСЛЕНИЕ,РЕФЛЕКСИЯ.НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРИМЕНЯЮТС...

Презентация к уроку "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч" 10 класс

Данная презентация является сопровождением к уроку " "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч" 10 класс. Представлено исследование  произведения с точки зрения его концепции.  Презентация доп...

Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент" (комментированное чтение в 10 классе), презентация

"Студент" - один из любимых рассказов самого автора. Несмотря на его небольшой объём, открывает много смыслов. Понять глубину рассказа и его философское содержание помогает библейский подтекст, которы...

Разработка урока литературы для групп и классов профильного обучения по теме: "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой"

Урок литературы по теме "Загадки рассказа А.П.Чехова  "Дама с собачкой" уместно проводить  в конце изучения  рассказов А.П.Чехова (10 класс, конец учебного года). Ра...