РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Театр одного актёра» для 8 класса
рабочая программа (8 класс) по теме
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр одного актёра» составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении программ учебных предметов, и основана на разработанной дополнительной образовательной программе «Основы актёрского мастерства» для театральных студий и школьных кружков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_i_ktp_teatr_odnogo_aktyora.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 640 Приморского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курса «Театр одного актёра»
для 8 класса
4 часа в неделю (всего 130 часов)
Автор-составитель:
Педагог допобразования:
Держиева О.А.
Учитель первой
квлификационной категория
2018 / 2019 уч.г
Санкт-Петербург
Пояснительная записка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для развития школьником своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр одного актёра» составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении программ учебных предметов, и основана на разработанной дополнительной образовательной программе «Основы актёрского мастерства» для театральных студий и школьных кружков.
Занятия актёрским мастерством, техникой речи, сценическим движением являются основными в работе театрального кружка и тесно связаны с другими учебными предметами: «МХК», «Культурология», «Русский язык и литература», «Риторика», «Музыка». Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для школьников, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, учащиеся занимаются театральными постановками, принимают участие в концертах и других мероприятиях школы. Школьники обучаются творческому самочувствию и эмоциональной устойчивости. Это служит мотивацией к учебе и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства» входит в курс внеурочной деятельности и направлена на удовлетворение художественно-эстетических потребностей личности, способствует формированию ее сознания, расширяет жизненный опыт, способствует духовному, социальному и профессиональному становлению творческой личности школьника.
Актерские тренинги и упражнения представляют собой непрерывную смену игр и упражнений, которые осуществляют последовательный, поэтапный отбор различных элементов актерской техники, пробуждают творческую и личную активность каждого учащегося без насилия над его природой. Актерский тренинг предполагает самое широкое использование игры, так как именно игра дает чувство смелости, свободы, азарта. Заинтересованность ученика становится обязательным условием хорошего выполнения поставленных перед ним задач. Занятия по технике речи и сценической речи обучают школьников искусству слова – ораторскому искусству.
В течение учебного года группа готовит минимум два учебных спектакля, занимаются инсценированием басен, постановкой сценических номеров, принимают участие в конкурсах чтецов. Каждый составляет свой личный репертуар.
Театр помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения приспосабливают ребенка к окружающей среде. На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.
Целесообразность, актуальность и новизна.
Родители, учителя достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда дети очень плохо владеют речью, не могут выразить собственные мысли и чувства, панически боятся публичных выступлений. В игровой программе занятий эти недостатки развития исправляются легче.
Этот курс внеурочной деятельности включает в работу физический, эмоциональный и интеллектуальный аппарат ребенка, формирует определенные актерские исполнительские умения и навыки, знакомит с сущностью исполнительского театрального искусства, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащихся. Поэтому программа курса актуальна и педагогически целесообразна, как одна из эффективных форм развития творческого потенциала личности.
Выбор произведения, изучение и анализ текста, выбор средств выражения, творческое исполнительское воплощение, публичные выступления, последующие обсуждения должны постоянно вести ребенка вперед, способствовать его творческому росту и эстетическому развитию.
Новизна данной программы выражается в желании дать возможность каждому ребенку почувствовать себя значимым, научиться легко устанавливать контакты с партнерами, узнать много нового об искусстве театра, овладеть серьезными знаниями, необходимыми в дальнейшем в любой профессии.
Цели:
Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем возрасте. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретаемых им в процессе освоения программы театрально-исполнительских умений и навыков. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.
Задачи:
Приобретение детьми опыта творческой деятельности; приобретение детьми знаний, умений и навыков в области актерского мастерства; овладение всеми видами сценического внимания; развитие ассоциативного и образного мышления. Научить свободно ориентироваться и действовать в сценическом пространстве; выполнять сценическую задачу, Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Развить творческие способности личности; сформировать у подростков устойчивый интерес к театральному искусству. Научить снимать индивидуальные зажимы; органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах; оправдать заданную ситуацию, импровизировать; мыслить и взаимодействовать с партнером на сцене.
УМК
В основу обучения актерскому мастерству положены методические разработки К.С. Станиславского и В.И. Немировича – Данченко, а также теоретические и практические работы лингвистов, психологов, преподавателей сценического действия и речи, театроведов.
На занятиях используются и координируются все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения курса по словесному действию (художественное слово), сценическому движению и пластике (ритмика и танец), музыкальным предметам (основы нотной грамоты, слушание музыки).
На занятиях учащиеся знакомятся с произведениями различных жанров и стилей, что способствует развитию их эстетического вкуса. Художественные задачи, стоящие перед ребенком на каждом этапе, не должны превышать его возможностей и одновременно должны постоянно способствовать его художественному и творческому росту. При подборе репертуара педагог также обязан учитывать нагрузку школьника, определенную действующими СанПиН, и не превышать ее.
Планируемые результаты.
Личностные универсальные метапредметные умения и знания
Обучающиеся научатся: ориентироваться на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи оценивать себя на основе критериев успешности внеурочной деятельности, осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю, чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой, приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре, осознать свое место в мире, оптимистически воспринимать окружающую действительность.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернет; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ осознанно и произвольно строить общение, иметь понятия о культуре речи и культуре общения, освоить технику речи
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действий, адекватно воспринимать критику, проявлять познавательную инициативу, работать по плану и корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся: адекватно использовать необходимые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, совершенствовать собственную речь.
Освоение курса может контролироваться проведением открытых занятий, показом мини-спектаклей, творческих работ. Итоговые занятия проводятся в конце каждого полугодия с обязательным приглашением зрителей.
Содержание программы курса «Театр одного актёра»
Содержание курса внеурочной деятельности «Театр одного актёра» очень тесно связано со всей системой эстетического воспитания и такими практическими дисциплинами, как «Художественное слово», «Техника речи», «Сценическая речь», «Сценическое действие» и «Риторика».
Актёрское мастерство
Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания.
Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации.
Раскрепощение мышц. Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения с воображаемыми предметами.
Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров.
Эмоциональная память. Память присуща всем людям. Лишь необходимо в процессе этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной жизненной ситуации.
Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.
Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки построения этюда.
Действия с воображаемыми предметами. Помогают снять мышечный зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память.
Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства.
Сценическая речь.
Техника речи и ее значение. Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции. Использование упражнений и тренингов для речевого аппарата.
Дикция. Четкое произношение всех звуков речи – неотъемлемая часть спектакля. Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд упражнений и тренингов.
Понятие об интонировании. Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях.
Тембрирование. Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей. Тренировка тембрирования происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок. Например, мудрость – глупость, доброта – жестокость, смелость – трусость и другие.
Совмещение речи и движения. Используя специальные упражнения добиваться легкости текста при различных физических действиях.
Сила звука и эмоциональная выразительность. Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются следующие упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Стараться сохранить выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения.
Сценическое движение.
Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.
«Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.
Движения в «рапиде». Научится двигаться в замедленном темпе.
Пластическое решение образа. Упражнения по пластике тела помогают решать конкретные постановочные задачи. В процессе репетиции над постановочным произведением отрабатывается пластический рисунок образа.
Сценическое общение. Усложняются задачи общения. Вводятся упражнения на необходимость «увидеть» и «услышать» партнера. Для этого используются парные упражнения и парные этюды.
Действие в предлагаемых обстоятельствах. Продолжаются этюды и упражнения на предлагаемые обстоятельства. Детям предъявляются более высокие требования по органичному включению в роль.
Этюды с воображаемыми предметами. Развитие фантазии и воображения, раскрепощение мышц идет через работу над одиночными и парными этюдами. Действия с воображаемыми предметами развивает сценическое внимание, пластику.
Парный этюд. Навыки сценического общения, фантазии, раскрепощения мышц – все это приходит через придумывание и постановки парных этюдов.
Массовый этюд. Навыки сценического движения, воображения, сценического общения, чувство «локтя» партнера дает работа над созданием массового этюда. Кроме того, придумывая массовый этюд, дети моделируют жизненные ситуации.
Тренировка речевого аппарата. Серия упражнений по сценической речи «Парикмахер - неудачник», «Сони», «Эхо», «Поезд» и другие заставляют правильно работать речевой аппарат и микромимику лица.
Работа над дикцией. Усложняется работа над скороговорками. Скороговорки берутся более сложные. Также используются более сложные групповые и индивидуальные упражнения.
Закрепление навыков интонирования. Упражнения по интонированию речи усложняются: «Переполох», «Чаепитие», «Чудо лесенка». В этих упражнениях воспитанник пытается выразить несколько способов интонационного звучания.
Искусство речевого хора. Отрабатываются навыки произношения, каких -либо текстов, перекрестного произношения, хорового звучания.
Неречевые средства выразительности. Помимо силы голоса, интонации, тембрирования воспитанник узнает о таких вспомогательных средствах как жест, мимика, поза, костюм.
Работа над стихотворным текстом. Отрабатываются навыки чтения стихотворного текста, уделяется внимание «видению» происходящего, своего отношения к произносимому тексту. Изучаются особенности стихотворного текста.
Сценическое движение.
Возрастные походки. Одной из самых сложных задач для актера, тем более для ребенка является возрастная роль. В основе этого образа лежит ее пластическое воплощение. На занятиях воспитанники учатся быть «бабушками» и «дедушками», «толстыми» и «худыми», «великанами» и «карликами».
Этюды на пластическую выразительность. Продолжается работа над пластической выразительностью тела. Задания усложняются. Это – групповые «скульптуры» на заданную тему, домашние и дикие животные, деревья и цветы.
Сценические драки. Научить актера использованию приема сценических драк. Главная задача имитировать достоверно драку, не причиняя вреда партнеру. Научиться «отыгрывать» удар.
Пластические особенности персонажа. Используя предыдущие знания о пластическом решении образа, вводится понятие пластической особенности. Ученики придумывают внешнюю, характерную черту персонажа и пытаются воссоздать ее в образе.
Искусство костюма. Ученики узнают о роли художника в театре: художник – постановщик, художник – создател костюмов, художник – гример. Практическая работа – создание костюмов к определенной тематике.
Искусство грима. Понятие о гриме. Понятие об аквагриме. Наиболее распространенные виды грима. Практическая работа – создание грима на заданную тему.
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Театр одного актёра»
Кол-во часов в неделю: 4
Кол-во часов в году: 130
Резерв: 6
Занятия: по 40 минут
Кол-во учащихся в группе: 8 человек
Приложение
К.С.Станиславский отмечает в книге "Работа актера над собой": "напрасны все старания искусственно превратить в сознательный процесс все то, что по природным законам происходит бессознательно". Следовательно, в контексте театральной педагогики, следует искать окольные подходы к цели, кружные пути сознательного управления подсознательными процессами. Важнейшим средством, помогающим исполнителю роли найти убедительные приемы, является целенаправленность и целеустремленность действия. Для технического совершенствования требуется в меньшей степени физические упражнения, а гораздо большей психически ясное представление о задаче. Станиславский известен как сторонник "искусства переживания". Поэтому в его работах так много месте занимаю рекомендации по воспитания творческого воображения, творческого внимания и сценического самочувствия. Необходимо в ребенке воспитывать "чувство веры и правды" ("Искренность исполнения придает художественному произведения силу и жизненность").
Педагогу следует быть крайне наблюдательным к своим ученикам, суметь уловить его индивидуальность и воздействовать на нее для развития способностей ребенка.
Главная задача педагога – ввести ребенка в мир искусства, разбудить его творческие способности и вооружить техникой игры. Эта цель осуществима через упражнения для развития "аппарата переживания" и "аппарата воплощения".
Известно, что творчеству научить нельзя, работать творчески можно. Управлять грамотно этим процессом является обязательной работой для педагога. Этому способствует высокая культура и профессиональное мастерство учителя, которые совершенствуются ежедневно через неутомимый поиск и труд над собой.
Станиславский рекомендовал в момент выступления сосредоточиться на самом действии. Уместно в этот момент напомнить о мышечном напряжении, которое может дезорганизовать "аппарат воплощения", вызывая тем технические неполадки. Телесные "зажимы" сковывают душевные переживания и творческое воображение. Станиславский предлагает путем специальной тренировки выработать в себе "мышечного контроллера". "Он должен неустанно как в жизни, так и на сцене следить за тем, чтобы нигде не появлялось мышечных зажимов и судорог. Процесс снятия напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности.
Руководствуясь рекомендациями К.С. Станиславского, для курса «Театр одного актёра» разработан комплекс упражнений, который апробирован и успешно реализуется.
Воспитание личности формируется в деятельности, и только она создает условия для самореализации.
Идея социализации ребенка осуществляется через создание учебной среды приближенной к реальному социуму.
Идея восхождения воспитанников к общечеловеческим ценностям: Красота. Гармония. Духовность. Познание.
Во внеурочной деятельности существуют различные формы работы с родителями:
- собеседование;
- «день открытых дверей»;
- приглашение на спектакли;
- прямое и косвенное участие родителей в выпуске спектакля и других публичных выступлениях детей: фестивалях, конкурсах и других культурно-массовых мероприятиях;
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база:
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
наличие учебных и служебных помещений ( зала для проведения репетиционных занятий, сцены, гардероба, санитарных комнат); магнитофон кубы столы стулья ковровое покрытие пандусы разноуровневые декорации костюмы музыкальный центр видеокамера фотоаппарат маты, матрацы; | книги и иллюстрации для детей по истории театра сборники пьес и другого постановочного материала игрушки мягкие, мячи, скакалки для тренингов записи классической музыки |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Кукольный театр «Буратино»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы ....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный театр" 5 класс
Рабочая программа разработана на основе программы факультатива внеурочной деятельности по ФГОС «Школьный театр» МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением ...
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Наглядная геометрия» для 5 класса
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Наглядная геометрия" для 5 класса по ФГОС
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Английский театр"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Английский театр" для 5 класса...
2015-2016 уч.г. Рабочая программа внеурочной деятельности "Любительский театр"
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС ООО и содержит пояснительную записку, ожидаемые результат...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный театр"
Школьный театр "Сто друзей"...