План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1Этап . Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. |
|
|
|
|
1.Организация начала урока. Мотивация к деятельности. | Словесный, метод мотивации учебной деятельности. | Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные УУД: саморегуляция. | Психологический настрой детей на урок. Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха и добра на уроке, улыбнись ему, учителю, гостям. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
2Этап. Актуализация. |
|
|
|
|
| Проблемный, метод фронтальной организации обучающихся. | Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация. |
-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд. Виртуальная экскурсия. Проблемный вопрос. Перед вами несколько высказываний. Прочитайте и подумайте, что их объединяет? Какие слова являются ключевыми? (1. Побеждай зло добром. Библия. 2. Добрые умирают, да дела их живут. Пословица. 3.Сострадание правит миром. Пословица. 4. Тот, кто не имеет сострадания, жесток. Бернард Мандевиль.) Учитель вывешивает на доску карточки с данными словами ("доброта" и "сострадание"). Проблемный вопрос. Кто из вас знает лексическое значение данных слов? Виртуальная экскурсия. Древняя Греция. Городская площадь. Звучит греческая музык Проблемный вопрос. Почему сограждане не поняли Диогена? Какого человека он искал? С какими чертами характера? | Анализ, сопоставление, обобщение. Построение развернутого ответа на поставленные вопросы. Ответ детей: "Ключевые слова: добро и сострадание"
Обучающиеся работают по толковому словарю Ожегова.
Инсценировка. -Что ты ищешь, Диоген, днём с фонарём ? -спрашивали его афиняне. - Я ищу человека, - отвечал Диоген. -Кого именно? Меня, Его? - Человека...Ищу человека. -повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан и продолжал свой путь по городской площади. ( диалог из статьи Кузмичёва "Литература и нравственное воспитание")
Ответ детей: "Он искал человека нравственного".
|
3 Этап. Определение темы урока. Постановка учебных задач.
| Проблемный, метод фронтальной организации учащихся. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД: целеполагание | Создание проблемной ситуации. Ребята, соотнесите высказывания и инсценировку. Как вы думаете, каких слов не хватает в теме нашего урока? (Тема на доске: Без ... и ... нет человека.) А что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
Целеполагание. Сформулируйте тему нашего урока. Мы с вами попробуем провести исследование по нашей теме, больше узнать о проявлении доброты и сострадания на основе произведения А.П.Платонова "Юшка". | Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Ответ детей: "Доброты и сострадания". Ответы детей.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок
|
4Этап. Выявление места и причины затруднения |
|
|
|
|
1.Выборочная проверка домашнего задания
| Словесный, познаватель-ный, эвристический. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, обобщение, умение доказывать; Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос; ценностное отношение к человеку). Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
| Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ” Много лет назад родился человек, которому суждено было стать писателем. Это А.П.Платонов. Беседа о прочитанной статье по учебнику. 1. Где и когда родился будущий писатель? 2. Расскажите о его семье?3. Когда и где началась трудовая деятельность. 4.Платонова и в связи с чем? 5. Под какими псевдонимами печатался писатель, расскажет ваш одноклассник.
| Построение развернутых ответов на поставленные вопросы. Работа с учебником и тетрадью.
Отвечают на вопросы учителя.
Небольшое индивидуальное исследование "Псевдонимы Климентова -Платонова". Остальные обучающиеся записывают в тетрадь псевдонимы писателя. ( Платонов, Человеков, Фирсов, Вагулов)
|
2. Аналитическая работа с текстом. | Словесный, познаватель-ный, эвристический. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения; Личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос; ценностное отношение к человеку). Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата | Вопросы. 1.Кто является главным героем рассказа "Юшка"? 2. Где он жил, чем занимался? 3. Как он выглядел? Опишите Юшку.
-Вспомните и дайте определение басни.
Тяжело жилось Юшке. Были ли счастливые минуты в его жизни?
Как чувствовал себя герой на природе? | Построение развернутых ответов на поставленные вопросы. Ответы детей. Юшка был мал ростом и худ; вместо усов и бороды росли редкие седые волосы, глаза были, как у слепца. Одежду носил без смены, ходил босой. Он ни на кого не был похож...Жители города называли Юшку ущербным, убогим... Да. на природе. Выразительное чтение (под музыку). Эпизод "Юшка на природе". Лучше, чем среди людей. Он весёлый, радостный, счастливый. |
3. Релаксация. | Познаватель-ный. |
| Давайте тоже представим, что мы на природе и попробуем испытать те чувства, которые испытал Юшка. Играет музыка. Ребята, сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте добро. Оно у всех разное. нарисуйте мысленно добро, используйте только яркие краски. Оно, как солнышко, нам светит. А теперь поднимите руки вверх, потянитесь к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое и тёплое, как руки мамы. Возьмите добро в руки. теперь медленно опустите их. Прижмите руки сердцу. Откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце.
| Обучающиеся под музыку выполняют те действия, о которых говорит учитель. |
4. Исследовательская работа в группах.
| Проблемный, эвристический, познаватель-ный.
| Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь; Познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач | Беседа: Возвращаемся к главному герою рассказа. Многого жители города, к сожалению, о Юшке не знают. Почему люди потешаются над Юшкой? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав, а кто виноват, мы узнаем, проведя исследование трёх эпизодов рассказа. Но вначале прочитайте рекомендацию "Работа в группах". Учитель выполняет роль консультанта. Формирование творческой активности через творческое задание. Корректировка полученных ответов.
1 группа. Эпизод "Встреча Юшки с детьми". Вопросы и задания. 1. Как относятся к Юшке дети? 2.Что влечёт детей к главному герою? 3.Почему Юшка на них не обижается? 4.Как сам герой объясняет поведение детей? Согласны ли вы с ним? 5.Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
2 группа. Эпизод "Встреча Юшки со взрослыми". Вопросы и задания. 1.Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые люди, чем дети? Почему взрослые его обижают? 2. За что не могут простить Юшку? 3. Как вы можете объяснить слова Даши: " Сердце у них слепое, да глаза зрячие". 4. Юшка на возражения Даши ответил:" Они любят меня без понятий. Сердце в людях бывает слепое". Как вы понимаете сочетание слова "слепое сердце"? 5. Какое оно, "слепое сердце"? Нарисуйте его.
3.группа. Эпизод "Юшка и весёлый прохожий". Вопросы и задания. 1.Чем помешал Юшка весёлому прохожему? 2. Почему главный герой осерчал на весёлого прохожего? 3. Найдите в толковом словаре лексическое значение слова осерчал. 4. Почему Платонов выбрал данное слово?
Вернёмся к теме урока. Какой общий вывод можно сделать? что вы можете сказать о Юшке и о людях его окружавших? | 1 группа. Эпизод "Встреча Юшки с детьми". Вопросы и задания 1. Как относятся к Юшке дети? 2.Что влечёт детей к главному герою? 3.Почему Юшка на них не обижается? 4.Как сам герой объясняет поведение детей? Согласны ли вы с ним? 5.Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
Работа в группе. Предполагаемый вывод. Дети не дают проходу Юшке, донимают его криками, ударами, бросают в него камни, палки. Они ждут ответной реакции, чтобы Юшка поступил с ними также. Но он этого не делал. Он верил, что нужен им, для него любовь -это когда люди тянутся друг к другу. На зло Юшка отвечал добром. Работа в группе. Предполагаемый вывод. Взрослые тоже обижают Юшку, они на нём вымещают "горе и обиду". Взрослые не могут простить его непохожесть, молчаливость. Как это так, Юшка другой. Люди не должны судить других за непохожесть. " Слепое сердце"бывает у человека, который не может понять другого, не умеет сострадать, делать добро. Ученик вывешивает на доску рисунок "слепое сердце".
Работа в группе. Предполагаемый вывод. Прохожий обвиняет Юшку за то, что он ходит по земле. Говорит, чтобы Юшка умер. Юшка осерчал , т.е. возмутился, рассердился впервые. Он осознал свою ценность: "Я родителями поставлен, я по закону родился". Все люди нужны на земле. Предполагаемый вывод. По жизни нужно нести людям добро, сострадание. милосердие, как это делал Юшка. |
5 Этап. Первичное закрепление. | Познаватель-ный, метод фронтальной организации обучающихся.
|
| Вопросы и задания. 1.Увы, что стало с Юшкой? 2. Почему без него жить стало хуже?
3.Добро всегда побеждает в жизни? Доброта и сострадание, по Платонову, не уходят из мира со смертью человека. И давайте это докажем. 4. Кто появился в городе после смерти Юшки?
| Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя. 1. Умер. 2. Злоба так и осталась среди людей. Но они вымещали её друг на друге.
3. Нет, к сожалению.
4. Девушка -сирота, которую на свои маленькие средства вырастил Юшка. Она стала врачом. |
6Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1. Исследовательская работа.
| Проблемный, эвристический, познаватель-ный | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта Вопрос. Как звучит имя Юшки? Благодаря кому узнали в городе имя и отчество главного героя? Небольшое исследование. Запишите толкование имени и отчества в тетрадь.
Вопрос. И кто стал таким плодом добра? | Групповая работа. В группе выпишите 10 непонятных слов. Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов. Выделение необходимой информации.
Ответ. Ефим Дмитриевич. Благодаря девушке, которую воспитал Юшка. Результаты исследования (Работа со словарём имён). Юшка - это кровь, животворящая жидкость, она необходима для жизни. Ефим - благочестивый, благожелательный. священный. Дмитрий -восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зёрна, взращённые приносят щедрые плоды добра. Ответ. Девочка -сирота стала плодом добра. |
7Этап . Подведение итогов урока |
|
|
|
|
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
| Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Вопросы и задания. 1.Смогли ли мы узнать о проявлении доброты и сострадания на основе произведения А.П.Платонова "Юшка". Кто обладал такими чертами характера? 2.Какое было сердце у Юшки? 3.Каким бы цветом вы, рисуя, раскрасили сердце Ефима Дмитриевича?
Вот оно сердце Юшки. Рисунок( большое красное сердце) вывешивается на доску рядом со "слепым" | Построение развернутых ответов на поставленные вопросы. |
2.Рефлексия. | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | Регулятивные УУД: рефлексия; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Итоговый комментарий..Мысли, которые возникли у вас после нашего разговора, отразите в синквейне. Опорные слова: 1 группа - Юшка, 2 группа - взрослые, 3 группа - рассказ. | Написание и чтение синквейна. |
3.Домашнее задание. | Словесный, наглядный | Личностные УУД: нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого материала; Регулятивные УУД: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность; Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.
| Дифференцированное домашнее задание. 1. Напишите письмо А.П.Платонову от своего имени, расскажите о сегодняшнем уроке. 2.Продолжите предложение "Красивый человек - это..." 3. Нарисуйте иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа "Юшка"
| Записывают задания в дневники. |
4.Самооценка. | Метод словесный
| Регулятивные УУД: самооценка, Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий. Понравилась ли вам работа в группе? Чем? Какую оценку вы поставите своей группе за работу? | Дают развернутый ответ на вопросы. |