Программа по литературе Смоленщины
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Аннотация к рабочей программе
по литературе Смоленщины в 9 классе
Рабочая программа учебного предмета «Литература Смоленщины» для 9 класса составлена на основе:
- Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент: - Смоленск,1995;
- ООП ОООМБОУ «Ленинская основная школа».
Программа включает в себя:
- пояснительную записку;
- результаты обучения;
- содержание учебного предмета;
- календарно – тематическое планирование;
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._po_lit._sm._9_kl.2017-18g.docx | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор школы: Н.Л.Минченкова
Протокол № 1 Приказ № 42/1 - ОД
от « 30 » августа 2017 г. от «31» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе Смоленщины
9 класс
34 часа (1 час в неделю)
учитель: Гриненкова Елена Михайловна
высшая категория
д. Городище
2017-2018 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор школы: Н.Л.Минченкова
Протокол № 1 Приказ № 47/1 – ОД
от « 30 » августа 2017 г. от «27» сентября 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе Смоленщины
9 класс
34 часа (1 час в неделю)
учитель: Гриненкова Елена Михайловна
высшая категория
д. Городище
2017-2018 учебный год
Аннотация к рабочей программе
по литературе Смоленщины в 9 классе
Рабочая программа учебного предмета «Литература Смоленщины» для 9 класса составлена на основе:
- Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент: - Смоленск,1995;
- ООП ОООМБОУ «Ленинская основная школа».
Программа включает в себя:
- пояснительную записку;
- результаты обучения;
- содержание учебного предмета;
- календарно – тематическое планирование;
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература Смоленщины» для 9 класса составлена на основе:
1. Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
3.Программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент: - Смоленск,1995;
4.ООП ОООМБОУ «Ленинская основная школа».
На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 34часа (1час в неделю).
Задачи преподавания предмета
Литературное краеведение как одна из форм работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить личность писателя и его творчество. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже понять процесс развития всей русской литературы. Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи.
Цели литературного краеведения:
- открытие обучающимся прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация познавательной деятельности обучающихся;
- формирование информационной культуры;
- формирование навыков коммуникативного общения;
- формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности, расширение кругозора обучающихся закрепление умения работать с аналитической литературой.
Литературное краеведение способствует пробуждению у школьников чувства любви к «малой родине». Прежде всего, оно направлено на изучение литературы прошлого и настоящего, оно совмещает в себе черты истории литературы и литературной критики.
Задачи литературного краеведения:
-развить коммуникативные умения обучающихся;
-обеспечить внимание к изучению культуры своего края;
-способствовать воспитанию любви к Родине;
-соединить обучение и воспитание в единый процесс.
Требования к уровню подготовки (результаты обучения)
В результате изучения литературы Смоленщины учащийся должен:
знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей и поэтов Смоленщины;
- основные закономерности историко-литературного процесса.
Уметь
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- выделять характерные причинно-следственные связи;
-самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
Содержание курса
(34 часа)
Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) - 1 час.
Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района). Теория: понятие литературного краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины»
Фольклор Смоленщины - 2 часа.
Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху. Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек.
Смоляне в древнерусской литературе - 2 часа
"Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин."Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись. "Хождение смолян в Иерусалим и Царьград". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова ..." Н.И.Рыленкова), «Фрески города Горухщи» О.Ермакова (по выбору учителя).Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть)
Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков 2часа Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы. Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Башня Веселуха". Сведения об авторе. В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравственная красота человека из народа. Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии (по выбору учителя).Традиции М.В.Ломоносова, драматургия.
"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)-1 час А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.
Война 1812 года и Смоленщина - 2 часа
Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов.
Декабристы-смоляне -1 час
"Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).
Для самостоятельного чтения Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской".
Забытые имена - 1 час В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А.Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. Знакомство с понятием беллетристика.
Смоленские публицисты XIX века -1 час
А.Н.Энгельгардт. Особенности композиции, манера повествователя, образ повествователя. Смоленщина в творчестве писателя. Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине.
Конец XIX – вторая половинаXX века
Талашкино - культурный центр России -1 час
Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни". Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России.
Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час
А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов
А.Беляев - основоположник советской научной фантастики -1 час
Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.
М.Булгаков и Смоленщина - 1 час
Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.
Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час
Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.
М.Пришвин на смоленской земле - 2 часа Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.
И.С.Соколов-Микитов - 2 часа И.С.Соколов-Микитов. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено".). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждающая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове-Микитове. Развитие навыков художественного анализа.
Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа
Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти»Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.
"Ради жизни на земле" - 3 часа
Произведения о Великой Отечественной войне (по выбору учителя и учащихся). Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужбина"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко»(по выбору учащихся).
Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.
Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
У разоренного гнезда - 2 часа
Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших городов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.). Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках»
Раздумья о времени и о себе -1 час
В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. проблема литературы 70-80-х годов.
Боль поколения -1 час О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности
"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков -1 час Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Знакомство с творчеством Е.Максимова, В. Смирнова, С.Вязанкова, велижских поэтов, а также работами молодых поэтов литературной студии «Персона»
Обобщающий урок – 1 час
Календарно-тематическое планирование по литературе Смоленщины
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Корректировка |
1 | Введение. Литературная Смоленщина. | 1 | ||
Фольклор Смоленщины(2часа) | ||||
2 | Фольклор Смоленщины. Собиратели фольклора. Основные жанры. | 1 | ||
3 | Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху. | 1 | ||
Смоляне в древнерусской литературе (2часа) | ||||
4 | Смоляне в древнерусской литературе. «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Меркурии Смоленском». | 1 | ||
5 | Смоляне в древнерусской литературе. Смоляне и «Слово о полку Игореве» | 1 | ||
Литературная жизнь Смоленщины XVIII- начала XIX веков(2час) | ||||
6 | Литературная жизнь Смоленщины XVIII- начала XIX веков. Общая характеристика эпохи. Драматурги А.А.Шаховской и Н.Н.Хмельницкий. | 1 | ||
7 | Смоленск конца XVIII века в повести Ф.Эттингера "Башня Веселуха", "Мартын - живописец". Судьба художника - самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии. | 1 | ||
Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор) - 1 час | ||||
8 | "Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века. А.С.Грибоедов и Смоленщина. Л.Н.Толстой,С.А.Рачинский. | 1 | ||
Война 1812 года и Смоленщина(2 часа) | ||||
9 | Отражение войны 1812года в творчестве писателей. Н.Дурова «Записки кавалерист-девицы». Денис Давыдов на Смоленской земле. | 1 | ||
10 | Н.Рыленков «На старой Смоленской дороге». Е.В.Максимов «Памятник 1812году» | 1 | ||
Декабристы – смоляне (1час) | ||||
11 | Декабристы - смоляне. Ф.Глинка. Творчество. Благородство гражданской и нравственной позиции. | 1 | ||
Забытые имена (1час) | ||||
12 | В.А. Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа "Большая барыня" | 1 | ||
Смоленские публицисты 19 века(1час) | ||||
13 | А.Н.Энгельгардт «Письма из деревни». | 1 | ||
Талашкино - культурный центр России (1час) | ||||
14 | Жизнь и деятельность М. К. Тенишевой на Смоленщине. | 1 | ||
Пролетарская поэзия начала 20 века(1час) | ||||
15 | А.Гмырев, П.Арский. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов. | 1 | ||
А. Беляев основоположник советской научной фантастики(1час) | ||||
16 | Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А. Беляева "Человек - амфибия" | 1 | ||
М. Булгаков и Смоленщина (1час) | ||||
17 | Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. | 1 | ||
Литературная Смоленщина 20-30 годов XIX века(1час) | ||||
18 | Хроника литературной жизни: М. Горький, В. Маяковский, А. Серафимович, М. Зощенко в Смоленске. | 1 | ||
М. Пришвин на смоленской земле(2час) | ||||
19-20 | Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. Тема добра в творчестве писателя.. | 2 | ||
И.С.Соколов – Микитов(2часа) | ||||
21 | И.С.Соколов - Микитов. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя. Рассказ «Медовое сено». | 1 | ||
22 | Жизнь и деятельность писателя И.С. Соколова - Микитова на дорогобужской земле. Использование Смоленского фольклора в творчестве. Воспоминания смолян о Соколове - Микитове. | 1 | ||
Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие (3часа) | ||||
23 | Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Смоленские страницы жизни и творчества М.В. Исаковского. | 1 | ||
24 | А.Т. Твардовский и Смоленщина. "По праву памяти". Малая и большая родина в его творчестве. | 1 | ||
25 | Н.И. Рыленков. История родного края в произведениях поэта. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. | 1 | ||
"Ради жизни на земле"(3часа) | ||||
26 | Писатели Смоленщины на войне. В.Ильенков. «Большая дорога» | 1 | ||
27-28 | Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А. Сурков, М. Шорохов, Э. Казакевич, А. Фадеев, К. Симонов) | 2 | ||
«У разоренного гнезда» (2часа) | ||||
29 | Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян. Е.Марьенков «Вдалеке от больших городов» | 1 | ||
30 | Н.Рыленков.»Великая Росстань». | 1 | ||
«Раздумья о времени и о себе» Проблематика литературы 70-80-х годов(1час) | ||||
31 | В.Сальковский «Смоленская дорога» | 1 | ||
Боль поколения (1 час) | ||||
32 | Боль поколения О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности. | 1 | ||
«Моя родная сторона, Смоленщина моя» в изображении писателей – земляков (1час) | ||||
33 | Итоговое тестирование. | 1 | ||
34 | Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Итоговый урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебное пособие "Времена года"для уроков по литературе Смоленщины
Пособие предназначено для учителей русскогоязыка и литературы, занимающихсяизучением поэзии родного края.Пособие может служить помощникомдля учителя при подготовке к урокупо литературе Смоленщины или ...
Открытый урок по литературе Смоленщины в 9 классе
А.Твардовский. Поэма « По праву памяти» . Место « смоленской темы» в творчестве поэта ....
Наглядный материал к уроку "Литература Смоленщины"
Представлен цикл презентаций, содержащий наглядный материал к изучению предмета "Литература Смоленщины" (9 класс)...
Рабочая программа по литературе Смоленщины для 9 класса
Рабочая программа составлена для обучающихся 9 класса, реализующего ФГОС ООО (пилотный класс). Включает характеристику планируемых результатов изучения учебного курса, содержание курса и тематическое ...
Рабочая программа по литературе Смоленщины для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ООО, включает планируемые результаты изучения учебного курса, содержание курса и тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе Смоленщины.
Рабочая программа по литературе Смоленщины составлена на основе авторской программы общеобразовательского учреждения под редакцией Г.С. Меркина. – Смоленск: Транс-Имаком, 2004.Программа соответс...
Рабочая программа по литературе Смоленщины в 9 классе
Рабочая программа по литературе Смоленщины относится к региональному компоненту, направлена на изучение литературы родного края....