Рабочая программа по литературе Смоленщины.
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе Смоленщины составлена на основе авторской программы общеобразовательского учреждения под редакцией Г.С. Меркина. – Смоленск: Транс-Имаком, 2004.
- Программа соответствует плану школы на 2016 – 2017 уч. год.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_lit_sm_9b.docx | 713.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе Смоленщины составлена на основе авторской программы общеобразовательского учреждения под редакцией Г.С. Меркина. – Смоленск: Транс-Имаком, 2004.
- Программа соответствует плану школы на 2016 – 2017 уч. год.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Задачи преподавания курса
Смоленский край с его богатыми нравственными и эстетическими традициями, многовековой книжно-письменной культурой обладает интереснейшими литературно-краеведческими материалами, серьезное изучение которых школьной программой до сих пор не было предусмотрено.
Традиционно на уроке литературы школьники получают лишь некоторые сведения по краеведению в связи с изучаемым по программе материалом. Действующей программой литературного образования отводится несколько часов (в V и VIII классах) теме "Литература родного края". Основная задача таких уроков - познакомить учащихся с некоторыми сведениями о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, к исследовательской работе. С 1994/1995 учебного года в школьную программу вводится новый цикл предметов "Родной край". "Литературная Смоленщина" - составная часть этого цикла.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Основные задачи курса:
- развитие интереса к литературе родного края;
- формирование системы знаний о развитии литературного процесса на Смоленщине, установление логических связей с событиями в литературной жизни страны;
- совершенствование навыков работы с текстом литературного произведения;
- развитие творческих способностей и читательской самостоятельности учащихся;
- профориентация учащихся на гуманитарные специальности.
Живое слово земляков и о земляках на уроках литературы расширяет представление об истории и сегодняшнем дне Смоленщины, воспитывает подрастающее поколение в "моральном климате памяти" (Д.С.Лихачев).
Очень важна психологическая подготовка учащихся к восприятию данного курса, девятиклассники должны понимать, что молодой человек, закончивший основную школу, обязан знать историю и литературу родного края.
Знания, навыки поисковой, исследовательской деятельности, полученные на учебных занятиях литературным краеведением и во внеурочное время, будут полезны как учащимся, готовящимся получить гуманитарное образование, так и желающим поступить в технические учебные заведения.
Содержание и структура программы
В основу курса "Литературная Смоленщина" положено чтение и изучение художественных произведений. Программа предлагает обобщение материала литературного краеведения, ранее изученного школьниками. С этой целью в нее введены обзорные темы: "Фольклор Смоленщины", "Смоляне в древней литературе", "Литературная жизнь Смоленщины XVIII века" и другие.
Программа построена по принципу вариативности, учитель может выбрать для чтения и изучения материал с учетом своих возможностей, особенностей класса, изменить количество часов на изучение той или иной темы.
Кроме литературы для чтения и изучения, авторы программы предлагают произведения для самостоятельного чтения.
Возможна замена произведений (там, где в этом есть необходимость) для чтения и изучения произведениями, рекомендованными для самостоятельного чтения.
Занятия по курсу "Литература Смоленщины" предусматривают как работу с текстом, так и поисковую работу, экскурсии, встречи с писателями, переписку с ними, составление литературных альманахов, выпуск газет, сборников и т.п. Поисковая, исследовательская работа, творческая деятельность на уроке позволяет расширить кругозор учащихся, пробудить интерес к литературе родного края.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
- чтение учебно-познавательное (быстрое, чтение-просмотр, сканирование) и творческо-эстетическое;
- выразительное и исполнительское чтение как средство и результат восприятия и анализа художественного текста;
- аналитико-синтетическая и оценочная работа над художественным текстом адекватно усваиваемым теоретико-литературным и лингво-стилистическим знаниям; постижение целостного смысла произведения и его личностная интерпретация и оценка;
- речевая деятельность: пересказ (изложение) художественного текста с сохранением стилевых особенностей источника и выражением оценки, анализ и оценка законченного фрагмента текста или отдельного произведения (рассказа, стихотворения); сочинение-рассуждение проблемного характера по изучаемому произведению или нескольким произведениям; рецензия на произведение литературы, живописи, кино- или телеискусства; доклад и реферат на литературно-краеведческую тему; аннотация, план, тезисы, конспект литературно-критической статьи и собственного доклада; очерк, репортаж, статья на литературную и публицистическую тему.
ЗНАНИЯ О ЛИТЕРАТУРЕ:
обобщение наблюдений над родо-жанровыми особенностями литературы Смоленщины; обобщение наблюдений над соотношением жизненной правды и художественного вымысла, над способами выражения авторского сознания в произведении; биографические сведения о писателях, творческая история этапных произведений;
представление о месте литературы Смоленского края в общем литературном процессе страны и движении ее во времени, о богатстве ее содержания, форм, об ее общественном значении.
ЗНАНИЯ О СТИЛИСТИКЕ:
первичные обобщения о стиле произведения (выразительно-изобразительные средства в их единстве); стихотворная речь (Смоленская поэтическая школа); лексика, отражающая внутренний мир человека, его чувства, переживания, интеллектуальные проявления.
УМЕНИЯ:
владение различными видами устной и письменной речи; собирание краеведческих (литературных) материалов на определенную тему, их описание, систематизация; составление библиографии по теме; работа с каталогами литературы;
составление сценария вечера, видеоролика по определенной теме, другие виды творческой деятельности; умение оперировать приобретенными знаниями по теории литературы; умения собирания фольклорного материала и его паспортизации, обработки.
ПРОГРАММА КУРСА IX КЛАСС (34 часа)
Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) - 1 час.
Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района).
Фольклор Смоленщины - 2 часа.
Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Ф.Н.Рубцов, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху.
Для самостоятельного чтения
Внеклассная работа: вечера "Посиделки", "Раз в заветный вечерок" и другие.
Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек.
Смоляне в древнерусской литературе - 2 часа
"Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин.
"Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Монома-хове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись.
"Хождение смолян в Иерусалим и Царьград". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перев. "Слова ..." Н.И.Рыленкова) (по выбору учителя).
Для самостоятельного чтения
Древняя история Смоленска на страницах современных произведений (Л.Корнюшин). "В годину смуты" (главы из романа), В.Тазов. "Подснежники Мономаха" (очерк), Н.Рылен-ков. "Великая Замятия" (поэма), Е.Алфимов. "Зодчий Федор Конь", О.Ермаков. "Фрески города Гороухщи", А.Бодренков. "Тогда еще не было русской державы..."
Для внеклассной работы; праздник славянской письменности на Смоленщине.
Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков - 2 часа
Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). В.А.Левшин и его сказки. М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы. Книга Радищева на Смоленской земле. Челищев "Путешествие по северу России", его связь с Радищевым.
Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Башня Веселуха". Сведения об авторе. В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала
- века. Нравственная красота человека из народа. Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии (по выбору учителя).
"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор) - 1 час
А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Смоленские дороги Н.В.Гоголя. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала
- века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Н.П.Богданов-Бельский. Правда жизни его полотен. Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. Сытин и др. История журналистики.
Война 1812 года и Смоленщина - 2 часа
Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов. Литература и другие виды искусства: изображение партизанской войны на полотнах Верещагина. Спектакль "Давным-давно" на сцене Смоленского драмтеатра.
Декабристы-смоляне -1 час
"Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.). Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской".
Забытые имена -1 час
В.А.Вонлярлярский - "русский Дюма", его романы. Б.Н.Алмазов - поэт и переводчик. Обличение нравственных пороков людей в произведениях Алмазова. Отражение Некрасовских традиций в лучших стихотворениях поэта.
Смоленские публицисты XIX века -1 час А.Н.Энгельгардт, Н.В.Шелгунов, М.К.Цебрикова.
КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА
Талашкино - культурный центр России - 1 час
Воспрминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни".
Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час
А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов.
А.Беляев - основоположник советской научной фантастики - 1 час
Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.
М.Булгаков и Смоленщина - 1 час
"Записки юного врача", "Роковые яйца".
Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час
Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.
М.Пришвин на смоленской земле - 2 часа
Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М.Пришвин -педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина.
И.С.Соколов-Микитов - 2 часа
Художественный мир И.ССоколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждающая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове-Микитове.
Для самостоятельного чтения - К.Федин, повесть "Трансвааль", написанная на местном материале.
Произведения современных смоленских писателей о природе (по выбору учителя).
Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа
Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. А.Т.Твардовский. Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство.
"Ради жизни на земле" - 3 часа
Произведения о Великой Отечественной войне (по выбору учителя и учащихся).
Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужбина"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семле-ва" (по выбору учащихся).
Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и ДР-
" Строка, оборванная пулей". Стихи поэтов, погибших на Смоленщине. Н.Майоров, В.Стрельченко, Б.Богатков. Романтизм, вера в победу, торжество жизни в творчестве поэтов.
Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".
Для самостоятельного чтения: П.Проскурин. "Судьба" (Смоленские страницы), И.Стаднюк "Война".
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
У разоренного гнезда - 2 часа
Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших городов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.).
Раздумья о времени и о себе - 1 час
В.Сальковский "Смоленская дорога"; Н.Семенова "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др.
Боль поколения - 1 час О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя".
"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков - 1 час
Е.Максимов. Тлухаревские мадонны". В.П.Смирнов. "Крыльцо". С.Вязанков. "Покаянь-трава" и др. (по выбору учителя).
Повторительный обобщающий урок - 1 час
Календарно-тематическое планирование в 9а классе
№ | Тема | Кол - во часов | Дата | Изменения |
1 | Введение. Обший обзор курса. Смоленская крепостная стена. | 1 | 01.09 | |
2 | Устное народное творчество. Фольклор Смоленщины. | 2 | 08.09 15.09 | |
3 | Древнерусская литература. Смоляне в древнерусской литературе. «Слово о Меркурии Смоленском». «Житие Бориса и Глеба». «Слово о полку Игореве» ( в переводе Н.И.Рыленкова ). | 1 1 1 1 | 22.09 29.09 06.10 13.10 | |
4 | Литература XVIII века. Литературная жизнь Смоленщины в 18 веке. Эттингер «Башня Веселуха». Кудимов «Мартын-живописец». | 1 1 1 | 10.11 17.11 24.11 | |
5 | Литература XIX века. Смоленская тема в творчестве писателей 19 века. Война 1812 года и Смоленщина. Отрывки из произведений Надежды Дуровой. Глинка «Письма русского офицера». Декабристы-смоляне ( Якушкин «Записки», Тынянов «Кюхля» ). «Забытые имена» ( Вонлярлярский – «русский Дюма», Алмазов – поэт и переводчик ). Смоленские публицисты 19 века. Энгельгард «Письма из деревни». Талашкино – культурный центр России. | 1 1 1 1 1 1 1 | 01.12 08.12 15.12 22.12 29.12 12.01 | |
6 | Литература XX века. Поэзия начала 20 века. Беляев – основоположник советской научной фантастики. Булгаков и Смоленщина. «Записки юного врача», «Роковые яйца». Литературная жизнь Смоленщины 20-30-ых годов 20 века ( Горький, Маяковский, Зощенко в Смоленске ). Пришвин на Смоленской земле. Творчество И.С. Соколова-Микитова. Смоленская поэтическая школа ( М.А. Исаковский, А.Т. Твардовский, Н.И. Рыленков ). «Ради жизни на земле» ( произведения о Великой Отечественной войне ). Раздумья о времени и о себе. Боль поколения ( Ермаков «Афганские рассказы», «Знак зверя» ). «Моя родная сторона, Смоленщина моя». Поэты земли дорогобужской. Поэзия М.Е.Сосенкова Экологическая проблема и ее отражение в творчестве смоленских писателей. Итоговый урок. | 1 1 2 1 1 1 3 1 1 1 1 1 | 19.01 26.01 02.02 09.02 16.02 02.03 09.03 16.03 06.04 13.04 20.04 27.04 04.05 11.05 18.05 25.05 |
Итого 34 урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе Смоленщины для 9 класса
Рабочая программа составлена для обучающихся 9 класса, реализующего ФГОС ООО (пилотный класс). Включает характеристику планируемых результатов изучения учебного курса, содержание курса и тематическое ...
Рабочая программа по литературе Смоленщины для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ООО, включает планируемые результаты изучения учебного курса, содержание курса и тематическое планирование...
Рабочая программа по географии Смоленщины 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс...
Программа по литературе Смоленщины
Аннотация к рабочей программе по литературе Смоленщины в 9 классе Рабочая программа учебного предмета «Литература Смоленщины» для 9 класса составлена на основе:Федерального закона № 273 от...
Рабочая программа по литературе Смоленщины в 9 классе
Рабочая программа по литературе Смоленщины относится к региональному компоненту, направлена на изучение литературы родного края....
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...