учебное пособие "Времена года"для уроков по литературе Смоленщины
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме

Лапина Оксана Адольфовна

Пособие предназначено для учителей русского

языка и литературы, занимающихся

изучением поэзии родного края.

Пособие может служить помощником

для учителя при подготовке к уроку

по литературе Смоленщины или при

подготовке к внеклассным мероприятиям.

В первой и во второй  частях пособия

собраны стихи поэтов-земляков, в том

числе и ярцевских,о природе родного

края в разные времена года, в третьей

части представлены творческие работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smolenshchina.doc701.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

составлено  учителем русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г. Ярцево  Лапиной Оксаной Адольфовной

Предисловие

  Какими  будут  те, кто  сменит  нас?  Это  зависит  от  родителей, наставников, учителей.  Школа – мир  человеческих  прикосновений,  Здесь  растет  и  формируется  личность.  Здесь,  в  процессе  обучения, общения,  споров, мужают  характеры  и  определяются  взгляды.  В  наших  руках  дать  учащимся  прикоснуться  к  живому  источнику  человеческих  чувств, переживаний, дум; научить  открывать  красоту  и  величие  там, где  не  сразу  и  не  всякий  глаз  ее  видит, украшать  и  защищать  свою  родину  -  Смоленщину.

Всегда  задумчива, скромна,

Как  верба  у  ручья,

Моя  родная  сторона,

Смоленщина  моя.

  Эти  строки  как  нельзя  лучше  выражают  смысл  духовной  жизни  тех  учащихся, которых  объединила  идея  о  составлении  поэтической  тетради  «Времена  года» со стихами  поэтов-земляков о природе в разные времена года.  У  ребят  появилась  уверенность в  своих  силах  и  возможность  творческого  роста.  Их объединило  одно  -  любовь  к  поэзии  своей  малой  родины.

В основе данного учебного пособия лежат поэтические и творческие   материалы из литературной тетради «Времена года». Пособие состоит из трех частей. В первой и второй частях представлены стихи о природе поэтов-земляков в разные времена года.  Каждое  стихотворение  пособия – это  тот  кирпичик, который  сделает  нашу  жизнь  чуть-чуть  светлее, красочнее. Поэзия  -  это  таинство  для  каждого  свое. Каждый  из  учеников  «опубликовав»  понравившиеся  стихи,  свои  работы, подарил  свой  взгляд  на  окружающий  мир, на  замечательную  смоленскую  природу. Наряду со стихотворениями помещены репродукции  картин известных русских живописцев. Их рассматривание сделает чтение интересным и увлекательным. В третьей части пособия представлены образцы творческих работ учащихся, в которых отражен их личный взгляд на поэзию Н.Рыленкова и М.Исаковского.

 Девизом  работы  учащихся и учителя, Лапиной Оксаны Адольфовны,   стали  слова  великого  русского  писателя-земляка И.С.Соколова–Микитова: «Человеку  великая  дана  радость – видеть, знать  и  любить  мир». 

                           Содержание

Часть 1.

Стихи смоленских поэтов  о временах  года.

Часть 2

Стихи ярцевских поэтов о природе.

Часть 3

Творческие работы учащихся.

Часть 1

    В  первой  части  пособия представлены  стихотворения  Н. Рыленкова, М. Исаковского,  С.Машкова и  др. поэтов,  рисующих   « всю  прелесть  застенчивой  русской  природы» Смоленщины в разные времена года.

   Н. Рыленков  в  своих  стихах  о  природе  умел  выразить  тончайшие  оттенки  чувств, переживаний, настроений: восторг, печаль, удивление, любовь, раздумье. Поэт  открыл  в  пейзаже  средней  полосы  свойство, не  замеченное  до  него  никем, которое  выразилось  в  поэтической  формуле – «прелесть  застенчивой  русской  природы».

   В  стихотворениях  С. Машкова  о  природе  всегда  есть  второй  план, который  воспринимается  в  контексте  времени.

   Каждое  стихотворение  М. Исаковского  имеет свою  судьбу, оно  наполнено  самыми  разнообразными  чувствами  и  переживаниями.

   А живое, поэтически осмысленное слово А.Мишина поможет лучше понять природу родного края.

  Стихи В.Смирнова, посвященные природе Смоленского края, образны, глубоки по мысли, задушевны, по-настоящему лиричны.

Часть 2

         В  этой  части  пособия  представлены стихи о  природе  ярцевских  поэтов.  Это  люди, которые  в  свое  свободное  от  работы  время  пишут  стихи  о  радости  и  грусти, о  счастье  и  горе, о  скромной  природе  нашего  района. И  если их  стихи  прочитаны  кем-то, остались  в  душе, значит,  они  могут  считать  себя  уже  частичкой  поэзии.

Часть 3  

   В этой части пособия представлены Поэтический  герб  Н. Рыленкову  и  М. Исаковскому.   Это  творческие  работы  учащихся. Через  изображение  Герба  и  сочинения - рассуждения ребята выразили  свое понимание произведений поэтов-земляков, своеобразие и глубину их поэзии, выразили свое отношение  к  поэтическому  наследию  Смоленщины.

 Сочинение – рассуждение

 Поэтический герб  Николаю Рыленкову

            Композиция Поэтического герба Н.Рыленкову состоит из довольно простых, на первый взгляд, вещей, но каждый предмет герба символизирует то или иное чувство.

        Так, например, на переднем плане изображено «орудие труда» поэта – перо и лист бумаги, возле которых полукругом расположены темы лирики Рыленкова: тема любви (роза), тема войны (солдатская каска, вокруг которой лежит красный платок).

        На заднем плане герба еще один символ творчества Рыленкова – природа, а именно пейзаж. Он разделен на две части – день и ночь. Ночь нарисована в связи с тем, что жизненный и творческий путь Н.Рыленкова начинался в мрачной духовной атмосфере. На темном ночном небе ярко светит звезда. Она как лирический герой из стихотворения поэта, растворяется в окружающем мире подобно тому, как незаметна одна звезда на фоне сотен тысяч звезд, и все же он – здесь. Он везде, с высоты своего понимания светит всем.

        Холодные тона рисунка олицетворяют трудности пути талантливой личности. Не затмевают теплоты и света, разлитого вокруг в пространстве (доброе не кричит о себе, потому не так заметно ,как дурное)..Наступает день, и березу, расположенную на холме, начинает колыхать легкий ветерок (символ свободы поэзии Н. Рыленкова).

        Поэтический герб выражает необычность поэзии Рыленкова, до конца еще не открытая.

Заключение

        Хочется надеется, что данное пособие поможет учителям и детям увидеть чудо в обыкновенном, взглянуть на окружающий мир по-новому. А если еще и забыть о суетном, минутном, тогда можно распрямиться и почувствовать себя счастливым человеком. Язык наш необыкновенно богат и красив, поэтому верится, что в детях проснутся трепетные ожидания, надежды и неуемная жажда гармонии и красоты.  

                            Литература

1.Звездаева В.А.  Николай Рыленков. – М.: Современник, 1987.

2. Меркин Г.С. Лирика Н.Рыленкова. -  Смоленск: Моск. рабочий, 1971.

3.  Мишин А.В. Благодарение: Стихотворения, поэма. – Смоленск: Моск. рабочий, 1989.

4. .Мишин А.В. Молодая осень: Стихотворения. - Смоленск: «Смядынь», 1991.

5.   Поэтическая тетрадь «Времена года»: Стихотворения. – Ярцево: МС(П)ОШ №1

6.  Рыленков Н.И. Жажда: Стихотворения. – М.: Молодая гвардия, 1960.

7.  Смирнов В.П.  Осиновый огонь: Стихи. – М.: Моск. рабочий. 1982.

8. Твардовский А.Т.  Стихотворения. – М.; Дет.лит., 1981.

9. Рыленков Н.И. Жажда: Стихотворения. – М.: Молодая гвардия, 1960.

10. Чиста небесная лазурь…: Стихи русских поэтов. – М.: Белый город, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гроза 12 года. Интегрированный урок ( история, литература)

На основе анализа исторических фактов и литературных текстов первой четверти 19 века учащиеся имеют возможность осознать связь между событиями Отечественной войны 1812 года и их отражением в литератур...

Открытый урок по литературе Смоленщины в 9 классе

А.Твардовский. Поэма « По праву памяти» . Место « смоленской темы» в творчестве поэта ....

Наглядный материал к уроку "Литература Смоленщины"

Представлен цикл презентаций, содержащий наглядный материал к изучению предмета "Литература Смоленщины" (9 класс)...

Презентация к уроку Литературы Смоленщины в 9 классе - "Школьная Робинзонада" Михаила Пришвина

Презентация к уроку Литературы Смоленщины. Предназначена для использования на уроке о Михаиле Пришвине, при чтении произведения «Школьная Робинзонада» о жизни писателя в Дорогобужском районе Смоленско...

Задания формирующие универсальные учебные действий на интегрированном уроке математика литература

Примеры заданий по математике, формирующие УУД  на  итегрированном уроке математика-литература по теме : Старинные величины в призведениях русских писателей....

Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»

Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»...