Открытый урок по литературе Смоленщины в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
А.Твардовский. Поэма « По праву памяти» . Место « смоленской темы» в творчестве поэта .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по литературе Смоленщины в 9 классе | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема . По праву памяти ( А.Твардовский и Смоленщина ) .
Вам – из другого поколенья .
А.Твардовский
Цель :
- показать путь А.Твардовского к поэме « По праву памяти» . Определить место « смоленской темы» в творчестве поэта .
Оборудование : фотографии поэта , материалы устного журнала « А.Твардовский и Смоленщина» .
Записи на доске . Тема . Эпиграф .
Слова : « коллективизация» , « репрессии» .
Хронологическая таблица биографии и творчества Твардовского в связи со Смоленщиной
Даты | Сведения | Отражение в творчестве |
21 июня 1910г. – зима 1928г. |
1928 г.- лето 1936 г. |
1936 г. – осень 1939 г. |
1939 г. – 1945 г. |
1945 г. – 19 декабря 1971 г. |
План урока .
- Возвращение в Загорье - вступительное слово учителя о судьбе И.Т.Твардовского , его возвращении в Загорье , создании музея.
- Семья Твардовских – сообщения учащихся ; воображаемое восстановление хутора Загорье по произведениям А.Твардовского .
- Сравнительный анализ поэм « Страна Муравия» и « По праву памяти» . Заполнение хронологической таблицы . Определение места « смоленской темы» в творчестве А.Твардовского .
- Итог урока . Домашнее задание .
Ход урока .
Вступительное слово учителя .
В конце восьмидесятых годов ( 1986 г. ) на Смоленщину в деревню Сельцо Починковского района возвратился из Сибири человек . Не побаловала его судьба . Шестнадцатилетним парнишкой он был выслан с родителями в Сибирь ; далекий таежный поселок ; работа на лесоповале , скитания по стране беспаспортным и бесправным человеком , война , плен , мытарства на положении военнопленного сначала в Финляндии , а затем как беглеца в нейтральной Швеции , возвращение на родину ,за которое пришлось заплатить огромной ценой - многими годами лишения свободы, лагерями , новой сибирской ссылкой . И вот сейчас он стоял на этой земле , которую полвека назад покинул не по своей воле . Человек этот – Иван Трифонович Твардовский , брат поэта Александра Твардовского . О своей жизни он написал книгу
« Родина и чужбина» , а приехал он на Смоленщину с целью восстановления хутора Загорье , где решено было создать музей поэта , музей крестьянского быта .
Сейчас хутор Загорье восстановлен и восстанавливается . 21 июня , в день рождения Александра Твардовского , там проходят праздники поэзии , проводятся литературные экскурсии .
Задание к классу
Мысленно и мы поучаствуем в восстановлении этого музея , обратившись к автобиографии поэта , его стихам , очерку « На родных пепелищах» , и ответив на вопросы : какие впечатления детства оказались особенно значительными для поэта , какие места , вещи , фотографии каких людей вы хотели бы увидеть , читая стихи и прозу А.Твардовского , связанные с его пребыванием на Смоленщине .
Сообщения учащихся . Чтение стихотворений « Есть обрыв , где я , играя» , « Сельское утро» , « Братья» .
Вопросы к классу .
- Мир предстает в тихах поэта в звуках , красках . Если бы мы попытались озвучить нашу экскурсию , что могли бы услышать ?
- Звон из кузницы , который несется по улице , отдается у колодца , у заборов ; хруст подковы коня , хруст льда под подковой , бульканье ручья подо льдом , «дзиньканье» сосульки , звон молока о пустую доенку , то , как бьет рогами в стену скот .
- В 1931 году семья Твардовских покинкла хутор . Что же произошло ?
Сообщения учащихся . Чтение стихотворения А.Твардовского из цикла « Памяти матери»
Вопрос к классу .
Эти стихи А.Твардовский написал в 1965 году после смерти матери . А как сложилась его собственная сульба в Смоленске ?
Сообщения учащихся . Чтение стихотворений « Кружились белые березки» , « Полет» .
Слово учителя .
До 1936 года Твардовский живет в Смоленске , откуда лишь один раз ненадолго выезжает в Москву . В 1932 – 1934 годах Твардовский учился в Смоленском пединституте , а также ездил по деревням , жадно всматривался в переустройство деревенского мира , копил впечатления , которых ему потом хватило на всю жизнь .
« Эти годы учебы и работы в Смоленске навсегда отмечены для меня высоким душевным подъемом… Отрываясь от книг и учебы , я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет , вникал со страстью во все , что составляло собой новый , впервые складывающийся строй сельской жизни , писал статьи , корреспонденции и вел всякие записи …» ( Автобиография» ) .
Это мобилизовало его духовные силы и , что самое важное , на всю дальнейшую жизнь заложило то строгое понимание назначения писателя и его дела , которые отличают и творчество , и личность Твардовского .
В 1936 году А.Твардовский переехал в Москву и продолжал учебу в Московском институте истории , философии и литературы ( МИФЛИ ), который окончил в 1939 году .
В 1936 году была написана поэма « Страна Муравия» , которая принесла поэту широкую известность , именно она стала первой поэмой о « тридцатом годе» , годе коллективизации , годе « великого перелома» . Совсем юношей носил поэт на лацкане пиджака орден Ленина . Он был еще студентом , когда поэма вошла в программы и учебники , она выдержала проверку временем .
Сообщения учащихся о сюжете поэмы « Страна Муравия» .
Вопросы к классу .
1 Каков идейный смысл этой поэмы ?
- Автор нигде не говорит о себе . Но он рисует широкую картину крестьянской жизни , показывает разор и « суеторию» , как это называет Моргунок , в крестьянских хозяйствах , сталкивает разные мнения . Его Моргунрк волей или неволей принимает решение идти в колхоз . На деле крестьянину не давали раздумья и выбора . Те , кто был против или сомневался , тяжело поплатились за это переселением и лишением гражданства . Коллективизация , проведенная насильственными методами , нанесла огромный вред , подрубив основы крепких крестьянских хозяйств .
- Каковы художественные особенности поэмы ?
- Поэма написана в духе крестьянского фольклора , которым мастерски владеет автор . Поэтическая речь свободна и естественна . Поэма включает разные ритмы , соединяет драматические и повествовательные сцены , комедийные и трагедийные , живой диалог , многоголосие . Всем этим достигается изображение полноты жизни .
- В поэме « Страна Муравия» автор нигде не говорит от первого лица : о себе , о своих чувствах . О том , что испытал он , сын крестьянина , объявленного классовым врагом – кулаком , о другом смысле , которое имеет слово « кулак» , А.Твардовский напишет в поэме « По праву памяти».
Сообщения учащихся о поэме « По праву памяти» .
Вопросы к классу.
К кому обращается поэт со своей речью в главе « Сын за отца не отвечает» ?
Каково содержание этой главы поэмы ?
- Поэт обращается со своей речью к молодым , людям из другого поколения ( « Вам – из другого поколенья» - эпиграф урока ) , к тем , кто сейчас без боязни заполняет графу в анкете « Кем являются ваши родители ?» . Он вспоминает времена , когда для тех , « кому с графой не повезло» , она была несмываемой отметкой , стыдом и мукой , поводом быть всегда пол рукой на случай « нехватки классовых врагов» , готовностью к пытке публичных обсуждений , осуждений и разбирательств на собраниях , в результате которых даже лучшие друзья не подходили или « жали руку с опаской» . Сталинские слова « Сын за отца не отвечает» прозвучали милостивой подачкой , но одновременно – в атмосфере поисков все новых врагов , необоснованных репрессий – и требованием отречься от родителей , которые не угодны « вождю народов» , забыть их имена , отказаться от их фамилий . Автор знает об этом не понаслышке , он говорит о своем отце , заново переосмысливает его судьбу , иным смыслом наполняет слово « кулак» , когда вспоминает руки отца :
Те руки , что своею волей –
Ни разогнуть , ни сжать в кулак :
Отдельных не было мозолей –
Сплошная.
Подлинно – кулак !
Вопрос к классу .
В поэме особое место занимает тема памяти и правды .
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой ,
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой .
В главе « О памяти» А.Твардовский отвечает тем , кто утверждает : не надо ворошить прошлое , правда слишком горька и сурова , не нужно знать о ней , особенно молодым , это ранит их сердца ; тем , кто требует запретить произведения , впрямую рассказывающие суровую правду . Многие строки этой части поэмы стали крылатыми , звучат как афоризмы . Найдите эти строки .
- « Нет , все былые недомолвки Домолвить ныне долг велит» , « И даром думают , что память Не дорожит сама собой , Что ряской времени затянет Любую быль , Любую боль» , « Кто прячет прошлое ревниво , Тот вряд ли с будущим в ладу» , « Одна неправда нам в убыток , И только правла ко двору» .
Обобщение учителя о месте « смоленской темы» в творчестве А.Твардовского .
« Смоленская тема» звучит в творчестве А.Твардовского как тема судеб русского крестьянства , тема истории страны и ее пути , тема памяти и правды . В поизведениях о войне эта тема зазвучала как тема поруганной врагами земли в очерках цикла « Родина и чужбина» , тема русского солдата , создавая обобщенный образ которого , поэт наделил его однако конкретнм адресом и пропиской : Василий Теркин « не какой-нибудь , не энский безымянный корешок , а , действительно , смоленский , как дразнили нас рожок» , о своем адресе он скажет , освобождая родные места : « Здравствуй , Ельня , здравствуй , Глинка , здравствуй речка Лучеса». А в поэме « За далью – даль», рисуя огромные просторы страны , раскинувшейся с запада на восток , осмысливая путь этой страны , он вспомнит и скромную кузницу отца в Загорье . Смоленская тема стала в творчестве А.Твардовского поистине темой Родины – в самом полном и обширном смысле этого слова .
Самостоятельная работа – закрепление .
Задание .
Используя материалы о А.Твардовском , заполните хронологическую таблицу жизни и творчества А.Т.Твардовского в связи с темой Смоленщины .
Итог урока.
Да , надо сказать , что родная Смоленщина наделила А.Твардовского всем необходимым , дала с лихвой « в дорогу света и тепла» .Поэтический талант его оказался неисчерпаемым и могучим и направлен был на решение главных задач искусства :
Не лгать,
Не трусить ,
Верным быть народу
Любить родную землю – мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду ,
А если –
То и жизнь отдать …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по литературе в 5 классе по теме :Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
обощающий урок по повести В.Г.Короленко"Дети подземелья"...
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме:"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы.
Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры...
Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"
Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...
Открытый урок по литературе в 9 классе "Слово о полку Игореве-величайший памятник древнерусской литературы"
Урок с использованием ИКТ...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"
Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...