Рабочая программа по литературе Смоленщины для 9 класса
календарно-тематическое планирование по краеведению (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ООО, включает планируемые результаты изучения учебного курса, содержание курса и тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_smolenshchiny.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе Смоленщины
9-А класс
Шаркина В.П., высшая категория
2016/2017 учебный год
Класс: 9-А
Количество часов: всего - 34, в неделю - 1.
Рабочая программа составлена на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Смоленской области и в соответствии с основной образовательной программой школы на основе «Программы основного общего образования по литературе Смоленщины для 9 класса» - в кн. «Программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской обл. Региональный компонент» - Смоленск, 1995г
Учебник: Литература Смоленщины.9 класс: В 2т.: Учебник–хрестоматия по литературному краеведению /Составление, методические материалы Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- Смоленск:Универсум, 2002.
Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие для средней школы. Под редакцией профессора Ильина В.В. Смоленск: ТРАСТ — ИМАКОМ, 1995г.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
7) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
делать выводы;
7) смысловое чтение;
8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
9) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора родного края;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и литературы родного края , сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы родного края , их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы родного края; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
2.Содержание учебного предмета
Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) — 1 час.
Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района).
Фольклор Смоленщины — 2 часа.
Собиратели фольклора В. Н. Добровольский, Ф.Н. Рубцов, П.М. Соболев, В.Ф.
Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху.
Внеклассная работа: вечера «Посиделки», «Раз в заветный вечерок» и другие.
Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек.
Смоляне в древнерусской литературе — 2 часа
«Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Житие Авраамия Смоленского», Климент Смолятич. Лука Смолянин.
«Поучение Владимира Мономаха». Легенды о Мономахове соборе в Смоленске.
История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись.
«Хождение смолян в Иерусалим и Царьград». Смоляне и «Слово о полку Игореве»
(перев. «Слова...» Н.И. Рыленкова) (по выбору учителя).
Для самостоятельного чтения
Древняя история Смоленска на страницах современных произведений (Л. Корнюшин).
«В годину смуты» (главы из романа), В.Тазов. «Подснежники Мономаха» (очерк), Н. Рыленков. «Великая Замятня» (поэма), Е. Алфимов. «Зодчий Федор Конь», О. Ермаков.
«Фрески города Гороухщи», А. Бодренков. «Тогда еще не было русской державы...»
Для внеклассной работы: праздник славянской письменности на Смоленщине.
Литературная жизнь Смоленщины 18 — начала 19 веков — 2 часа
Общая характеристика эпохи (Петр 1 и его реформы). В.А. Левшин и его сказки. М.Н.Муравьёв. Драматурги А.А. Шаховской и Н.Н. Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы.
Книга Радищева на Смоленской земле. Челищев «Путешествие по северу России», его связь с Радищевым.
Смоленск конца 13 века в повести Ф. Эттингера «Башня Веселуха». Сведения об авторе.
В. Кудимов «Мартын — живописец». Панорама русской народной жизни конца 18 — начала 19 века. Нравственная красота человека из народа. Судьба художника — самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии (по выбору учителя).
«Смоленская тема» в творчестве писателей 19 века (обзор) — 1 час
А.С. Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С. Пушкина. Е.А. Баратынский. Смоленские дороги Н.В. Гоголя. Л.Н. Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н. Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца 19 — начала 20 века. Л.Н. Толстой и С.А. Рачинский. Н.П. Богданов — Бельский. Правда жизни его полотен. Ф.И. Тютчев в Рославле («Вот от моря и до моря» и др.).
Книгоиздательское дело на Смоленщине. Сытин и др. История журналистики.
Война 1812 года и Смоленщина — 2 часа
Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н. Дурова «Записки кавалерист — девицы», Л. Толстой «Война и мир» (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н. Рыленков «На старой Смоленской дороге», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 году». Е.В. Максимов. Литература и другие виды исскуства: изображение партизанской войны на полотнах Верещагина. Спектакль «Давным — давно» на сцене Смоленского драмтеатра.
Декабристы — смоляне — 1 час
«Отчизне посвятим души прекрасные порывы» - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф. Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки («Вот мчится тройка удалая...», «Сон русского на чужбине») устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга.
Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г. Каховский, И.Д. Якушкин и др.).
Для самостоятельного чтения
Н. Тынянов «Кюхля», В.С. Орлов, В.Г. Вержбицкий «Декабристы — смоляне», И.Д.
Якушкин «Записки». «Записки княгини М.Н. Волконской».
Забытые имена — 1 час
В.А. Вонлярлярский - «русский Дюма», его романы. Б.Н. Алмазов — поэт и переводчик. Обличение нравственных пороков людей в произведениях Алмазова. Отражение Некрасовских традиций в лучших стихотворениях поэта.
Смоленские публицисты 19 века — 1 час
А.Н. Энгельгардт, Н.В. Шелгунов, М.К. Цебрикова.
КОНЕЦ 19 — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 20 ВЕКА
Талашкино — культурный центр России — 2 часа
Воспоминания М.К. Тенишевой «Впечатления моей жизни».
Пролетарская поэзия начала 20 века — 1 час
А. Гмырев, П. Арский, В. Александровский, В. Кириллов.
А. Беляев — основоположник советской научной фантастики — 1 час
Его связь со Смоленщиной. Роман А. Беляева «Человек - амфибия».Красота и чистота
человеческих чувств. Гимн богатству океана.
М. Булгаков и Смоленщина — 1 час
«Записки юного врача», «Роковые яйца».
Литературная Смоленщина 20 - 30 - х годов 20 века -1 час
Хроника литературной жизни: М. Горький, В. Маяковский, А. Серафимович, М.
Зощенко в Смоленске.
М. Пришвин на Смоленской земле — 2 часа
Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М. Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки «Школьная Робинзонада», «Охота за счастьем», «Мирская чаша»). Тема добра в творчестве Пришвина.
И.С. Соколов - Микитов - 2 часа
Художественный мир И.С. Соколова — Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя («Медовое сено», «Глушаки»). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы «Камчатка», «Цыган» - всепобеждающая сила искусства).
Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатиристическая сказка «Скрипица»).
Воспоминания смолян о Соколове — Микитове.
Для самостоятельного чтения — К. Федин, повесть «Трансвааль», написанная на местном материале.
Произведения современных смоленских писателей о природе (по выбору учителя).
Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие — 3 часа
Смоленские страницы жизни и творчества М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского.
История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М. Исаковского и Н. Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края.
Традиции и новаторство.
«Ради жизни на земле» - 3 часа
Произведения о Великой Отечественной войне (по выбору учителя и учащихся).
Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В. Ильенков. «Большая дорога», рассказы; Н. Рыленков. «По пути к Смоленску»(очерк); А. Твардовский. «Родина и чужбина»; М. Шолохов. «Гнусность»;
К. Федин. «Мальчик из Семлева» (по выбору учащихся).
Их молодость совпала с войной. В. Звездаева. «Грачи прилетели»; А.Овечкин. «Иван- я, Федоровы — мы», «Непокоренные»; Г. Кириллов. «Юная гвардия»; Н. Журкович «Соль» и др.
«Строка, оборванная пулей». Стихи поэтов, погибших на Смоленщине. Н. Майоров, В. Стрельченко, Б. Богатков. Романтизм, вера в победу, торжество жизни в творчестве поэтов.
Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А. Сурков, М. Шолохов, Э. Казакевич, А. Фадеев, К. Симонов) (обзор). К. Симонов «Софья Леонидовна», «Дым Отечества», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Дом в Вязьме».
Для самостоятельного чтения: П. Проскурин. «Судьба» (Смоленские страницы), И. Стаднюк «Война».
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА
У разоренного гнезда — 2 часа
Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.
Марьенков «Вдалеке от больших городов», Н. Рыленков «Великая Росстань» и др.).
Драматургия: Т. Ян. «Баллада о веселых жаворонках».
Раздумья о времени и о себе — 1 час
В. Сальковский «Смоленская дорога»; Л. Козырь «Ярь» (сборник); Н. Семенова «Девки, в круг!», «Печка на колесе»; А. Мишин, Ю. Пашков, Е. Аникеев и др.
О. Ермаков «Афганские рассказы», «Знак зверя».
«Моя родная сторона, Смоленщина моя» в изображении писателей — земляков — 1 час
Е. Максимов. «Глухаревские мадоны». В.П. Смирнов. «Крыльцо». С. Вязанков.
«Покоянь — трава» и др. (по выбору учителя).
Повторительный обобщающий урок — 1 час
- Тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1. | Введение. Литературная Смоленщина. | 1 | ||
2. | Фольклор Смоленщины. Собиратели фольклора. Основные жанры. | 1 | ||
3. | Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху. | 1 | ||
4. | Смоляне в древнерусской литературе. | 1 | ||
5. | Смоляне в древнерусской литературе. | 1 | ||
6. | Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков | 1 | ||
7. | Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Башня Веселуха. "Мартын - живописец". Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии. | 1 | ||
8. | "Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор) | 1 | ||
9. | Война 1812 года и Смоленщина. | 1 | ||
10. | Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н. Дурова «Записки кавалерист — девицы» | 1 | ||
11. | Декабристы-смоляне. | 1 | ||
12. | Забытые имена В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». | 1 | ||
13. | Смоленские публицисты XIX века | 1 | ||
14-15. | Экскурсия по интересным местам малой Родины. Талашкино - культурный центр России. Воспоминания М.К. Тенишевой «Впечатления моей жизни». | 2 | ||
16. | Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XXвека, связанных со Смоленщиной. | 1 | ||
17. | А.Беляев-основоположник советской научной фантастики. Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия | 1 | ||
18. | М.Булгаков и Смоленщина. Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. | 1 | ||
19. | Литературная Смоленщина 20 - 30-х годовXX века. Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске. | 1 | ||
20. | М.Пришвин на смоленской земле | 1 | ||
21. | Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя | 1 | ||
23. | Жизнь и деятельность писателя И.С.Соколова-Микитова на дорогобужской земле. Использование Смоленского фольклора в творчестве. Воспоминания смолян о Соколове-Микитове. | 1 | ||
24. | Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. | 1 | ||
25. | Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. | 1 | ||
26. | А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его творчестве. | 1 | ||
27. | Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии | 1 | ||
28. | "Ради жизни на земле". Писатели Смоленщины на войне. | 1 | ||
29. | Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) | 1 | ||
30. | У разоренного гнезда. Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян. | 1 | ||
34. | "Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков. Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая программа по литературе Смоленщины для 9 класса
Рабочая программа составлена для обучающихся 9 класса, реализующего ФГОС ООО (пилотный класс). Включает характеристику планируемых результатов изучения учебного курса, содержание курса и тематическое ...
Рабочая программа по географии Смоленщины 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс...
Рабочая программа по литературе Смоленщины.
Рабочая программа по литературе Смоленщины составлена на основе авторской программы общеобразовательского учреждения под редакцией Г.С. Меркина. – Смоленск: Транс-Имаком, 2004.Программа соответс...
Рабочая программа по литературе Смоленщины в 9 классе
Рабочая программа по литературе Смоленщины относится к региональному компоненту, направлена на изучение литературы родного края....
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....