Планирование уроков литературы 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Примерное планирование уроков литературы в 8 классе (октябрь-ноябрь)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_urokov_literatury_v_8_klasse.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование уроков литературы в 8 классе
Литература 19 века
1 урок. Поэма «Мцыри». Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя поэмы. Роль вступления. Развитие понятия о теме и идее произведения (соотношение темы, идеи и художественных образов). Чтение глав 1 и 2 поэмы «Мцыри».
Межпредметные связи. Знакомство с рисунками и картинами Лермонтова о Кавказе, «Автопортретом» (1937-1838 гг.)
Основные вопросы. Почему автор делает главным героем поэмы человека молодого, неопытного, не знающего жизни? Как это связано с ее темой, идеей? Как эпиграф к поэме помогает понять ее тему и идею?
Вопросы восприятия. Какое настроение вызывает вступление к повествованию? Как во вступлении выражен мотив братства двух народов – русского и грузинского? Каким вы представляете себе Мцыри, его возраст, знания и представления о мире, о родине? Какое значение для понимания Мцыри имеет глава 2? Что вам непонятно в поэме?
ЗУН. Знание основных особенностей композиции поэмы, умение различать эпические, лирические произведения.
Виды работы. Углубление восприятия поэмы. Беседа о роли Кавказа в жизни Лермонтова, об истории создания поэмы «Мцыри». Знакомство с кавказским циклом картин и рисунков поэта. чтение стихотворения «Кавказу», «Синие горя Кавказа, приветствую вас», «Кавказ». Каким мы видим Кавказ в творчестве Лермонтова – поэта и художника? Словарная работа. Размышления над эпиграфом. Осмысление места и времени действия. Комментированное чтение поэмы. Выполнение задания учебника. Устное иллюстрирование главы поэмы 1, объяснение непонятного. Обобщение наблюдений о роли вступления.
Домашнее задание. Перечитать поэму и продумать ее композицию. Подготовить для чтения в классе любой отрывок из поэмы. Индивидуальное задание. Сопоставить три иллюстрации: Ф. Д. Константинов. «Схватка Мцыри с барсом»; И.М. Тоидзе «Бой Мцыри с барсом»; МН Орлова-Молчанова «Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы».
2 урок. Изображение свободолюбивой личности в поэме «Мцыри». Роль лирического монолога. Своеобразие пейзажа в поэме. Работа над главами 3-19.
Межпредметные связи. ИЗО. ФД Константинов «Схватка с барсом», «Мцыри».
Вопросы восприятия. Почему текст главы 3 начинается кавычками? Зачем Мцыри рассказывает чернецу историю своих блужданий? Что узнал о себе Мцыри во время скитания? Каким вы его увидели в этих эпизодах? Какой момент жизни Мцыри на воле был самым счастливым для него? Какое впечатление оказалось для Мцыри самым главным? Чем эпизод «Бой с барсом» мог привлечь разных художников?
ЗУН. Освоение сюжета поэмы. Обучение выразительному чтению.
Виды работы. Аналитическое чтение глав 3-19. Самостоятельная работа: на основе глав 6-13 ответить на вопрос, с чем встретился Мцыри на воле в первый день. Анализ 6 главы. Какой он видит природу на воле? Самостоятельная работа. Проследить душевное состояние Мцыри, оказавшегося в лесу (глава 11); сравнить его с состоянием на второй день (глава 15); почему оно так изменилось? Чтение глав 16-19. Каким вы видите Мцыри в этом бою? Индивидуальное задание. Сопоставление иллюстраций разных художников, установление общего и различий, определение собственного отношения к каждой из иллюстраций. Выразительное чтение глав 16-19. Письменное обобщение: «Что узнал Мцыри на воле»?
Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из поэмы (главы 13, 16-18).
Урок 3. Заключительный урок. Идейное содержание поэмы. «Мцыри» - «любимый идеал» (Белинский ВГ) Лермонтова. «Упругость, энергия» стиха (Белинский). Поэма в оценке современных писателей. Работа над главами 20-26. Развитие понятия о теме и идее произведения.
Основные вопросы. О чем эта поэма? Как автор относится к своему герою? Почему Белинский назвал Мцыри «любимым идеалом поэта»?
Вопросы восприятия. Можно ли было поэму закончить иначе? Что главное в характере Мцыри? Какое чувство остается после чтения поэмы? Что сближает героев поэмы Лермонтова – Мцыри и Калашникова?
ЗУН. Знать отрывок поэмы наизусть и уметь его выразительно читать. Знание темы и идеи поэмы, основных особенностей композиции.
Виды работы. Аналитическое чтение глав 20-26 поэмы. Наблюдение над лексикой, строфикой, изобразительными средствами поэмы. Выразительное чтение (с листа и наизусть) фрагментов поэмы. Прослушивание симфонии О. Тактакишвили «Мцыри». Звукозапись в исполнении А. Консовского «Бой с барсом». Иллюстрирование фрагментов поэмы. Формулирование (самостоятельно) вопросов к поэме.
Домашнее задание. Составить план сочинения.
Урок 4. РР. Урок-консультация. Обучению сочинению-рассуждению по изучаемому произведению (развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика, индивидуальная или сравнительная). Корректирование планов сочинений, отбор материала, работа над вступлением, систематизацией материала, включением цитат.
Межпредметные связи. Русский язык. «Собирание материалов к сочинению». «Систематизация материалов к сочинению. Сложный план».
Домашнее задание. Написать сочинение на тему. Например: Любимые страницы поэмы М.Ю. Лермонтова. Любимый герой поэмы МЮ Лермонтова. Три самых главных эпизода поэмы «Мцыри» МЮ Лермонтова. Мцыри – любимый идеал поэта. Степан Калашников и Мцыри.
Урок 5. «Ревизор» - бессмертное произведение НВ Гоголя. Понятие о драматическом произведении, о комедии. Работа над 1 явлением.
Межпредметные связи. ИЗО. ДН Кардовский. Эскиз декорации к «Ревизору».
Основные вопросы. Как автор определяет тему комедии? Как обнаруживает себя автор в драматическом произведении? Какой момент действия 1 можно считать экспозицией? Завязкой?
Вопросы восприятия. Какие произведения Гоголя вам известны? К какому роду литературы относится комедия «Ревизор»? Чем объясняется интерес писателя к театру? Любите ли вы театр? Какие драматические произведения вам известны? Над чем смеялись, читая комедию? Что рассказали вам современники Гоголя о России тех лет? В каких уже известных вам произведениях Гоголь рассказывает об этом времени? Где происходит действие?
ЗУН. Обучение чтению драматического произведения. Уметь выделять эпизоды в композиции изучаемого произведения (завязка).
Виды работы. Слово о Гоголе. Обзор-рекомендация книг для учащихся о жизни и творчестве Гоголя. Самостоятельное чтение статьи учебника «Николаевская Россия во времена Гоголя» (свидетельства современников). Словарная работа. Театральный словарь: афиша, мизансцена, ремарка, конфликт, действующие лица. Словарь эпохи: чиновник, помещик, городничий, частный пристав. Чтение афиши комедии и беседа о принципах ее построения, о значащих именах и фамилиях. Чтение действия 1 и «Замечаний для господ актеров» о действующих лицах в явлении 1. Анализ монолога городничего (как монолог помогает понять нравы в городе). Размышления над завязкой в композиции.
Домашнее задание. Прочитать действие 1 до конца и подготовить его чтение по ролям (явление по выбору учащихся). Групповые задания. Выступить в роли режиссера и подготовить режиссерское решение завязки (позы городничего и чиновников, их положение на сцене). По желанию учащихся.
Урок 6. Разоблачение в комедии социальных и нравственных пороков чиновников. Широкое обобщающее значение характеров комедии. Развитие понятия о композиции. Работа над 1 действием.
Основные вопросы. Почему чиновники так боятся ревизора? Почему они предположили, что Хлестаков – ревизор?
Вопросы восприятия. Какое значение имеет то, что у города, изображенного в комедии, нет названия? Каким предстает перед нами уездный город середины 19 века? Для чего автор отмечает в ремарке, что городничий берет вместо шляпы футляр? Почему городничий на этот раз так сильно испугался? Как раньше ему удавалось провести «трех губернаторов»? какая сцена кажется вам особенно комичной? Чем пьеса отличается от спектакля?
ЗУН. Обучение чтению драматических текстов. Уметь характеризовать героев (индивидуальная и групповая характеристика), выявляя в них индивидуальное и общее.
Виды работы. Сопоставление различных режиссерских решений завязки, подготовка мизансцен явления 1, отзывы о мизансценах. Чтение действия 1 по ролям. Обобщение наблюдений о личности городничего.
Домашнее задание. Прочитать 2 действие. Подготовить чтение явления 8 по ролям и проследить, как изменялся первоначальный план поведения городничего во время встречи с «ревизором». Перспективные групповые задания. Подготовить всем для инсценирования в классе любое явление комедии и определить роль выбранной сцены в развитии сюжета. Описать предысторию Хлестакова по монологу его слуги Осипа (устно).
Урок 7. Знакомство с Хлестаковым. Мастерство речевых характеристик действующих лиц (своеобразие диалогов, монологов, реплик «в сторону»). Значение авторских ремарок. Работа над 2 действием.
Межпредметные связи. ИЗО. ДН Кардовский. Эскиз декорации к «Ревизору» (действие 2). Осип, Хлестаков. АИ Константиновский. «Городничий отправляется к Хлестакову», «Осип». ЕН, Колокольцев. Раздаточный материал.
Основные вопросы. Как первая встреча предопределила дальнейшее поведение ревизора и городничего? Кто является главным действующим лицом комедии?
Вопросы восприятия. Выдает ли себя Хлестаков за ревизора? О чем больше всего заботится Хлестаков? Можно ли сказать, что он хитрее городничего? Почему так смешны эти сцены? Как изменилось бы наше восприятие комедии, если бы мы не знали, что Хлестаков не ревизор? Что помогает составить мнение о характере Хлестакова?
ЗУН. Обучение чтению драматургических текстов. Обучение характеристике героя.
Виды работы. Выделить главную сцену действия 2. Инсценированное чтение действия 2. Анализ монолога Осипа (настроение героя, ремарки, реплики, поведение героя, наблюдения над характером). Устное словесное рисование: лицо Хлестакова (городничего) в начале и в конце встречи. Анализ явления 8. Самостоятельная работа. Проследить по тексту явления 8, в чем комизм ситуации. Групповая самостоятельная работа: режиссерский комментарий к этому явлению; инсценирование эпизода. Сопоставление иллюстраций, определение отношения художников-иллюстраторов к своему герою. Обобщение наблюдений о Хлестакове.
Домашнее задание. Прочитать действие 3 и определить его роль в развитии сюжета. Подготовить чтение по ролям явлений этого действия. Индивидуальные задания. 1. Прочитать из книги Ю. Манна «Смелость изобретения» главу 3 «Почему лекарь Гибнер не произносит ни одного слова» и ответить на вопрос о роли этого персонажа в комедии. 2. Прочитать в этой же книге, как Гоголь читал сцену вранья, и подготовить рассказ этих эпизодов.
Урок 8. Хлестаков и хлестаковщина. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Работа над действием 3. Мастерство речевых характеристик действующих лиц.
Межпредметные связи. ИЗО. АИ Константиновский.
Основные вопросы. Почему становится возможным и как происходит превращение Хлестакова в значительное лицо? Как вы понимаете слова Гоголя «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делается или делался Хлестаковым»?
Вопросы восприятия. Как вы понимаете, что за человек Хлестаков? Над чем смеется Гоголь? Что такое хлестаковщина? Как, почему разрастается страх перед ревизором? В какой из сцен страх городничего возрастает?
ЗУН. Обучение инсценированию. Уметь выделять элементы композиции (кульминация) и определять их роль в тексте.
Виды работы. Чтение по ролям и инсценирование явлений 5-6 действия 3. Письменный ответ на вопрос «Можно ли считать Хлестакова плутом или хитрым лжецом?» групповые задания. Дать режиссерский комментарий к явлению 6 действия 3; инсценировать явление. Наблюдение над иллюстрацией АИ Константиновского.
Домашнее задание. Перечитать действие 4, подготовить чтение его по ролям и инсценирование. Индивидуальные задания. Рассказы по иллюстрациям ДН Кардовского КИ Рудакова о любовных похождениях Хлестакова, характеристики героев иллюстраций.
Урок 9. Хлестковщина в действии. Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников. Обобщающее значение характеров комедии. Работа над 4 действием.
Межпредметные связи. ИЗО. ДН Кардовский «Сцена объяснения в любви». КИ Рудаков «Хлестаков и Марья Антоновна», «Анна Андреевна и Марья Антоновна».
Основные вопросы. Опасен ли Хлестаков и хлестаковщина? Что является основой общественной психологии разных по социальному положению персонажей комедии? Как автор относится к своим героям?
Вопросы восприятия. Что заставляет всех жителей города давать взятки «ревизору»? Почему каждый из них считает себя хорошим человеком, человеком лучше других? Кто из героев вызывает наше сочувствие? Между кем происходит конфликт – основа построения драматического действия? Случаен ли этот всеобщий самообман чиновников?
ЗУН. Обучение выразительному чтению и инсценированию. Обучение групповой характеристике героев.
Виды работы. Чтение в лицах или инсценирование явлений 3-7 действия 4 (по выбору). Как эти сцены помогают понять психологию чиновника-взяточника? Самостоятельный анализ явления 11: сочувствует ли автор обиженным слесарше и унтер-офицерше? Сопоставление явлений 3-7 и 10-11. Что объединяет разных по социальному положению героев комедии? Инсценировка явлений 12-16. Что добавляют к характеристике Хлестакова его любовные похождения? Составление плана групповой характеристики жителей города.
Домашнее задание. Перечитать 5 действие. Подготовить чтение или инсценировку сцен действия 5.
Урок 10. Черты хлестаковщины у городничего. Смех – единственное «честное, благородное лицо» в комедии. Понятие о сюжете и композиции драматического произведения. Работа над действием 5.
Основные вопросы. Что сближает Хлестакова с городничим? Над чем смеемся, читая эти сцены?
Вопросы восприятия. Почему уезжает Хлестаков? В каком состоянии остается городничий? Как чиновники относятся к успеху городничего? Как «ремарки в сторону» помогают понять их отношение? В чем значение «немой сцены»?
ЗУН. Освоение сюжета комедии. Умение характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное. Обучение сравнительной характеристике. Обучению чтению.
Виды работы. Самостоятельная работа по вариантам: сопоставьте сцены: встреча Хлестакова с городничим (действие 2, явление 8), беседа о завтраке (действие 3, явление 5), получение Хлестаковым взяток (действие 4, явления 3-7) и решение об отъезде (действие 4, явление 9). Ответить на вопросы: что общего в этих сценах? Как эти сцены помогают понять тайну успеха Хлестакова? Сделать вывод о Хлестакове. Сопоставить сцены, где городничий сообщает о приезде ревизора (действие 1, явление 1), городничий готовится к встрече с ревизором (действие 2, явление 8) и ответить на вопрос: что можно сказать о городничем как о человеке и чиновнике, хозяине города? Сопоставление героев, обобщение наблюдений. Инсценировка или чтение по ролям явлений 1-7 действия 5. Наблюдение над поведением, репликами, авторскими ремарками и определение психологического состояния городничего и чиновников в этих сценах.
Домашнее задание. Выступить в роли режиссера и распределить роли комедии между известными артистами театра и кино, обосновать свой выбор (или нарисовать афиши спектакля, указав исполнителей всех ролей из числа современных артистов театра и кино).
Урок 11. Заключительный урок. Широкое обобщающее значение характеров комедии. Работа над действием 5.
Основные вопросы. Почему жандарма, сообщающего о приезде истинного ревизора, нет в списке действующих лиц? Как это помогает понять идею «Ревизора»? Над чем смеемся, читая комедию? Зачем и как сегодня можно поставить «Ревизора»?
Вопросы восприятия. Какова роль «немой сцены»? Как она связана с эпиграфом к пьесе? Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков, мог показаться чиновникам ревизором? Как это характеризует других ревизоров?
ЗУН. Обучение формулированию вопросов к изучаемому произведению. Знание основных особенностей композиции (развязка) и ее роли.
Виды работы. Чтение явления 8 действия 5. Как здесь характеризуется Хлестаков? Определение мизансцены развязки. Инсценировка «немой сцены», обсуждение инсценировок. Рассказы о различных режиссерских и актерских решениях ролей. Защита учащимися своего выбора современных артистов театра и кино на исполнение ролей в «Ревизоре» (конкурс театральных афиш). Формулирование вопросов к комедии, возможных тем сочинения.
Домашнее задание. Подготовка к сочинению в классе.
Урок 12. РР. Контрольное сочинение по комедии. Возможные темы:
- Что за человек городничий? Действительно ли он раскается?
- Как я представляю себе характер Хлестакова?
- Как раскрывается личность городничего по мере развития действия комедии?
- Как следует играть роль…
- Как я понимаю смысл эпиграфа к комедии
- Чиновники города. Какова дальнейшая судьба действующих лиц пьесы?
- Как Гоголь относится к своим героям?
- Сочинение по иллюстрациям к комедии.
Домашнее задание. Чтение. «Петербургские повести» или «Женитьба» Гоголя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...
календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
планирование включает в себя темы уроков и требования к обученности учащихся...
календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...