План-конспект урока по русской литературе ХХ века 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, освоить приёмы сравнительного, контекстуального и ассоциативного анализа художественных произведений. На примере таких произведений, как повесть «Ася» И.С.Тургенева и рассказ И.С.Бунина «Солнечный удар», показать отличие модернистского и реалистического изображения мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_russkoy_literature_hh_v.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русской литературе ХХ в.
Тема утраченной любви в литературе реализма («Ася» И.С.Тургенева)
и модернизма («Солнечный удар» И.А.Бунина)
Цель урока: освоение учащимися особенностей литературного процесса на рубеже веков XIX – XX веков.
Задачи:1.Закрепление знаний основных тенденций эпохи рубежа веков на примере повести И.С.Тургенева «Ася» и рассказа И.А.Бунина «Солнечный удар». 2.Формирование навыков анализа художественного текста, сопоставительного анализа.
Материалы к уроку: повесть И.С.Тургенева «Ася» и рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар»
Термины: реализм, модернизм
Эпиграф: Ты и блаженство, и безнадёжность…
Ф.И.Тютчев
Ход урока
I.Слово учителя:
Любовь… Самым сильным и захватывающим в нашей жизни является любовь. Этой теме посвящено немало произведений русской и зарубежной литературы. Сегодня мы с вами будем говорить об утраченной любви и обратимся к разным произведениям, написанным в разное время, но об одном и том же, у них одинаковый сюжет, они обладают схожей проблематикой. Одно написано абсолютным реалистом XIX века, а другое написано модернистом на рубеже XIX-XX веков. Это история о том, как мужчина теряет любовь. И, конечно, вы сразу догадались, о том, что первое произведение И.С.Тургенева «Ася», а вот второе я попросила вас прочитать, это рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар». На примере этих произведений с одинаковым сюжетом мы проследим отличие модернистского и реалистического изображения мира.
Необходимо отметить, что Бунин и Тургенев, хотя жили в разное время, пережили любовную катастрофу.
1-ученик: «Я ничего не видел на свете лучше Вас… Встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеет границ и умрут только вместе со мною, - так писал И.С.Тургенев Полине Виардо Гарсия. 1 ноября – день, в который состоялось это знакомство, навсегда остался для него незабываемым. И как вы знаете, с юношеских лет до последних дней жизни Тургенев остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву. Жениться на Полине Виардо он не мог, она была замужем. Но своё чувство восторга перед талантом певицы он наиболее полно выразил в одном из лучших своих поэтических творений - в стихотворении в прозе «Стой!». Это к ней обращены слова: «Стой! Какою я теперь тебя вижу – останься навсегда в моей памяти!.. Вот она – открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно бессмертие! Другого бессмертия нет – и не надо. В это мгновение ты бессмертна…» Полине Виардо Тургенев доверил перевод своих стихотворений на французский язык. Во время болезни Тургенева она помогала писателю в его работе.
2-ученик: Любовная катастрофа (разрыв с гражданской женой Варварой Пащенко в 1894 году) нанесла глубокую травму душе И.А.Бунина. Отныне женщины так и будут для него всегда таинственными существами, а любовь - одной из мучительнейших загадок мира. Принципиальная непознаваемость женщины определяет трагичность любви, ибо любовь всегда остаётся стремлением к нереализуемому. «Любовь – это когда хочется того, чего нет и не бывает, - скажет он потом.
Катастрофичность любви у Бунина вытекает из самого её характера. Это разрыв с буднями жизни и выход в совершенно иное измерение. Это падение в бездну и одновременно устремление к самому средоточию живой жизни, к бессмертию, сконцентрированному в одном мгновении.
II. Групповая работа. Класс делится на две группы .Учащимся предлагается заполнить таблицу. (таблицу заполнить можно с учениками)
1 группа 2 группа
Повесть И.С.Тургенева «АСЯ» | Рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар» |
1.От чьего лица ведётся повествование? | 1.От чьего лица ведётся повествование? |
2.Где и когда происходит действие? | 2.Где и когда происходит действие? |
3.Как состоялось знакомство героев (Аси и господина Н.Н.)? | 3. Как состоялось знакомство героев (поручика и героини)? |
4.Что мы знаем об Асе и Н.Н.? | 4.Что мы знаем о поручике и героине? |
5.Какие роли Ася принимает? Как объяснить такое поведение? | 5.Как объясняет героиня своё поведение? |
6.Как вы понимаете слова Аси: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели…Так бы и утонули в это синеве…»? | 6. Как вы понимаете слова Героини: «На меня будто затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара… |
7.Как автор передаёт состояние героя в тот момент, когда в нём просыпаются чувства? | 7Как автор передаёт состояние героя в тот момент, когда в нём просыпаются чувства? |
8. Чем заканчивается произведение? | 8. Чем заканчивается произведение? |
1 группа 2 группа
Повесть И.С.Тургенева «АСЯ» | Рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар» |
1.От чьего лица ведётся повествование? Повествование идёт от первого лица, от лица пожилого человека, вспоминающего свою молодость. Рассказ от имени героя-повествователя придаёт повести искренность, достоверность. | 1.От чьего лица ведётся повествование? Повествование идёт от третьего лица, это помогает через внешние детали передать внутреннее состояние героя. |
2.Где и когда происходит действие? Основное действие происходит в Германии, в маленьком городке на Рейне. Герой, русский человек, оказывается в чужой стране. Автор помещает героев в чужую среду, с тем чтобы яснее выявить их характеры. Повесть написана в 1857 г.. Значит, действие повести относится примерно к1837году. | 2.Где и когда происходит действие? Волга. На пароходе и в гостинице, город неизвестен. |
3.Как состоялось знакомство героев (Аси и господина Н.Н.)? Герои встретились случайно, на студенческой пирушке. Прежде всего возникает голос Аси, лицо её закрыто от взгляда, но Гагин понравился Н.Н. | 3. Как состоялось знакомство героев (поручика и героини)? Неизвестно. |
4.Что мы знаем об Асе и Н.Н.? Её полное имя Анна. Об Асе мы узнаём от Гагина. Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери, Татьяны… Представьте же себе, что должно было произойти в Асе, когда ее взяли к барину. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда ей в первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку… Герой «здоров, молод, весел», богат, беззаботен, «жил без оглядки», путешествовал без цели, без плана. «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». | 4.Что мы знаем о поручике и героине? Героиня Не знаем их имён, не знаем, откуда они. У героини есть муж и трёхлетняя дочка. Поручик. Только портрет. Обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми, выгоревшими от солнца усами… |
5.Какие роли Ася принимает? Как объяснить такое поведение? Ася то представляется солдатом, марширующим с ружьём, шокируя этим чопорных англичан, то разыгрывает роль благовоспитанной барышни, то представляется герою простой русской девушкой… В ней просыпается любовь к Н.Н. | 5.Как объясняет героиня своё поведение? «На меня будто затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара… Объяснить невозможно… |
6.Как вы понимаете слова Аси: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве…»? Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью. «Вот образ любви, по Тургеневу: любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей», - писал литературовед М.Гершензон. | 6. Как вы понимаете слова Героини: «На меня будто затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара… Поручик поражён, что происходит с ней, она даже не помнит, где он сел. Но она не может сопротивляться тому, что с ней происходит, этой страсти, этому солнечному удару. |
7.Как автор передаёт состояние героя в тот момент, когда в нём просыпаются чувства? Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой – упоение радостью сближения, в нём «зажглась жажда счастья». Состояние героя автор передаёт через пейзаж. «Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу … | 7Как автор передаёт состояние героя в тот момент, когда в нём просыпаются чувства? Состояние героя автор передаёт с помощью деталей. Поручик возвращается в комнату гостиницы и видит недопитую чашку кофе, которая стоит на столе, пахло её хорошим одеколоном.. |
8. Чем заканчивается произведение? Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле... И я сам что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека - переживает самого человека. | 8. Чем заканчивается произведение? Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг. Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет. |
III.Слово учителя: Вы видите, что для И.С.Тургенева очень важно объяснить характер героев. Ася принимает разные роли, господин Н.Н. не понимает её, ещё большие сомнения возникают тогда, когда он слышит беседу Аси и Гагина, убеждается в том, что они не брат и сестра.
- Как могут быть разрешены его сомнения? (Конечно, предыстория. Как только Гагин рассказывает Н.Н., кто такая Ася, всё становится ясным).
Сюжет таков, что с тех событий, которые описывает рассказчик, проходит 20 лет. Тогда герою было 20 лет, значит сейчас ему 40. Он не женат и не может забыть свою Асю.
Задача писателя-реалиста -
… стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши. И.С.Тургенев |
Основное свойство писателей –модернистов –
Стремление к обновлению устаревших художественных систем (объединяет различные нереалистические течения); тяга к построению такой художественной реальности, которая была бы мало связана с действительностью или даже противопоставлена ей. |
Совсем иначе всё происходит в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар». Давайте посмотрим, как он это сделал? Дело в том, что Бунину не надо ничего объяснять, потому что для модернистов человек необъясним, его нельзя объяснить. То, что случилось с героем этого рассказа, загадка, «солнечный удар». В основном действии событий нет. В экспозиции, мы видим, разговор поручика с этой женщиной. Они едут в гостиницу и проводят там ночь. Утром героиня объясняет ему, что случилось. Это солнечный удар. В очень хорошем расположении духа герой возвращается в гостиницу и здесь происходит завязка. Через детали он понимает, что любит её. Сам поручик понятия не имел, что с ним может подобное случиться. Это такой же солнечный удар, человек не ведает себя, он не знает, что с ним происходит.
IV. Перед вами черты реализма и модернизма, они перемешаны. Вам необходимо выбрать те черты, которые характерны для повести И.С.Тургенева «Ася», а затем для рассказа И.А.Бунина «Солнечный удар». Есть ли такие черты, которые относятся и к первому и ко второму произведению.
- стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
- восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся;
-склонность к сложному формальному эксперименту;
- тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;
-внимание не столько к противоречивости общества, сколько к отражению этих противоречий в сознании человека;
-представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства.
- универсальность в изображении человека;
- социальный и психологический детерминизм; [от лат. determinare - определять]
(учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира).
- историческая точка зрения на жизнь.
V. Вывод
Тургенев был убеждён, что любовь сопряжена с наивысшим подъёмом чувств. Изображение любви было для него важным творческим приёмом: сразу обнаруживалось, есть ли у героя «натура», то есть богатство духовной жизни, сила характера, или нет её и вместо неё «одна голова». В учебнике-хрестоматии приведены оценки, которые дают господину Н. Н. критики Д. И. Писарев и Н. Г. Чернышевский. Познакомимся ещё с одной точкой зрения на смысл любовного сюжета в повести, высказанной литературоведом Г. А. Бялым:
«Любовь представлялась писателю стихийной и бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Именно такой предстаёт любовь в повести «Ася»: она проявляется как стихийная сила, овладеть которой, «подчинить её себе и заставить служить своему счастью человек не может. Нельзя угадать такое мгновенье, когда эта сила может даться в руки человеку; не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека в одинокого бессемейного бобыля. В статье «Русский человек на rendez-vouz» Чернышевский, споря с Тургеневым, показал, что в несчастье героя повести «Ася» повинны не стихийные силы, а его собственная бесхарактерность, порождённая социальными условиями жизни. Разумеется, Тургенев был далёк от такого понимания вопроса. У Тургенева герой невиновен в своём несчастье. Его погубила не душевная дряблость, проявившаяся в момент решающего объяснения, а нечто другое. «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне ещё не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с её братом в бессмысленном и тягостном молчании… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастия, я стал искать и звать её… но уж тогда было поздно». Дело, значит, по Тургеневу, в том, что любовь капризна и своевольна, как Ася, а «у счастья нет завтрашнего дня»».
(Из книги Г. Бялого «Тургенев и русский реализм»)
На примере двух произведений разных веков, посвящённых теме утраченной любви, мы увидели, что для модернистов человек есть загадка, которую никаким рационализмом, никакой средой объяснить нельзя. Вот отличие модернистского и реалистичного взгляда на мир. Нет чёткого деления. Но также необходимо отметить, что взаимодействие реализма и модернизма в I пол. XX века оказалось главным двигателем литературного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...
План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".
Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Неполные предложения»
Урок изучения нового материала с использованием личностно-ориентированного обучения на тему "Неполные предложения" с обобщением видов односоставных предложений....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"
Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, вып...
- Мне нравится (1)