Литературная гостиная "Поэзия серебряного века"
учебно-методический материал по литературе на тему
Сценарий литературной гостиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий для интересного и познавательного мероприятия. | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ
« ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Оборудование: три стола, оформленные в стиле каждого направления, поверх них ткань: светло-голубая, тёмно-зелёная, ярко-жёлтая; подсвечники; таблички с названием направлением для столиков; пригласительные билеты с именами поэтов; портреты поэтов; проектор, экран, компьютер, музык. сопровождение, плакаты с лозунгами, презентации, видеоряд.
Гости и участники собираются в зале.
На экране показывают видеофильм «Серебряный век».
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие дамы и господа! Именно так было принято приветствовать друг друга в литературных салонах 19 и 20 века!
Ведущий 1: Литераторы и любители литературы того времени собирались по определенным дням, у кого-нибудь на квартире читать и обсуждать новые произведения, спорить об искусстве. Дома, где проходили такие собрания, называли литературными салонами.
Ведущий 2: Сегодня наш литературный салон открывает двери и просит войти в « тот мир очарований, в тот мир из серебра».
Ведущий 1: Да, загадочный серебряный век. Знаешь, каким я его всегда представляла? Тогда поэты писали серебряными перьями, покуривая серебряные трубки, серебряные пуговицы на их роскошных халатах светились счастьем; а их голоса звучали, как серебряные колокольчики, и было слышно их далеко-далеко и долго-долго – целое столетие.
Ведущий 2: Серебряный век – это конец 19 - начало 20 века. Рубеж веков! Само понятие «Серебряный век» является весьма условным. Пушкинскую эпоху считали веком «золотым», а время, о котором пойдет речь сегодня, «серебряным» веком русской поэзии.
Ведущий 1: Серебряный век объединил в себе множество поэтов. Они были очень разными поэты серебряного века.
Ведущий 2: Вслушаемся в их голоса, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разъединяло их.
Ведущий 1: Обратите внимание на пригласительные билеты, которые лежат перед вами, на фамилии поэтов. Назовите их.
1 столик.
Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Иннокентий Анненский.
2 столик.
Николай Гумилёв, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич, Анна Ахматова (место пустует).
3 столик.
Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных.
Ведущий 2: Каждый поэт Серебряного века являлся ярчайшей индивидуальностью, бесспорно, одарённой личностью, многие примыкали к близкой им по духу литературной группировке; появились новые литературные направления. Какие? (акмеизм, символизм, футуризм).
Ведущий 1: Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, футуризм смело смотрит в будущее.
Ведущий 2: Символисты на сцене. (Группа поддержки символистов поднимает плакаты с их лозунгами.)
- Поэзия есть «тайнопись неизречённого».
-Ценность стихотворной речи – в «недосказанности», утаённости смысла.
- Главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов – символ.
- Символы должны естественно и невольно выливаться из глубины действительности!
- Никаких преград!... Мы свободны и одиноки!
- Создания искусства - это приотворённые двери в вечность!
Ведущий 1: Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит Александр Блок.
Выходит Блок
Блок: Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственныx умов.
Двадцатый век ... еще бездомней
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Выходит на сцену Бальмонт
Блок: Влюбленность расцвела в устах
И в ранней грусти глаз,
И был я в розовых цепях
у женщин много раз.
Диана Ж.: Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви.
Катя З.: Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Сестра моя и мать! Жена моя Россия ...
Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,
Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.
Лена М.: Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что другой не видал.
Антон Р.: Облака вокруг, купола вокруг,
Надо всей Москвой сколько хватит рук.
И льется аллилуйя в бескрайние поля,
А в грудь тебя целует московская земля.
Ведущий 2: Благодаря символистам поэтической эмблемой Серебряного века стало стихотворение А.Блока «Незнакомка»:
Света К: Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Ведущий 2: Чтобы в нашем салоне было меньше незнакомых лиц, мы предлагаем поиграть, а точнее познакомится. Приглашаем в цент площадки по 5 пар от каждого литературного направления.
Танцевальные знакомства. Участники образуют два круга: круг девушек в центре и круг юношей примерно равного количества. По команде ведущего они двигаются в разных направлениях под музыку. Как только прерывается мелодия, участники игры останавливаются и поворачиваются лицом к другому кругу. Стоящие в этот момент друг против друга девушка и юноша представляются и задают друг другу любые вопросы. На это у них всего несколько секунд. Как только музыка включается вновь, круги продолжают движение. В одну из следующих остановок ведущий включает медленную композицию и предлагает парам потанцевать и познакомиться поближе.
1 Ведущий. Константин Бальмонт был одним из ярчайших представителей символизма. Писал он много. Когда была стихотворная полоса, он еле успевал записывать свои стихи. Клал около постели бумагу и карандаш и просыпался с готовым стихотворением. Стихи возникали как будто непредвиденно для самого себя. От созвучия слов, от запаха, цвета. Стихотворение «Чет и нечет» возникло от шума падающий с крыши капель; стихотворение «В столице» — от проезжающего воза с сеном. От музыки почти всегда рождались стихи.
На сцене появляется Бальмонт ( слегка рыжеватый, с большими быстрыми глазами, высоко поднятой головой, высокие прямые воротнички, бородка клинышком )
Бальмонт: Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи.
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я-для всех и ничей ...
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя, и в других,
Я - изысканный стих.
Ведущий 2: А сейчас встречайте, Зинаида Гиппиус. Гиппиус – первая женщина в России, которая стала носить брюки.
Гиппиус: Изнемогаю от усталости.
Душа изранена, в крови ...
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви?
Мы исполняем волю строгую.
Как тени, тихо, без следа
Неумолимою дорогою
Идем - неведомо куда.
И ноша наша, ноша крестная,
Чем далее, тем тяжелей ...
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей.
Без ропота, без удивления,
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас для вдохновения
И полюбить, создав, не смог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.
Ведущий 1: Следующий конкурс «Буриме». Я предлагаю вам почувствовать себя в роли поэта. Нужно сочинить стихи по заданным строчкам. Здесь написаны последние слова каждой строчки. Изменить их не разрешается:
1 человек от направления.
море вал (во) взоре скрывал | ветер знает (на) свете мечтает | кровь цветы любовь мечты |
Ведущий 1: Превыше всех искусств символисты ставили музыку, так как именно музыка, по их мнению, ближе всего к тайнам человеческой души.
Музыкальная пауза Гитара: Диана Б. и Настя Р.
Ведущий 2. Приглашаю Вас посетить самое модное артистическое кафе в Петербурге «Бродячая собака». Здесь собирались поэты-акмеисты.
Ведущий 1. Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром. У акмеистов тоже была своя программа.
( Группа поддержки акмеистов поднимает лозунги акмеизма)
- Прочь от символизма, да здравствует живая роза!
- Освободить поэзию от символистских порывов.
- Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.
- Мы –«Цех поэтов», потому что искусство – это ремесло.
- Шекспир показал нам внутренний мир человека, Рабле – тело и его радости,
2 Ведущий. У истоков акмеизма стоял поэт-пророк, путешественник, мечтатель, рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем Анны Ахматовой.
Гумилев (обращаясь к Ахматовой)
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай, далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот. Идет к Ахматовой.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
И верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. Присаживается на колено.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав ...
Ты плачешь? Послушай ... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Проецируется портрет Ахматовой. :
2 Ведущий. Я приглашаю сюда талантливейшую поэтессу, которую когда-то называли "Сафо ХХ столетия". Это Анна Ахматова.
Ахматова: Сегодня мне письма не принесли.
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли ...
Он был со мной совсем еще недавно
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой.
Теперь весна, и грусть весны отрадна.
Он был со мной совсем еще недавно.
Я слышу легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк.
1 Ведущий. Дружбу с А. Ахматовой и Н. Гумилёвым самой главной удачей в жизни считал Осип Мандельштам.
Смутно дышащими листьями
Черный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В черном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Стала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
1 Ведущий Следующая игра, тоже могла пользоваться успехом, у посетителей литературных салонов... Она творческо-интеллектуальная.
ШАРАДЫ.
Задание: Необходимо угадать слово по следующим правилам: загаданное слово должно состоять из частей, каждая из которых, в свою очередь представляет собой отдельное слово. "Актеры" показывают слово, в необходимых случаях изображая отдельные буквы, зрители его отгадывают. Из скольких частей будет состоять слов - столько спектаклей и надо будет показать. Плюс еще один спектакль, показывающий слово целиком.
Например: стихи-я, кол-лекция
Слог первый - восклицание,
Второй - достоин порицания,
А целое - на севере бывает,
И жителей тех мест и греет, и питает.
(О-лень)
Вот ворона закричала -
Мы услышали начало.
На болоте — завершенье.
В целом — мастера творенье.
(Кар-тина)
Начало слова – зверь морской,
В лесу растет конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьет портной вам, если надо.
(кит-ель)
1 Ведущий. В поэтическом кафе хочется не только читать стихотворения, но и петь, и слушать музыку.
Фортепиано: Катя У. и Соня С.
1 Ведущий. Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм. Сейчас будут выступать футуристы. Для русского футуризма характерны: бунтарство, выражение массовых настроений толпы, бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
2 Ведущий. Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные публичные выступления участников движения.
( Группа поддержки футуристов поднимает лозунги футуризма).
- Даешь футуризм!
- Только мы – лицо нашего Времени!
- Бросить Пушкина,Достоевского,Толстого с Парохода Современности!
- Мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания.
- Мы – будетляне, любим пользоваться разрубленными словами, полусловами их хитрыми сочетаниями.
1 Ведущий. Один из самых ярких представителей футуризма является Владимир Маяковский.
На сцену выходят Маяковский – в жёлтой рубашке. в цилиндре на затылке,
Маяковский: Пока вы выкипячиваете,
Рифмами пиликая,
Из любвей и соловьев
Какое-то варево,
У лица корчится
Безъязыкая,
Ей нечем кричать
И разговаривать.
(Обращаясь к залу)
Выньте, гулящие,
Руки из брюк,
Берите камень,
Нож или бомбу,
А если у которых нету рук
Пришел чтоб и бился лбом бы.
2 Ведущий. А сейчас встречайте! Король поэтов Игорь Северянин!
На сцену выходит Игорь Северянин ( чёрный сюртук, в петлице цветок, нависающие на лоб чёрные, подвитые кудряшки, держится прямо, смотрит свысока, руки скрещивает на груди или закладывает за спину
Северянин: Я выполнил свою задачу.
Литературу покорив,
Бросаю сильным на удачу
Завоевателя порыв.
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре.
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Лишь мне восторг и поклоненье
И славы пряный фимиам.
Моим – любовь и песнопенье
Недосягаемым стихам.
Я так велик и так уверен,
В себе настолько убежден,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.
В душе - порывистость, приветов
Неисчислимое число.
Я избран королем поэтов
Да будет подданным светло.
1 Ведущий Господа предлагаю немного отвлечься и отдохнуть в следующем конкурсе «Танец на газете» Несколько участников конкурса получают одну газету и кладут на пол. Под быструю фонограмму (рок-н-ролл, твист, чарльстон) в течение одной минуты они танцуют на газете и стараются разорвать ее на как можно большее количество частей. По окончании времени подсчитывается количество клочков газеты и определяется победитель.
2 Ведущий На ваших табличках с именами поэтов каждого направления вы не увидите имена великих поэтов Сергея Есенина и Марины Цветаевой.
1 Ведущий Марина Цветаева, действительно, не входила ни в одно из этих направлений. Какие ещё поэты не являлись представителями ни символизма, ни акмеизма, ни футуризма? (Сергей Есенин, Николай Клюев, Максимилиан Волошин). Вне школ были следующие поэты: Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Иван Бунин и другие.
Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной…» (стихи Марины Цветаевой, музыка Микаэла Таривердиева).
1 Ведущий Сергей Есенин. Его поэзия выражает горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования.
Есенин.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа.
Не видать конца и края
Только синь сосет глаза…
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса,
Только видно на кочках и впадинах
Как синеют кругом небеса…
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы,
Я одурманен весной,
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как грянут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров,
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой, ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей!
Есенин(Кирилл Б.): Если кликнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю;
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.
2 Ведущий. Перед нами поэт Максимилиан Волошин, который был не просто талантливым поэтом, незаурядным художником, но и оригинальной личностью.
Волошин.
Из страны, где солнца свет
Льется с неба жгуч и ярок,
Я привез тебе в подарок
Пару звонких кастаньет.
И когда Париж огромный
Весь оденется в туман,
В мутный вечер на диван лягу я в мансарде темной.
И напомнят мне о ней
И волны морской извивы,
И дрожащий луч на дне,
И извилистый ствол оливы.
Вечер в комнате простой,
Силуэт седой колдуньи
И красавицы плясуньи
Стан и гибкий, и живой.
Музыка
Танец быстрый, голос звонкий,
Грациозный и простой,
С этой южной, с этой тонкой
Стрекозиной красотой.
И танцоры идут в ряд,
Облитые красным светом,
И гитары говорят
В такт щелкучим кастаньетам,
Словно щелканье цикад
В жгучий полдень жарким летом.
Танго – Никита Б и Милена З.
2 Ведущий. Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы нас ни хотели уверить.
Ведущий 1. Серебряный век эмигрировал – в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж. Чудный серебряный век подарил нам много талантливых поэтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."
Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...
"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"
Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Петербург серебряного века»
Предлагаемый сценарий можно использовать как на уроке внеклассного чтения, так и во внеурочное время. Участвуя в композиции и являясь зрителями учащиеся смогут познакомиться с новыми именами поэтов "с...
Кроссворд "Литературные течения Серебряного века"
Кроссворд можно использовать на заключительном уроке по изучению литературы Серебряного века....
Своеобразие литературных направлений серебряного века.
Конспект урока по литературе в 11 классе...
О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."
Данное мероприятие способствует формированию у учащихся целостного представления о культуре Серебряного века, содействует эстетическому воспитанию школьников, разви...