Своеобразие литературных направлений серебряного века.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Конспект урока по литературе в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoeobrazie_literaturnykh_napravleniy_serebryanogo_veka.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока- проекта
Тема урока: «Своеобразие литературных направлений Серебряного века».
Учебный предмет: литература.
Участники: ученики 11 класса.
Проект
- по типу деятельности- информационный, ознакомительно- ориентировочный;
- по характеру координации – с открытой, явной координацией;
- по характеру контактов- внутриклассный,
- по продолжительности - краткосрочный (5 уроков);
Цели:
- Обучающие:
- вовлечение учащихся в различные виды деятельности;
- самостоятельное приобретение новых знаний;
- Развивающая: развитие навыков научной работы;
- Воспитательные:
- развитие коммуникативных умений учащихся;
- развитие умения и навыков работы в сотрудничестве.
Первый урок
Оформление доски:
Портреты поэтов Серебряного века, репродукции с картин.
Эпиграф: Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновеньем озабочен,
Твой жребий страшен и твой дом непрочен.
О. Мандельштам
- Учитель:
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И траурный город плыл
По неведомому назначенью
По Неве или против течения,
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела Флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком плыл.
А.Ахматова
Так Анна Ахматова написала о времени, которое вошло в историю под названием Серебряный век.
Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: репродукции с полотен художников переносят нас в другие миры, с портретов на нас глядят люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они подарили миру Серебряный век русской культуры.
Сегодня Серебряным веком русской культуры называют непродолжительный период на рубеже ХIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Послушаем сообщения исследователей: историка, искусствоведа, литературоведа об этом периоде (учащиеся слушают выступления и записывают тезисы).
Выступление «историка»:
/Подготовленный заранее ученик коротко рассказывает об основных событиях в политической, научной жизни страны: о начале царствования Николая II, о массовом создании политических партий, о трех войнах, двух революциях; о важнейших научных открытиях (открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, изобретение беспроволочной связи).
Делается вывод о том, что человек этой кризисной эпохи предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности/.
Выступление «искусствоведа»:
/Докладчик обращает внимание ребят на репродукции с полотен М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, К.Петрова-Водкина, К.Сомова, Б.Кустодиева, К.Коровина - в них нашли отражение настроения Серебряного века русской культуры/.
Выступление «литературоведа»:
/Ученик обобщает полученные на предыдущих уроках сведения о модернизме, декадентстве; знакомит одноклассников с историей возникновения термина «Серебряный век», рассказывает о появлении многочисленных эстетических направлений/.
Учитель:
Среди многочисленных литературных течений особое место занимают три: символизм, акмеизм, футуризм - они прошли испытание временем. В чем заключается своеобразие каждого направления? Над этой проблемой мы будем работать в течение нескольких уроков. Каждая группа (учащиеся накануне урока были распределены по трём группам) будет проводить свое исследование по проблеме с выходом на защиту полученного продукта.
- Учащиеся работают по группам.
Они осуществляют поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта, определяют цели исследовательской деятельности, подтемы, которые войдут в план решения проблемы.
В рабочих группах определяется план предстоящей работы, пути поиска необходимой информации, принимается решение, в какой форме будет представлен проект, распределяются обязанности.
Учитель направляет самостоятельный поиск учащихся: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться- Интернет, справочники, художественная литература, учебники?»
- Задание на дом: продолжить работу над проектом.
Второй, третий уроки: работа в группах. Обзор информационных источников (учебная, справочно-информационная, научная литература), определение методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, определение понятий), работа над пояснительной запиской, над созданием продукта (ребята выбрали презентации в Power Point).
Четвертый, пятый уроки (объединенные) – презентация объектов.
Защита проектов:
- Постановка проблемы.
- Высказывание гипотезы.
- Этапы работы над проектом.
- Выводы.
- Ответы на вопросы других групп.
Все три группы защищали свои проекты, опираясь на пояснительную записку и демонстрируя продукт (презентацию).
Проблема, предложенная для исследования, была общей для трех групп: «Своеобразие литературного направления (символизм, акмеизм, футуризм»).
Учащиеся, исследуя своеобразие литературного течения, в той или иной последовательности отмечали общие направления:
- этапы становления литературного направления;
- истоки возникновения;
- основные эстетические принципы;
- кружки, объединения, литературные салоны, печатные издания;
- знакомство с жизнью и творчеством самых ярких представителей литературного направления.
Работа над проектом позволила ознакомить учащихся с особенностями основных литературных направлений Серебряного века. Каждый ученик занимался поиском информации для своего доклада с последующим использованием этого материала в создании групповой пояснительной записки и презентации. Каждый должен был к тому же знать хотя бы одно стихотворение наизусть.
В процессе рефлексии учащиеся отмечали два аспекта:
- Рефлексивная оценка решения поставленной проблемы: насколько полно собрана информация и в какой мере удовлетворяет она потребность, обозначенную при формулировке проблемы.
- Рефлексивная оценка школьником самого себя в процессе проектирования: насколько он был успешен в процессе проектирования.
Итоги работы над проектом
Работа над информационным проектом предполагает сбор информации, с чем ребята в целом справились. Кроме того, учебный проект позволил учесть художественные вкусы учащихся, их интересы и через личную мотивацию подойти к решению проблемы своеобразия (новаторства) в искусстве Серебряного века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"
Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...
Кроссворд "Литературные течения Серебряного века"
Кроссворд можно использовать на заключительном уроке по изучению литературы Серебряного века....
Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"
Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт" ...
О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."
Данное мероприятие способствует формированию у учащихся целостного представления о культуре Серебряного века, содействует эстетическому воспитанию школьников, разви...
УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)
Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): Литература Краткое о...
Своеобразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века. (кафе «Бродячая собака»)
Конспект учебного занятия по литературе, 11 классТема:«Своеобразие поэзии серебряного века.Новые модернистские течения». Подготовила: Живова М.С.учитель русского языка илитератур...