О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Данное мероприятие способствует формированию у учащихся целостного представления о культуре Серебряного века, содействует эстетическому воспитанию школьников, развивает эмоциональный интеллект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_serebryanyy_vek.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер « И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл…»
(инсценированный вечер, посвященный поэзии Серебряного века)
2 урока
Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ПГО «СОШ №4»
Роли: Вячеслав Иванов, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Ахматова, Н. Гумилев, К. Бальмонт, М. Цветаева,, В Маяковский, В Хлебников,
И.Северянин
Оборудование: репродукции картин художников Серебряного века, портреты поэтов, CD – проигрыватель, записи музыкальных произведений Скрябина, Рахманинова, Вертинского, мультимедиапроектор.
Предварительная подготовка: в процессе подготовки вечера учащиеся изучают историческую ситуацию в стране на рубеже 19-20 веков, особенности основных направлений, биографии поэтов, творчество, атмосферу Серебряного века (детали костюма, интерьера, особенности книгопечатания), готовят декорации
1 этап: отбор участников для подготовки и проведения вечера, распределение ролей
2 этап: индивидуальная работа с участниками, репетиции, создание декораций
Подготовка аудитории
- оформление зала: на стенах портреты поэтов Серебряного века, мини-газеты и рисунки учащихся по мотивам стихотворений поэтов, коллажи;
на столах: подсвечники со свечами, сборники стихов поэтов Серебряного века
Цель: формирование целостного представления о культуре Серебряного века
Задачи:
- изучить особенности исторической эпохи, особенности основных направлений в искусстве Серебряного века, изучить биографию поэтов
-отрабатывать умения выразительного чтения
- содействовать эстетическому воспитанию школьников
- способствовать развитию эмоционального интеллекта
- умение работать с разными источниками информации
Звучит Прелюдия С.Рахманинова №23
Презентация
В №1: Серебряный век, российский ренессанс, русский модернизм… Что же это было за явление? Вообще, русский модернизм возник на рубеже двух веков. А так уж устроено, что при переходе в новое столетие человек усложняется, меняется его мироощущение, но в то же время рождается и надежда на что-то новое, желание большей свободы, потребность в искусстве.
Поэты не жили обособленно, они встречались, спорили, читали и комментировали стихи.«Башня» была значительным явлением в русской культуре начала века. Почему «Башня»? Отчасти потому, что в это время представители культурной интеллигенции стремились к необычности. Но прежде всего потому, что квартира Вячеслава Иванова и в самом деле была в высшей степени оригинальной. Она располагалась на последнем этаже углового дома на Таврической 25, выступ которого нависал над Государственной думой и снаружи поражал воображение прохожих. Под стать причудливой обстановке было и общество. По средам собирался весь цвет культурного Петербурга. На «Башню» стремилась вся поэтическая молодёжь. Давайте и мы перенесёмся в первое десятилетие xx века и в один из ноябрьских вечеров окажемся в квартире Вячеслава Иванова.
( выходит В.Иванов)
Вячеслав Иванович Иванов, «Вячеслав Великолепный», как звали его не только в дружеском кругу, но и в печати, мэтр, один из теоретиков символизма, был одним из образованнейших людей своего времени.
( высвечиваются часы, на стрелках- 12 часов)
В№1: В 12 ночи начинают появляться гости. Самым петербургским из современных поэтов был А.Блок.
( выходит А.Блок в « чёрном сюртуке, чёрном шёлковом галстуке бантом, с отложными воротничками, Иванов проводит его на середину зала)
А.Блок читает «В ресторане» ( читал медленно, с полузакрытыми глазами, слегка нараспев и монотонно)
Никогда не забуду (он был или не был,
Этот вечер): Пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на желтой заре - фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблен".
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: "Лови!.."
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Видеозапись песни « Русалка»( стихи А.Блока)
В. Иванов: Поэт-загадка, поэт-тайна… Кто же он? Может быть, нам об этом расскажут дневники Блока, его письма. Вот что он писал о своей любви к Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери знаменитого химика, с которой он был знаком еще с детства и вместе играл в любительских спектаклях в Шахматово и Боблово.
Блок: "Пишу Вам, как человек, желавший что-то забыть, что-то бросить - и вдруг вспомнивший, во что это ему встанет. Помните вы-то эти дни - эти сумерки? Я ждал час, два, три. Иногда Вас совсем не было. Но, Боже мой, если Вы были! Тогда вдруг звенела и стучала, захлопываясь, эта дрянная, мещанская, скаредная, дорогая мне дверь подъезда. Сбегал свет от тусклой желтой лампы. Показывалась Ваша фигура - Ваши линии, так давно знакомые во всех мелочах, изученные, с любовью наблюденные».
Блок читает стихотворение «Синеокая, Бог тебя создал такой»
В №1: Цикл "Стихов о прекрасной Даме" ознаменовал начало творческого пути Александра Блока как уже сложившегося и самостоятельного художника. Блок в своей возлюбленной видит не обычную земную девушку, а ипостась Божества - Деву, Зарю, "Жену, облеченную в солнце". Себя он при этом ощущает рыцарем, давшим обет вечного служения своей возлюбленной, своей Прекрасной Даме.
(Чтец читает «О доблестях, о подвигах, о славе») в руках старинная фотография
В.Иванов представляет Д.С.Мережковского и З.Гиппиус : Две звезды поэзии Cеребряного века. Они встретились летом 1888 года и поженились через несколько месяцев. Проживут вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день.
Д. С. Мережковский:
В сумерки
Был зимний день; давно уже стемнело,
Но в комнату огня не приносили;
Глядело в окна пасмурное небо,
Сырую мглу роняя с вышины,
И в стекла ударяли хлопья снега,
Подобно стае белых мотыльков;
В вечерней мгле багровый свет камина
Переливался теплою волной
На золотой парче японских ширм,
Где выступал богатый арабеск
Из райских птиц, чудовищных драконов,
Летучих рыб и лилий водяных.
И надо всем дыханье гиацинтов
В таинственной гармонии слилось
С бледно-лазуревым отцветом шелка
На мебели причудливо роскошной;
И молча ты сидела предо мной,
И, уронив любимый том Кольриджа
На черный мех пушистого ковра,
Вся бледная, но свежая, как ландыш,
Вся в кружево закутанная, грелась
Ты в розовом мерцании камина;
И я шептал, поникнув головой:
«О для чего нам не шестнадцать лет,
Чтоб мы могли обманывать друг друга
Надеждами на вечную любовь!
В. Иванов: Зинаида Гиппиус была загадкой для всех окружающих. Она притягивала к себе людей не только внешностью и поэтической славой, но и необыкновенной энергией и политической страстностью. И отталкивала надменностью, насмешливостью, придирчивостью: многие пытались найти ключ к пониманию ее личности. Но лучше всех Зинаиду Гиппиус знал, конечно, Мережковский, который был трогательно влюблен в жену до последних своих дней. Для Гиппиус "Не любить" означало "не жить". Но истинная любовь невозможна без свободы, равенства и верности правде, в том числе - и правде собственного "я".
З.Гиппиус. Стихотворение "Если"
Стихотворение "Снег»
В.Иванов: Время идёт. Часы бьют два раза. Два часа ночи. В гостиной появляются новые гости: тоже муж и жена, уже признанный поэт и начинающая поэтесса, которой, однако, суждена необыкновенная слава в русской литературе. Николай Степанович Гумилёв и Анна Андреевна Ахматова.
В №1: Поэзия Серебряного века немыслима без имени Н.С.Гумилёва. Создатель акмеизма, он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям. Когда-то молодой поэт поставил перед собой цель – стать героем, смельчаком, выбирающим трудные и опасные пути. От природы робкий. Физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным. Прищлось ломать свой характер и отправляться в длинные путешествия по джунглям Африки, пескам Сахары, горам Абиссинии. Добровольцем он уходит на фронт в первую мировую войну, где за храбрость был удостоен награды: двух Георгиевских крестов.
Н.С.Гумилёв читает стихотворение « Только змеи сбрасывают кожи…»
В.Иванов: Это жена Гумилёва Анна Ахматова. Она тоже пишет. Непонятно, почему Гумилёв так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе. Он смотрит на её стихи как на причуду «жены поэта». И причуда эта ему не по вкусу.
В.Иванов: Анна Андреевна, вы прочтёте?
А.Ахматова: Я прочту.
Выходит на середину зала.
А.Ахматова: Я прочту.
А.Ахматова читает стихотворение « Песня последней встречи»
В.Иванов ( подходит к Ахматовой, целует ей руку): Анна Андреевна, поздравляю Вас. Это стихотворение – событие в русской литературе.
Н.С.Гумилёв: Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прелестно вышивает.
А.Ахматова читает «Он любил три вещи на свете»
Гумилёв предлагает Ахматовой присесть, читает «Жирафа»
Ахматова читает «Ты пришёл меня утешить, милый»
В №1: « Книга женской души» - так говорят о стихотворениях А.Ахматовой. Давайте ещё раз раскроем эту книгу.
Стихотворение «Было жарко от жгучего света…»
Стихотворение « Сжала руки под тёмной вуалью»
В №1: Анну Ахматову называли "Сафо ХХ столетия". Могучие страсти, бушующие в сжатых ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью.
Звучит песня «Был он ревнивым, тревожным и нежным»
В.Иванов: Там, за угловым столиком сидит Марина Цветаева, юная, двадцатилетняя, на взлете таланта и красоты ( светлые пышные волосы (так мечтала в детстве, чтобы вились!), прозрачные зеленые глаза, серебряные кольца на длинных пальцах)
М.Цветаева : Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Моя главная способность – способность любить, вернее, невозможность не любить. Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил. Хочу помочь, пожалеть, что он пугается – или того, что я его люблю, или того, что он меня полюбит…
«Солнце моё»
В. Иванов : В стихах Марины Цветаевой мы найдем склонность к перевоплощению, ее лирические героини предстают перед нами в самых разных, часто необычных ликах.
Чтец «Бабушке»
Чтец «Генералам 12 года» с фотографией
В. Иванов: У неё были романы, но больше в письмах. Она просто не могла жить, не заполняя душу кумирами и восхищением. Со своими кумирами, которым она писала потрясающие по интимной откровенности письма, она практически не встречалась.
Звучит песня А. Пугачевой "Мне нравится" (Слова М. Цветаевой)
Цветаева : Не верю стихам, которые льются, рвутся – да!
Чтец « Расстоянье. Вёрсты. Мили…»
Чтец « Никто ничего не отнял…»
Чтец « Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес»
Цветаева: Летят они, - написанные наспех,
Тяжелые от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
Видеозапись «Уж сколько их упало в эту бездну»
Выходят футуристы : В.Маяковский, В. Хлебников, И.Северянин
Маяковский: Сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского, Толстого!
И.Северянин: Только мы – лицо нашего времени!
В.Хлебников: Мы дали образец иного звука ! « О, рассмейтесь, смехачи!»
В №1: Велимир Хлебников предпринимает попытку создать новый язык, поэзия для него –лаборатория слова, сам поэт – экспериментатор, открывающий законы слова и буквы.
В.Хлебников : Слово особенно звучит, когда через него просвечивает иной, «второй смысл».
«Когда умирают травы – сохнут…»
Из только что написанного ( достаёт смятый листок из наволочки) … Когда мы легки, мы летим. Когда с людьми мы, люди легки,- Любим, Любимые – людимы.
В.Маяковский: Эй, вы, небо, снимите шляпу! Я иду – глухо! Вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо! "Я - нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие. Я - циник, от одного взгляда которого на платье оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно с десертную тарелку. Я - извозчик, которого стоит впустить в гостиную, - и воздух, как тяжелыми топорами, занавесят словища этой малоприспособленной к салонной диалектике профессии. Я - рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя".
Читает стихотворение « А вы могли бы?»
Звучит стих-е "Нате!"
HATE!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без
калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
Чтец читает «Послушайте!»
Выходит И.Северянин: Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утвержден.
Позовите меня, - я прочту вам себя,
Я прочту вам себя, как никто не прочтет.
Как никто не прочтет, даже нежно любя,
Даже жарко любя… Ни при чем тут почет!
***
Рескрипт короля
Отныне плащ мой фиолетов,.
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Меня не любят корифеи -
Им неудобен мой талант:
Им изменили лесофеи
И больше не плетут гирлянд.
Лишь мне восторг и поклоненье
И славы пряный фимиам
Моим - любовь и песнопенья!-
Недосягаемым стихам.
Я так велик и так уверен
В себе, настолько убежден,
Что всех прошу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.
В душе - порывистых приветов
Неисчислимое число.
Я избран королем поэтов -
Да будет подданным светло!
В №1: Характер поэзии Северянина своеобразен, может быть даже не похож на стихи других поэтов его направления. И все же ему был присущ футуристический эпатаж, склонность к неологизмам, бесспорный дух новаторства. В свое время Игорь Северянин был чрезвычайно популярен. Толпы слушателей упивались его "поэзами".
ЧТЕЦ: Увертюра
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!
В.Иванов: На его поэзоконцерты избалованная публика начала века, как столичная, так и провинциальная, "валом валила". Его книги расходились невиданными для тех лет тиражами! Несмотря на то, что к концу 1916 года даже в Петербурге, при невероятной дороговизне, исчезли из открытой продажи не только продукты питания, но и предметы длительного пользования… А сборники Северянина, в том числе и парчовые, на александрийской бумаге, продолжали раскупаться.
Чтец:
Мороженое из сирени
- Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции 10 копеек, 4 копейки буше.
Сударышни, судари, надо ли? не дорого - можно без прений…
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!
Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…
Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?
Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,
На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!
Сирень - сладострастья эмблема.
В лилово-изнеженном крене
Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок…
Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-богу, похвалишь, дружок!
Звучит романс А. Вертинского " Танго Магнолия" (Слова И. Северянина)
В №1: Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. В двадцатые годы продолжалась еще инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Серебряный век эмигрировал - в Берлин, Константинополь, Прагу, Софию, Белград, Гельсингфорс, Рим, Харбин, Париж.… Но возродиться он не мог - ренессанс нуждается в национальной почве и в воздухе свободы. Художники-эмигранты лишились родной почвы, оставшиеся в России лишились воздуха свободы.
Презентация «Серебряный век в портретах»
Герои выходят по одному, выдержав паузу, оставляют вещь-символ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер "Природа в поэзии Серебряного века"
Материал можно использовать как для литературного вечера, выбрав из подборки стихотворений самые понравившиеся, можно использовать и как конкурс чтецов. Тема сложная, но интересная....
Сценарий литературного вечера "Роберт Рождественский и его "строфы века"
Сценарий литературного вечера посвящен жизни и творчеству Р.И.Рождественского. Особое внимание уделяется Рождественскому как поэту-песеннику....
Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."
Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО ...
Методическая разработка литературного вечера на тему: "Поэзия Серебряного века"
Методическая разработка срдержит рекомендации к проведению вечера, сценарий проведения и подборку стихотворений поэтов Серебряного века....
Литературный вечер "Поэзия "серебряного века"
Литературный вечер "Серебряный век" русской поэзии...
ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"
ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"...
Литературный вечер, посвященный поэзии серебряного века
Материал предназначен для проведения литературного вечера, посвященного поэзии Серебряного века...