План-конспект урока по русской литературе ХIХ века 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, дифференцировать в их сознании понятия "идейное содержание" и "идейное звучание" произведения, освоить технологию литературной дискуссии, приемы сравнительного, контекстуального и ассоциативного анализа художественных произведений. На примере таких произведений, как повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», повесть Н.В.Гоголь «Шинель», роман Достоевского «Бедные люди», рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника» показать, как менялся образ "маленького человека" в русской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образ «маленького человека» в русской литературе ХIХ в. | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русской литературе ХIХ в. (контрольная работа)
Образ «маленького человека» в русской литературе ХIХ в.
Эпиграф: Лицо его как будто дверью прищемлено...
А.П.Чехов
Цели: активизировать исследовательские, творческие навыки учеников; совершенствовать навыки анализа текста, навыки коллективной работы.
Задачи:1.Закрепление знаний основных понятий 2.Формирование навыков анализа художественного текста, сопоставительного анализа
Материалы к уроку: повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», повесть Н.В.Гоголь «Шинель», роман Достоевского «Бедные люди», рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника»
Термины: образ, «маленький человек», приложение таблица 1
Ход урока
I. Слово учителя: Тема «маленького человека» была одной из самых распространённых в русской литературе XIX века. В 1830 – 1850гг. она разрабатывалась преимущественно как повествование о бедном чиновнике, но у разных героев были разные жизненные ценности и соответственно разные мотивы поведения.
Принято считать, что основоположник этой темы – А.С.Пушкин и начинается она с образа станционного смотрителя, чиновника самого низшего четырнадцатого класса, Самсона Вырина. Это мнение сложилось в литературной критике, видимо, потому, что с Пушкина начинается эпоха качественно нового направления – русского критического реализма. Поэтому сентиментальной повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» отказано претендовать на глубокий показ социальных противоречий.
Но именно Карамзин первым попытался проникнуть в бесхитростный мир беззащитного, бесправного «маленького человека». Карамзин первым провозгласил гуманизм русской литературы как отличительное и именно ей присущее качество; разница лишь в том, что сделал он это в духе сентиментализма.
- Что же означает словосочетание «маленький человек» в литературе? Этот литературоведческий термин объединяет довольно разнородных героев.
- Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: что в них общего, а в чём отличие? -
II. Обратимся к таблице №2 Приёмы создания художественного образа человека
Посмотрим, как создают писатели образы своих героев: Самсона Вырина, Акакий Акакиевич Башмачкин, Макар Девушкин, Иван Дмитриевич Червяков.
(Здесь работу можно разделить на 4 группы или работать вместе с ребятами, каждой группе одного героя, они очень активно будут искать в тексте по таблице приёмы создания образов героев).
Приёмы создания художественного образа человека
САМСОН ВЫРИН
Внешние черты (портрет) | Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах. |
Психологический анализ | сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”. |
Характер персонажа | …люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. |
Прямая авторская характеристика | Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). |
Характеристика героя другими действующими лицами и противопоставление им | Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подъячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение, и может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. |
Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им | В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. |
Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж (интерьер) | стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. |
Изображение природы | …то случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. |
Изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж | Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе; приезжает генерал; и фельдъегерь |
Художественная деталь | …картинки, изображающие историю блудного сына. |
Наличие или отсутствие прототипа |
Такая таблица составляется на каждый образ ( я думаю, что принцип работы понятен).
III. Выводы каждой группы или обсуждение каждого художественного образа
1. Пушкин в рассказе «Станционный смотритель» изображает тяжёлую жизнь обычного станционного смотрителя «сущий мученик четырнадцатого класса», подробно описывает бедную комнату, имя персонажа появляется не сразу. Бедный человек, привыкший к крикам, унижениям и даже побоям, сохраняет при этом чувство собственного достоинства. Деньги, полученные от Минского, он бросает на землю – честь его не продаётся.
2. Гоголь в повести «Шинель» обращает внимание на социальное положение маленького человека, которое во многом определяет его характер. Как и Пушкин, Гоголь подчёркивает типичность героя: «В одном департаменте служил один чиновник». Акакий Акакиевич - титулярный советник, занимающийся переписыванием бумаг, но он не интересуется содержанием документов. Также как и Пушкин, Гоголь подчёркивает нищету, в которой живёт герой. Этот человек ограниченный, с бедным внутренним миром. Смыслом жизни для Акакия Акакиевича становится шинель, он мечтает о ней, отказывая себе во всём. Жизнь его полна унижений: на него беспричинно накричал генерал, сослуживцы насыпали ему на голову бумажки. Акакий Акакиевич принимает всё это безропотно.
3. Достоевский создал другой тип маленького человека. Его Макар Девушкин – это личность, большое внимание уделено внутреннему миру героя. Типичность Девушкина показывается с помощью изображения нищеты многих обитателей дома, где снимает квартиру наш герой. Однако Девушкин вовсе не так безропотно сносит оскорбления, как Акакий Акакиевич. Он хочет, чтобы его уважали, он чувствует важность своей работы. Читая «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя, Девушкин узнаёт себя. Размышления героя над прочитанным, над происходящим вокруг него, выводы, к которым он приходит, свидетельствуют о том, что он является личностью. Конечно, эта личность не может полностью развиться в таких условиях, неслучайно Девушкин сетует на недостаток образования.
4. Иван Дмитриевич Червяков в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» занимает одно из низших мест в социальной иерархии – экзекутор, то есть чиновник, ведавший хозяйственными делами и надзором за внешним порядком в канцелярии. Психология и поведение соответствуют данному типу(«маленький человек»): его забитость и приниженность доведены до абсурда. В нём слишком глубоко чувство вины и страха перед генералом, перед необходимостью извиниться. Червякова никто не обижал и не оскорблял - он сам выдумал, что генерал затаил на него злобу.
- Чем заканчиваются произведения о «маленьком человеке»?
(Обычно рассказы о «маленьком человеке» заканчивались драматически, а то и трагически.
1. От тоски и неизвестности из-за судьбы дочери спивается и умирает Самсон Вырин («Станционный смотритель»).
2. Из-за украденной шинели заболевает и умирает Башмачкин «Шинель».
3. Одиноким остаётся Макар Девушкин, Варя уезжает с Быковым.
4. Червяков умирает.
VI.Подведение итогов
Вспомним вопросы, которые были заданы в начале урока.
- Что же означает словосочетание «маленький человек» в литературе?.
- Что в них общего, а в чём отличие? -
- В чём разница в создании образа «маленького человека» или он не изменился?
Слово учителя: Общее в них следующее:
1. Все они занимают одно из низших мест в социальной иерархии.
2.Это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединённую с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.
3. «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному лицу», а развитие сюжета строится главным образом как история какой-либо обиды, оскорбления, несчастья.
Писатели по-разному подходили к изображению маленького человека, но каждый из них пытался вызвать сочувствие читателя к нему. А в творчестве Чехова маленький человек показан иначе: он нередко сам виноват в том, что его унижают, и поэтому вызывает у читателя презрение.
Приложение
Таблица1
Приёмы создания художественного образа человека
Внешние черты (портрет) | Лицо, фигура, костюм; портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу |
Психологический анализ | Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое место имеет изображение «диалектики души», т.е.движения внутренней жизни героя |
Характер персонажа | Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств, в его речи |
Прямая авторская характеристика | Она может быть непосредственной или опосредованной (например, иронической) |
Характеристика героя другими действующими лицами и противопоставление им | |
Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им | |
Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж (интерьер) | |
Изображение природы | Помогает лучше понять мысли и чувства персонажа |
Изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж | |
Художественная деталь | Описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы |
Наличие или отсутствие прототипа |
Список использованной литературы:
1. Беленький Г.И. Литература. 9класс: учебник для общеобразоват. Учреждений:2ч./ под ред. Г.И.Беленького. – М.:Мнемозина, 2009. – 368с
2.Т.К.Елисеева. Вечная тема «маленького человека».// литература в школе, №1, 2008
2. Исакова И.. Литературное произведение: теория и практика анализа// русский язык и литература для школьников, 2008
4.Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000. – 224 с.
3.Толоконникова И.О рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника»//русский язык и литература для школьников,2008
Приёмы создания художественного образа человека
Внешние черты (портрет) | |
Психологический анализ | |
Характер персонажа | |
Прямая авторская характеристика | |
Характеристика героя другими действующими лицами и противопоставление им | |
Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им | |
Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж (интерьер) | |
Изображение природы | |
Изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж | |
Художественная деталь | |
Наличие или отсутствие прототипа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...
План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".
Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Неполные предложения»
Урок изучения нового материала с использованием личностно-ориентированного обучения на тему "Неполные предложения" с обобщением видов односоставных предложений....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"
Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, вып...
- Мне нравится (1)