Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Слесарева Елена Михайловна

Урок с использованием дифференцированного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_7_klass.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 7 классе  (по ФГОС)
 Тема: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»)
 Цель урока:

1. Посредством анализа рассказа осмыслить и попробовать разобраться в человеческих поступках
2. Развитие устной и письменной речи через диалог;
3. Развитие творческих способностей;
4. Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.  
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод произведения,  определять его роль во всей структуре; уметь составлять литературные портреты героев.
Метапредметные результаты: понять, что хотел сказать автор читателю и выявить  идею,  которая заложена в этом произведении 
Личностные результаты: найти свой смысл в этом рассказе и учиться проводить рефлексию.    
Тип урока: урок открытий новых знаний.
Ход урока:
1.Оргмомент.
 Начнем наш урок с высказываний мыслителей, писателей и философов. На столе у каждой группы есть высказывание. Прочитайте его и подумайте, о чём в нем идет речь? Какую мысль нам хотели донести?
2. Работа в группах:
1группа: Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её. Джек Лондон.
2 группа: Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Артур Шопенгауэр.
3 группа: Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Антуан де Сент-Экзюпери.
4 группа: Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими.
Антуан де Сент Экзюпери.
Итак,  какие проблемы вы можете сформулировать?

( проблема взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства)

- Вы абсолютно правы. Но самой главной, наверное, является проблема ответственности человека за судьбу братьев наших меньших

К проблеме « Человек и животные» обращались многие русские писатели. Вспомните произведения, которые повествуют о собаках.

( А. П. Чехов « Каштанка»,  И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский  « Белый Бим Чёрное ухо» ).

–  Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)
3. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами не только будем анализировать произведение Л.Андреева о верном друге человека –собаке, давать оценку поступкам персонажей, выявлять тематику и проблематику рассказа, но и попытаемся принять живое участие в этой непростой истории, попробуем повлиять на ход событий, изменить ситуацию, в которой оказалась героиня произведения – то есть, переработать рассказ.

Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака»  писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

На уроке мы будем с вами употреблять слова: милосердие, сочувствие, сострадание, гуманность, ответственность. Что они означают?

4. Словарная работа. (слайд)

Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.

Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.

5. Анализ рассказа.

– Что мы узнаем о жизни собаки из первой главы рассказа?Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые?(Зачитываем из текста).

Собака была бездомной, одинокой: она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени. Жизнь ее была безрадостна: «от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, когда … она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». В одиночестве собака копила страх и злобу.

- Почему писатель не даёт ей никакой клички, а называет её она? (Автор подчёркивает безличие собаки, её ненужность.)

 – С каких пор собака перестала «доверять людям»?     

Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»

 -Какое основное чувство владело собакой в этот период жизни? ( Злоба)

- Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны? ( На дачу, где жила Кусака, приехали дачники.)

- Как изменилась собака с приездом дачников? Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но не только. У нее появилось имя, она обрела смысл жизни: Кусака «принадлежала людям и могла им служить». Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки».

-Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? ( Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья).

– Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

   Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»

– Как воспринимали дачники Кусаку?

На даче Кусаку воспринимали как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумывались над истинными чувствами собаки. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».

-Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой? ( Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. « Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку.)

-В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище  не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? ( Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней, но в то же время гордой и независимой).

- Найдите в тексте фрагмент, соответствующий тому, что вы видите на экране.

4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой троп использовал автор и с какой целью? ( Это метафора и олицетворение. Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой).

Что произошло в 4 части рассказа?

– Почему дачники не взяли с собой в город собаку?( Зачитать диалог из рассказа)

Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остались безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки. «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя», – приводила свои аргументы мама Лели. Да и непрестижно держать дворовую собаку в городе: «…предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит».

– Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом?

Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.

 – Зачем Андреев вставляет в рассказ  эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

Работа над пятой частью рассказа.

- Как теперь выглядит собак? (Промокшая, грязная)

- Как она ведёт себя?

- Как природа усугубляет состояние собаки?

- Почему собака выла?

Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась  и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.

-Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? ( « Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение  этого  глагола?

  ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.

«Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.

 – Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)

 – Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)

– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Скорее всего, нет.

- Какую роль в передаче настроения собаки играет описание природы?

(Когда Кусака одинока – в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. Зачитать отрывки: «Наступила весна…гл. 2; «Поднялся часты дождь…» гл. 5)

– Какова тема произведения?

Тема взаимоотношений человека и животного. Тема добра, милосердия и сострадания.

– Какую проблему поднимает автор рассказа?

Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.

Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.

6. Творческая работа в группах. (Приложение 2)

– Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?

– Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?

– Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?

Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.

Итак, начнем работу.

– Скажите, что хочется изменить в рассказе, прежде всего?

Конечно, финал произведения.

Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном случае – Лелю и ее маму.

А может, включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять на решение мамы?

Первая группа

Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и обыграйте его.

Вторая группа

Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации. Обыграйте новый финал рассказа.

Третья группа

Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.
- Объясните смысл выражения «Всей собачьей душою расцвела Кусака»? (зачитать отрывок: «длинная шерсть стала лосниться, как атлас»).
- Осталось ли в ней что-то от прежней Кусаки? (нет, теперь у нее появилось имя, она изменилась и внешне)
Что самое печальное в этом рассказе, на ваш взгляд?
Вывод: Приговор собаке вынесен только потому, что она не породистая, а простая дворняжка. Догаевский породистый щенок «уже служит», - читаем мы, а Кусака разве не служит? Вспомните, как преданно она охраняет хозяев, зная, что «люди спали, были беспомощны … и собака ревниво сторожила их».
1).Как вы оцениваете такой поступок дачников, временных хозяев Кусаки, ведь именно благодаря им собака стала той самой Кусакой, которую все полюбили, зауважали? (Это предательство по отношению к ней, жестоко. Кусака никогда не предаст, какими бы солидными ни были её хозяева, богатыми или бедными, она просто будет им верно, бескорыстно служить, а порода для неё ничего не значит. А дачники, «очень добрые люди», предали Кусаку, причинив ей ещё большую боль, чем раньше, когда мы читали о ней в начале рассказа)
Почему? ( Потому что люди её приручили, а затем бросили на произвол судьбы. Конечно, это очень жестоко. Кусака не заслужила такого к себе отношения. Люди, наверное, думали, что приютили бездомную собаку, сделали доброе дело, помогли ей).

2).Как меняется пейзаж в конце 4 главы? Какую параллель можно провести между описанием природы и настроением Кусаки? Найдите соответствующие цвета, глаголы, наречия и прилагательные, передающие грустное настроение собаки. (В описании природы теперь преобладают мрачные тона: серые, тёмные. Олицетворения: «мрак заполнил пустую дачу, бесшумно выползал он из кустов, свет долго боролся с тьмою, стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь»).
3).Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? («Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет).  Подведём итоги.
В конце 4 главы появляется образ деревенского дурачка Илюши. Значение имени Илья – верующий. Во что он верит? Как и Кусака, в доброту людей.
Какова роль этого персонажа? (Люди дразнят Илюшу, зло над ним насмехаются, хохочут, согласны дать ему копеечку, если Илюша им дрова наколет. Люди одинаково равнодушны и к себе подобным. Что уж говорить о собаке. Кто прежде всего нуждается в милосердии? На Руси всегда призывали проявлять милосердие к нищим, юродивым, бездомным, немощным. Но человеческое равнодушие бывает порой сильнее милосердия, от которого одинаково пострадали и дурачок Илюша, и Кусака.)
Вопрос к классу: А вы помогаете нуждающимся, проявляете милосердие к старикам, бездомным, братьям нашим меньшим? 
Рассказ Л. Андреева вызывает сочувствие и сострадание к «братьям нашим меньшим» и в то же время учит ответственному отношению к тем, кого мы приручили. Он помогает нам посмотреть на свои поступки со стороны. Писатель осуждает черствость, жестокость, безразличие ко всему живому, необременительную доброту. История Кусаки взывает: «Люди, будьте милосерднее, добрее, не жалейте своего сердца, тепла одиноким и страдающим». 
Рефлексия
Прием «Закончи предложение» (устное интервью)
- О чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку - собачку, и каждый высказывает своё мнение). 
-- Я понял…
-- Я верю…
--Я подумал…
--Я узнал…
Домашнее задание
Индивидуально: 1) дописать свой финал рассказа; 2) написать письмо Лёле 3) Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе "Лирика Б.Л. Пастернака " 11 класс

В этом материале затронуты темы лирики поэта, дан анализ стихов, показана связь лирики Пастернака  с русской и зарубежной музыкой....

Конспект урока по литературе "Песнь о вещем Олеге", 6 класс

Формирование навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания. Учащиеся учатся делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать  свою...

Конспект урока по литературе УМК В.Я.Коровина 5 класс на тему "Пословицы и поговорки".

Урок литературы в 5 классе по теме "Пословицы и поговорки", построен в виде конкурсной программы....

Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."

Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа...

Конспект урока по литературе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"

Личностно-ориентированный урок литературы "Зорко одно лишь сердце" по рассказу Б.Екимова...