Парковый урок «Прогулка по литературному Суздалю»
материал по литературе (8 класс) на тему
Внеклассное занятие по литературе в рамках кружка "Литературное краеведение" знакомит обучающихся с объектами города, связанными с именем поэта - мариниста А.А. Лебедева, уроженца г. Суздаль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parkovyy_urok_1.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Владимирская область
Суздальский район
МБОУ «Гавриловская средняя общеобразовательная школа»
Парковый урок
«Прогулка по литературному Суздалю»
(знакомство с объектами города, связанными с именем
поэта – мариниста А.А. Лебедева, уроженца г. Суздаля).
Внеклассное занятие по литературе
в рамках кружка «Литературное краеведение»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Борисова Марина Анатольевна
2017
Содержание
Глава 1. Введение. Организация краеведческой работы в школе.
Глава 2. Технологическая карта внеклассного занятия по литературному краеведению (парковый урок).
Ресурсы: сборники стихов А. А. Лебедева, биографические данные о поэте, маршрутные листы.
Введение
Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Если человек не любит старые дома, старые улицы – значит, у него нет любви к родному городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – значит, он равнодушен к своей стране».
Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе. Они вырастают на родной почве.
Сегодня на уроках литературы и во внеклассной работе мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, воспитание патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Она помогает познать край, а край, в свою очередь, – познать литературу и тех, кто создает ее.
Краеведческая работа расширяет кругозор школьников, знакомит их с писателями своего края, вызывает гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.
Краеведение тесно связано с преподаванием литературы, русского языка, с туризмом, очными или заочными экскурсиями, походами по родному краю.
Цели и задачи литературного краеведения:
• воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа;
• развивать культуру чтения школьников;
• развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;
• способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся;
• формировать навыки исследовательской деятельности;
• развивать речевую культуру школьников;
• учить понимать и чувствовать образный язык произведений родного края;
• формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание…
Педагогическая значимость краеведческой деятельности велика, так как использование ее материалов позволяет учителю сделать свои занятия более живыми, конкретно-наглядными, содержательными, а это открывает новые возможности для творческой, исследовательской работы учителя и учащихся.
По словам Д. С. Лихачёва, «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».
Технологическая карта паркового урока (экскурсия)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | |||
Организационный момент (настрой на занятие) – 1 мин. | Проверяет наличие детей и готовность их к занятию |
Докладывают о полной своей готовности к занятию, настраиваются на быстрое подключение в деловой ритм | Знание норм поведения | Самоорганизация к внеклассной деятельности | Планирование сотрудничества с учителем и участниками экскурсии | Произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Мотивационный этап и целеполагание – 2 мин. | Сегодня мы будем говорить о нашей родной Суздальской земле, где нам посчастливилось жить, и о человеке, который также родился и жил когда – то рядом с нами, прославил наш край своим творчеством, самоотверженной службой в Военно – Морском флоте… Любовь к малой родине и будет связующей нитью времён. Кому мы посвятим это занятие? Чье имя тесно связано с внешкольной вашей деятельностью? | Кружковцы высказывают предположения, что разговор пойдет о поэте – маринисте А.А. Лебедеве- уроженце г. Суздаль, т.к. свою короткую жизнь он посвятил военно – морской службе, а они (школьники) являются членами школьного детского объединения «Алые паруса». | Умение соотнести личную общественную деятельность с жизнью и деятельностью известных людей своего края | Понимание и принятие школьниками учебной задачи, поставленной учителем | Определение цели, функций участников | Выдвижение гипотез и их обоснование |
Создание ситуации – проблемы на этапе постановки учебной задачи - 4 мин.
| Учитель предлагает школьникам изучить маршрутный лист и определить места расположения объектов, связанных с именем поэта (дом, где родился А. Лебедев, памятник), с опорой на имеющиеся географические знания; определить основные задачи занятия | Высказывает предположения, совместно с учителем определяют задачи занятия | Создание проблемной ситуации; обеспечение средствами решения поставленной задачи | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Управление поведением , действиями партнеров на основе совместной деятельности, направленной на общий результат. | Использование при решении учебной задачи межпредметных знаний |
Создание ситуации – поиска на этапе открытия нового – 5 мин | Учитель сообщает детям, что город Суздаль является «колыбелью» Алексея Лебедева и направляет их к месту расположения дома, где родился и до 1919 года жил поэт. | Школьники находят по маршрутному листу дом, изучают мемориальную доску, установленную на стене дома; надпись на которой свидетельствует о том, что в этом доме, действительно, родился и жил некоторое время А. Лебедев. Подготовленный ученик читает стихотворение А. Лебедева «Я хочу не говорить о водах». | Проявление чувства патриотизма и гордости за свою малую родину | Умение действовать по плану, умение учитывать выделенные учителем ориентиры | Умение договариваться, находить общее решение | Распознавание объектов, выделение существенных признаков |
Этап открытия нового – 10 мин. | Учитель предоставляет слово председателю Суздальского Районного Отделения ВОО ВООПИИК Зайковой А.С. Предлагает сфотографироваться на память на фоне дома. | Школьники слушают биографические сведения о семье Лебедевых в период жизни в г. Суздале | Знание и применение основных моральных норм при выступлении оратора | Умение удерживать информацию | Способность сохранять уважительное отношение к выступающему | Развитие широких познавательных интересов,любознательности |
Создание ситуации – поиска на этапе открытия нового – 15 мин | Учитель говорит школьникам о том, что в память об А. Лебедеве по инициативе администрации г. Суздаль и его жителей в городе построен бронзовый памятник и предлагает направиться к его месторасположению
Предлагает сфотографироваться на память на фоне памятника | Школьники по маршрутному листу находят памятник А. Лебедеву. Заранее подготовленные юные экскурсоводы школьного краеведческого музея рассказывают об истории создания памятника и его содержании. Подготовленный ученик читает стихотворение Н. Гульнева «Алексею Лебедеву». | Проявление чувства патриотизма и гордости за свою малую родину | Умение действовать по плану, умение учитывать выделенные учителем ориентиры | Умение договариваться, находить общее решение | Распознавание объектов, выделение существенных признаков |
Подведение итогов.- 2 мин | Подводит итоги занятия, предлагает оценить уровень заинтересованности в получении новой информации. | Оценивают уровень заинтересованности в полученной информации; выполняя задание- самоанализ | Способность адекватно оценивать свой уровень участия в запланированной деятельности | Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. | Умение не просто высказывать, но и аргументировать свои ответы | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Оценка учителя Рефлексия – 2 мин. | Оценивает поведение, внимательность, активность школьников. | Осуществление рефлексии: что получилось, что не удалось. | Умение адекватно воспринимать оценки деятельности | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения | Умение с помощью вопросов выяснить недостающую информацию | Умение сравнивать цель и результат |
Домашнее задание -4 мин. | К следующему занятию подготовить выразительное чтение одного (понравившегося) стихотворения А. Лебедева; подготовить презентацию о жизни и творчестве поэта. | Выбирают задания по интересам, по способностям. Задают уточнительные вопросы по домашнему заданию. | Формирование самостоятельности в выборе уровня задания, оценивания своих знаний. | Умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки | Способность брать на себя инициативу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Скиппинг - как этап в проекте "Парковый урок"
Задачи в проекте:- способствовать повышению эмоционального состояния учащихся- активизировать внимание учащихся на результатах учебного трудаЕще П.Ф. Лесгафтписал, что физическая культура положи...
Новые возможности "паркового" урока
Сегодня технология "паркового" урока дает возможность соединять природную среду парка с информационной средой, что позволяет сделать шаг в сторону мобильного обучения....
Методическая разработка урока "Прогулка по литературному Прихоперью"
Перед современной школой стоит трудная задача - воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь...
Конспект урока "Прогулка по литературному Прихоперью"
Исследовательский проект...
Презентация "Парковый урок"
Презентация "Парковый урок" рассказывает об этапах проведения паркового урока. Приведены примеры заданий....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПАРКОВОГО УРОКА по теме «Посадка сеянцев сосны».
Парковый урок является примером использования модели "Образование вне классной комнаты", направленной на практическое использование знаний, полученных учащимися во время обучения, в повседне...
«Парковый урок – как средство экологического воспитания школьников в условиях формирования ФГОС».
В данной разработке предлагается вариант проведения занятия в условичх парка - "вне стен класса"...