Конспект урока "Прогулка по литературному Прихоперью"
план-конспект урока по литературе (5, 6, 7 класс) по теме

Латышова Елена Ивановна

Исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_progulka_po_literaturnomu_prihoperyu.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Ивановна Латышова,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Каменка – Садовская ООШ»

Конспект урока

«Прогулка по литературному Прихоперью»

Исследовательский проект


Содержание

Введение

Глава 1. Организация краеведческой работы в школе

Глава 2. Исследовательский проект « Прогулка по литературному Прихоперью»

                                                     

Глава 3.  Конспект урока-экскурсии в старших классах с использованием краеведческого материала и методические комментарии к нему       

Заключение

Список использованной  литературы

Введение

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «Если человек не любит старые дома, старые улицы – значит, у него нет любви к родному городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – значит, он равнодушен к своей стране».

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.

Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе. Они вырастают на родной почве.

Сегодня на уроках литературы и во внеклассной работе мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. 

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, фольклор, прошлое и современную жизнь. Многие были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна. У каждого из нас есть еще свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, село, деревня, где мы родились – и они несравнимы ни с чем. Это наш порог жизни, наша малая родина.

Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, воспитание патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Она помогает познать край, а край, в свою очередь, – познать литературу и тех, кто создает ее.

Краеведческая работа расширяет кругозор школьников, знакомит их с писателями Воронежского края, вызывает гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.

Краеведение тесно связано с преподаванием литературы, русского языка, с туризмом, очными или заочными экскурсиями, походами по родному краю.

Цели и задачи литературного краеведения:

  • воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа;
  • развивать культуру чтения школьников;
  • развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;
  • способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать речевую культуру школьников;
  • учить понимать и чувствовать образный язык произведений родного края;
  • формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание…

Педагогическая значимость краеведческой деятельности велика, так как использование ее материалов позволяет учителю сделать свои занятия более живыми, конкретно-наглядными, содержательными, а это открывает новые возможности для творческой, исследовательской работы учителя и учащихся.

Глава 1. Организация краеведческой работы в школе

На протяжении нескольких лет я  занимаюсь  литературным краеведением в школе. Сначала это были литературные краеведческие кружки, потом час из регионального компонента.

         Так, например, мы создали свою эмблему, отражающую наше обращение к литературному краеведению.

У нас всегда чёткое распределение обязанностей на целый учебный год:

– Председатель Совета краеведов.
– Заместитель председателя Совета краеведов.
– Руководитель лекторской группы.
– Редактор «Литературной газеты» (оформления заметок, стендов…)
– Экскурсоводы.
– Корреспонденты.
– Художники-оформители.

При такой организации учителю легче заинтересовать школьников.

Основными направлениями в моей работе на сегодняшний день является использование краеведческого материала на уроках литературы, а именно: на уроках внеклассного чтения и во внеурочной деятельности.

Литературное краеведение позволяет школьникам ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Лучшее средство вступить в мир народной культуры своей малой родины – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Поэтому мы сначала обращаемся к фольклору, потом к литературе различных веков, обязательно останавливаемся на литературе Воронежского края с прошлых времён до настоящего времени.       

Формы и методы работы учителя и учеников разнообразны:

– Участие в районных и областных конкурсах.
– Работа с архивными материалами.
– Проведение вечеров, утренников, поэтических часов.
– Выпуск газет, оформление стендов, альбомов…
– Подготовка презентаций.

– Выступления на различные темы.
– Фотосъёмка.
– Использование текстов краеведческого материала при подготовке к экзаменам и мн. др.

Глава 2. Исследовательский проект « Прогулка по литературному Прихоперью».

                                                     

Исследовательская деятельность по теме «Прогулка по литературному Прихоперью» - это специальная учебная работа по овладению методами научного познания. Она связана с решением учащимися 10 класса творческой, исследовательской задачи, с активизацией личностной позиции ребенка в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющимися новыми и личностно значимыми для конкретного ученика.

             Деятельность десятиклассников по данной теме носит проблемный характер, что является обязательным условием развития самостоятельного и критического мышления. Изменяется и позиция учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, поисковой и исследовательской деятельности своих учеников, помогает в формулировке проблемы проекта с учетом интересов и возрастных особенностей ученика, планирует этапы работы, помогает распределять задания для каждого участника проекта, проводит консультации, организовывает промежуточные обсуждения полученных данных в группах на уроках или на занятиях в кружке  «Краевед»,  развивает навыки рефлексии, воспитывает терпимость друг к другу, умение общаться в процессе коллективной деятельности.

              Работа над  проектом проводится  с правом самостоятельного выбора, чем будет заниматься ученик,  в какую, поисковую, исследовательскую, информационную группу он войдет, как, индивидуально, в паре или команде, он будет работать, каким будет отчет о проделанной работе, где будет задокументирован результат труда. Это повышает активность детей, способствует возрастанию их интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, учащиеся получают  удовлетворение, видя продукт своего собственного труда.

             Развиваются у детей интеллектуальные умения в учебной деятельности, организованной по методу проектов, аналитическое, ассоциативное и логической мышление.

              Эта технология позволяет актуализировать важнейшие речевые умения, включать учеников во все виды речевой деятельности, совершенствовать навыки оформления  интервью,  сообщений,  рассказов,  докладов,  рефератов  и т. п.

             Учебно-исследовательский проект « Прогулка по литературному Прихоперью» – это самостоятельная поисковая и  исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость, хорошо осознаваемую и преподавателем литературы,  и учеником.

            Данный проект решил важную задачу, требующую не только интегрированных знаний, но, прежде всего, исследовательского поиска для ее решения. Работа над проектом, исследовательский поиск дали хороший результат:

  • собран богатый  краеведческий материал для школьного  кружка « Краевед»
  • подготовлена экскурсия по теме « Прогулка по литературному Прихоперью »
  • проводятся заочные и очные путешествие по маршруту «Моя родина – Россия» по Новохоперскому краю.

Задача.        

Знакомство с  талантами нашего  края.

Проблема.

Почему нужно изучать наследие родного края?

Источники информации.

Публикации и статьи районной газеты прошлых лет и нынешних «Вести».

Интервью.

Результаты.

Материалы экскурсии  « Прогулка по литературному Прихоперью».

Стенд-экспозиция « Поэты и писатели нашего края».

Презентация.

Выступление перед учащимися, родителями и гостями школы.

Глава 3. Конспект урока-экскурсии в старших классах с использованием краеведческого материала и методические комментарии к нему

Тема: Урок – экскурсия « Прогулка по литературному Прихоперью»

Цели:           

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтов и  писателей  Прихоперья.

2. Способствовать развитию творческого мышления,  исследовательских навыков, самостоятельности.

3. Воспитывать чувство нравственности и патриотизма.

 

Тип урока: заочная экскурсия.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:    выставка книг поэтов и писателей Новохоперского края, фотовыставка «Мой край родной», видеоматериалы презентации.

Методика проведения урока.


   Урок проводится в виде заочной экскурсии с демонстрацией видеоматериалов презентации урока, с привлечением учащихся ( заранее разбиты на группы),делающих небольшие сообщения по отдельным разделам.

План урока

     Этот урок мы проведём не так, как обычно. Для изучения творчества  местных талантов нам нужно создать три  группы. Назовём их исследовательскими группами, причём в каждой из них должны быть специалисты для более полного изучения творчества и личности поэтов и писателей. Для этого в группах распределим следующие роли: 1- биограф , 2 – чтец, 3 –живописец.

   Четвертая группа – это группа экспертов. У них самая сложная задача: оценить ответы, анализировать их. Ответы оцениваются по пятибалльной системе. Дополнительные очки могут присуждаться за оригинальность решения задачи, за творчество и т. д.

   Первое задание – биографам. Первое слово предоставляется знатокам биографий.

   Задание учащимся: рассказать о жизни и творчестве поэтов и писателей. (Экспертная группа оценивает ответы биографов).

   Второе задание – чтецам. Им следует  выразительно прочитать  понравившиеся стихотворения. ( Эксперты оценивают чтение стихотворений).

   Третье задание – живописцам, которые создают цветовой рисунок-впечатление от прослушанного стихотворения. ( Эксперты оценивают творческую работу  живописцев).

   Итог урока.

   Экспертная группа подводит общие итоги. Учащиеся группы, набравшей наибольшее количество баллов, получают оценку «5». Учащиеся другой группы оцениваются в зависимости от ответа.

   Домашнее задание: выучить  стихотворение наизусть (по выбору).

Ход урока.

1. Оргмомент.                         

2. Вступительное слово учителя.

Трудно представить человека, который оставался бы равнодушен к прошлому своего края, местной культурной жизни. История родной земли связана прочными, кровными нитями с сегодняшним днём, с насущными проблемами современности. В нашем представлении образ Родины и края, где мы выросли и живём, зачастую сливается в единый  и неделимый облик – в малом нам видится большое.

Дорогие ребята! Сегодня нашу литературно-краеведческую экскурсию мы посвящаем культурному наследию Прихоперья. Изучение культурного наследия родного края, в том числе и поэзии, - это путь к породнению с ним: это такая же необходимость, как семейные альбомы и предания. Живые письмена времён на самые долгие годы сохраняются именно в литературе. Наш чернозёмный край особый. Это край, где образовался богатейший русский язык и откуда вышли величайшие писатели и поэты.      Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе. Они вырастают на народной почве. И сегодня мы будем говорить не только о поэзии, но и о нашей родной земле, и о нас самих, и о людях, которые живут рядом с нами. Любовь к малой Родине и будет связующей нитью времён.

Тема нашей встречи: «Прогулка по литературному Прихоперью». Мы познакомимся с биографией поэтов и писателей Новохоперского края, почитаем их стихотворения, отрывки из прозы, понаблюдаем за тем, что же объединяет их.

Наш край всегда отличался щедрым разнообразием талантов, в первую очередь литературных. Имена прозаика Натальи Моловцевой, поэта и прозаика Григория Анчукова, поэтов Николая Копытина и Светланы Руденченко хорошо известны жителям Новохоперского района – их публикации периодически появляются на страницах районной газеты «Вести», печатаются в различных газетах и журналах. Произведения этих авторов были опубликованы в сборнике местных поэтов «Что мне пророчит новая строка?» О них сегодня и пойдёт речь.  

Сейчас  ребята познакомят нас с творчеством поэтов нашей малой родины.

Слово биографам.

1 ученик

Николай Яковлевич Копытин. Кто его не знает в городе и районе? Все знают! Потому что хоть раз в жизни, а фотографировались у этого человека. Но не всем, наверное, известно о том, что созданием только наших портретов профессиональное и творческое амплуа фотомастера не исчерпывается. Зайдите в наш краеведческий музей, и его директор  Григорий Алексеевич  Анчуков сообщит: колоссальное количество фотографий здесь выполнено им, Николаем Яковлевичем Копытиным. Причем – совершенно бескорыстно. И на фотографиях этих изображены не только человеческие лица ( хотя они, конечно – прежде всего), но и пейзажи родного края, достопримечательности города и района, события, в которых отражена наша с вами жизнь. Словом – сама история…

 Я побывал в гостях у Николая Яковлевича и вот что узнал:

- Николай Яковлевич, расскажите-ка сначала о себе.

- А что тут рассказывать? Родился в селе Троицком в 1935 году. Детство пришлось на войну. Отец ушел на фронт и… не вернулся. Мама одна поднимала троих детей. Не досыпала, не доедала. Да и мы, дети, начали трудиться рано. К концу войны я уже работал в колхозе плугарем. Тогда и гармошку приобрел – выменял на мешок семечек. Музыка – это такая большая радость…

- И все-таки главным вашим увлечением, даже делом всей жизни, стала фотография. Как всё это произошло?

- Иногда в Троицкое приезжали фотографы. Мать наряжала нас, во что могла, и вела фотографироваться. У меня душа замирала, когда я видел фотографическую аппаратуру: черный ящичек на треноге. Ведь это же чудо: аппарат щелкнет – и ты на снимке навсегда останешься таким, каким был в тот день.

 Приобрести свой собственный мне удалось уже в армии. Родственники, провожая на службу, надарили денег, вот на них я его и приобрел. И с тех пор с ним уже не расставался.

- Я думаю, к истории своего края вы очень  и очень неравнодушны…

- И к истории края и к истории вообще. Когда я бываю в каком-нибудь городе, я в первую очередь иду в музей. Захожу в него, как в храм – с чувством священного трепета.

- Николай Яковлевич, ну а в чем вы черпаете оптимизм?

- Неиссякаемый источник для меня – это природа. Всю жизнь было так: иду в поле, в лес, в луга – смотрю, любуюсь…

А еще очень люблю свою семью: детей, внуков, правнуков, жену. Жизнь идет…

- Свое интервью я хочу закончить одним из его стихотворений:

У меня два сына, пятеро внучат.

Есть жена и снохи,

да старушка-мать.

Вот моё богатство,

этим и горжусь,
И за эти блага Богу я молюсь:

Чтоб их миновали

голод и война,

Чтобы им светило

солнышко всегда.

Чтоб их стороною

обошла тюрьма,

И не терла плечи

тощая сума.

Чтоб здоровы были,

счастливы, добры,

 И не знали в доме

никакой беды.

Чтоб в душе и сердце

не копили зло,

 Для людей скорбящих

 делали добро.

Чтобы след оставить,

но не наследить, -

Вот с таким желаньем

надо, люди, жить.

Да, у Николая Яковлевича есть еще одно увлечение: всю жизнь он пишет стихи. Его стихи переполнены чувством любви к родному краю: его полям и перелескам, реке Савале, в которой купался с детства, его замечательным людям, на долю которых выпало так много испытаний. В ряде стихов – тревога за наше будущее, будущее каждого отдельного человека и всего человеческого сообщества в целом. Ещё одна неотъемлемая  их черта – редкостная искренность. Неслучайно они, что называется, берут за сердце, вызывают его ответный благодарный отклик…

 Все его стихотворения собраны в книге «Я много лет бегу из детства»

 Слово чтецам.  

 2 ученик.

 Стихотворение «Родина».

Ах ты, родина моя –

Голубые дали…

Ты, как мать, у нас одна

С добрыми глазами.

Вдалеке темнеет лес,

Поле золотится,

А внизу река течет,

Серебром искрится.

А в лугах коней табун

И костры ночные.

У дороги шум берез

И дожди грибные.

Я люблю, когда жара,

А зимой метели,

Я люблю, когда гроза

Рыщет в темном небе,

Я люблю, когда туман

Над рекой кочует,

И люблю, когда луна

В Савале ночует.

Я люблю, когда в слезах

По весне березы,

Я люблю, когда парят

Над водой стрекозы.

Это, Родина, все ты,

Ты красой богата.

Я – твой сын, люблю тебя

Бесконечно, свято.

 3 ученик.

Стихотворение «Исчезает деревня с земли».

Исчезает деревня с земли.

Остаются погосты, сады.

У колодца журавель скрипит –

Приглашают водицы испить.

А от мельницы – остов стоит.

А могла бы еще послужить.

Только фермы в руинах лежат,

Были школа, почта, сельмаг –

Все разрушил безжалостный враг.

Ведь как будто война здесь прошла

И повсюду трава-лебеда.

Опустела и водная гладь,

Гусей, уток давно не видать.

Только ивы склонились к пруду

И не чуют людскую беду.

Свет в деревне навечно погас.

Никогда не придет сюда газ.

Покидают последние силы…

Исчезает деревня в России!..

 

 Слово учителя. Наши   биографы побывали в краеведческом музее, директором которого является Григорий Алексеевич Анчуков.

Слово биографам.

4 ученик.

Григорию Алексеевичу Анчукову, кажется, еще задолго до его появления на свет, была уготована нелегкая участь (а, может, великое счастье?..) – быть по-настоящему талантливым человеком. Проза, публицистика, поэзия Г. А. Анчукова не позволяют сомневаться в неординарности и яркости его внутреннего «Я». И это непоседливое «Я» не дает тихо плыть по течению жизни. Вот что говорит о себе в предисловии к книге  «Избранное» : «…Если спросить у меня: «Кто ты, Григорий Алексеевич, по роду основных занятий и профессии?» - я, наверное,  сам не смогу ответить точно. Оттого, что в жизни случалось всякое. Я  чаще всего шел туда, куда тянет всеми фибрами души. Я не сказал своего еще главного слова…»

Родился Г. А. Анчуков 15 февраля 1957 года в с. Средний Икорец Лискинского района Воронежской области. После окончания местной средней школы учился в Воронежском СХИ. Служил в армии.

В 1981 году переехал на постоянное место жительства в  г. Новохоперск. Здесь в разные годы работал  техником-геодезистом в производственной группе районного архитектора, учителем физической культуры в средней школе им. М. Горького, заведущим агропромышленным отделом в редакции Новохоперской районной газеты, директором Новохоперской  ДЮСШ, начальником отдела по делам молодежи администрации Новохоперской района. Без отрыва от производства окончил филологический  факультет Борисоглебского педагогического института.

Сотрудничает с областными газетами. Занимается писательской деятельностью. Есть собственная книга «Избранное». К  300-летию г. Новохоперска был выпущен журнал «Подъем», в котором представлена яркая палитра материалов новохоперских авторов. Один из них был подготовлен Г. А. Анчуковым. Именно он начал серию публикаций об истории Новохоперска (очерк «Зовы казачьих русел»).

         Слово чтецам.  

5 ученик.

 Стихотворение « Хоперская Элегия».

Лодками только одни рыбаки

Воды Хопра тревожат.

Сердце уставшей реки,

Видно, обидушка гложет.

И, поднатужась весной,

Рвет он с корнями деревья.

Будит в округе лесной

Россказни, были, поверья.

Лучка, Якорь, Морская гора –

Отзвуки громких времен.

Верфь поднималась здесь с топора

Силою русских имен.

Чудятся, снятся Хопру корабли

В летние лунные ночи.

Хочется снова их брать от земли,

Да не хватает мочи.

С берега слово такое услыша,

Он себе долго не рад.

Жаль ему просто мальчишек –

Помнится «Первый» фрегат.

Лучка, Якорь, морская гора –

Отзвуки громких времен,

Верфь поднималась здесь с топора

Силою русских имен.

Ты успокойся, уймися, река.

Много в тебе гордыни.

Флотская слава осталась в веках –

В песнях, стихах и картинах.

Алчная, хваткая жизнь

Губит твою красоту.

Будь ты покрепче, подольше держись,

Внукам храни чистоту.

Лучка, Якорь, Морская гора –

Отзвуки громких времен.

Верфь поднималась здесь с топора

Силою русских имен.

6 ученик.

 Стихотворение « Я просыпаюсь среди звезд».

Я просыпаюсь

среди звезд,

иду

в рассыпчатой тиши.

И вижу

море Ваших грез,

как каплю

целостной души…

И завтра вновь

нас день отпустит

из цепких,

сильных,

грубых лап –

покинет пост

без чувства грусти

слуга,

невольник

или раб…

Я просыпаюсь

среди звезд,

иду

в рассыпчатой тиши

и вижу

море Ваших грез,

как каплю

целостной души.

Слово учителя.  Она, конечно же, живет на земле; в ее стихах и адрес обозначен: «Как у Христа за пазухой, в Пыховке»… И еще недавно было так:  утром вставала до света; ноги – в валенки (если зима) или в калоши ( если лето), на плечи фуфайку или халат ( в зависимости, опять же, от времени года). И вот уже падают в ведро упругие струи молока…

        Но если вы решите, что речь идет о простой крестьянке, то ошибетесь:  речь пойдет о  Светлане  Борисовне Руденченко. Слово предоставляется биографам.

Слово биографам.

7 ученик

Светлана Борисовна Руденченко родилась в г. Воронеже. В 1975 году окончила исторический факультет Воронежского  государственного университета. Вышла замуж и оказалась в селе Пыховка.

Почти всю свою жизнь Светлана Руденченко  проработала в Пыховской сельской школе – учителем, затем – директором. Более хлопотную профессию, пожалуй, трудно представить: вечная подготовка к урокам, сами уроки, отметки, родительские собрания… Заботы о том, как отремонтировать кровлю и чем отапливаться зимой…  А  дома – семья: муж, дочь, внучка, семья, которой она дорожит больше всего на свете… Кажется, до стихов ли тут? А они – стихи – стекают в ее тетрадку («И стекали немые стихи…») из заоблачной вышины, из небесных сфер, сыплются с веток спелых вишен, забредают с осеннего огорода… Чудо? У этого чуда есть имя: талант. И – способность чувствовать мир земной, и дар – воплотить чувствование в слове.

 Сейчас Светлана Борисовна находится на заслуженном отдыхе, но продолжает писать удивительной красоты стихи.

         

 Слово чтецам.  

8 ученик.

 Стихотворение «Как у Христа за пазухой, в Пыховке».

Как у Христа за пазухой, в Пыховке,

Где дружит с лешим Государь-Хопер,

Где по старинке курит дед махорку,

А галифе нет сносу до сих пор,

Где Савала соседкой синеокой

Заглядывает запросто во двор,

Где, пережив свои земные сроки,

Сном праведника дремлет Святогор,

Где в огороде лодки на приколе,

Околицей дымится Млечный Путь –

 Здесь четверть века в деревенской школе

Учила я и постигла суть,

Что только сердцу ведомо и зримо.

И невдомек, наверное, роно:

Мои уроки – посох пилигрима

В походе за утерянным руно.

9 ученик.

 Стихотворение «Ах, реченьки-провинциалки».

Ах, реченьки-провинциалки,

Не потерявшие свободу!

Наяды, нимфы и русалки

Еще мерещатся у брода.

Камышинка, Усердец, Усмань –

Преданий древние вериги…

Здесь небо неизбывной грустью

Сияет нимбом всех религий.

А полночь пологом дымится

И исцеляет Иван-чаем.

Здесь надо было бы родиться,

Чтоб вечность чувствовать плечами.

Здесь золотые струны-гусли

Седой Баян надежно спрятал.

Здесь от истоков и до устья

Тысячелетие распято.

Атланты, арии и русы

Вздыхают звездною прохладой

Пока не пересохли русла

Вороны, Савалы, Непрядвы.

Ах, голубые незабудки!

Живые солнечные длани.

Сама Россия грезит будто

Зеркальной заводью Елани.

Слово учителя. А пока работают наши эксперты, мне бы хотелось познакомить вас  с творчеством Натальи Николаевны Моловцевой. 

Наталью Николаевну Моловцеву Господь наделил даром утешать и радовать сердца людские словом. Журналист, прозаик Н. Н. Моловцева умеет осваивать простые слова в полотно очерков, статей и, конечно же, душою выстраданных рассказов – в такое теплое, родное сердцу читателя полотно, согревающее душу в лютые минуты земных горестей и печалей… О ком она пишет? О нас с вами – простых людях. Герои книги Н. Н. Моловцевой  «Меня окликни» как небо от земли отличаются от персонажей, «прописавшихся» в современной беллетристике; это не отчаянно скучающие на заморских курортах жены, не современные золушки, охотящиеся за миллионерами, и не «братки», живущие  «по понятиям». Ее герои не занимают высоких должностей, не отмечены особой внешней красотой и не стремятся прыгнуть выше головы. Они просто ЖИВУТ. И очень хотят любить. Маленькая девочка из рассказа «Домовичок с голубыми глазами» изо всех своих силенок пытается понять и примирить своих родителей; Варвара из рассказа «Родные и близкие», похоронив двоих сыновей, после мучительной борьбы с собой, просит мужа соорудить качели для малышей, родившихся у женщины, которая так и не стала им невесткой; все обиды прощает своей матери – пьянице и матершиннице – герой еще одного рассказа. И не только прощает, но непременно хочет сказать ей, какая она красивая. И скажет, - вот только она протрезвеет, вот только придет утро…

«Меня окликни» - искренняя, продуманная, выношенная и выстраданная попытка соединить людей и времена. Это очень важно и актуально.

Пока эксперты подводят общие итоги, предлагаю посмотреть замечательную инсценировку рассказа Н. Моловцевой «Ах эта красная рябина».

  

Слово  экспертам.

Заключительное слово учителя. Человеку присуща любовь к Родине. С чего она начинается? Один скажет: «С маленькой деревеньки». Другой добавит: «С большого города». Третий скажет: «С великих людей края», а четвёртый: «С бескрайних степных просторов» и т. д. И каждый будет по-своему прав. Родина – это много: это тропинка, ведущая в берёзовую рощу, это и родная улица, где мы живём, это дом, семья. Это все мы с нашими радостями и заботами.

Родины себе не выбираем,
Имени себе мы не даём.
Землю, где родились и живём,
С детства называем отчим краем.

Вот и подошла к концу наша прогулка по Прихоперью. Я надеюсь, что она произвела на вас необыкновенное впечатление. Нашу встречу давайте закончим словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека».

Заключение

Перед современной школой стоит трудная задача - воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его культуре, литературе.

Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы - потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.

Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы обусловлено несколькими причинами:

формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе);

раскрыть роль областничества в литературе (обращение писателей-областников к темам, ограниченным территориально);

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой мирового литературного процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Знакомство с жизнью и творчеством поэтов и писателей помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Знакомство с работой сотрудников музеев по сохранению природы заповедных мест, что связано с проблемами воспитания чувства бережливого отношения к природе, желания принять участие в мероприятиях по ее охране.

Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи - все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник. Ведение дневника, в свою очередь, способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к литературному творчеству.

Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий государственных и научных организаций по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.

В заключении хотелось бы отметить, что основным местом организации и проведения литературно-краеведческой работы с учащимися должна быть школа, а организатором ее - преподаватель родного языка и литературы. Этого требуют и специфика предмета, и необходимость органической связи между учебной и внеклассной работой.

Подводя итоги своей работы, хочу процитировать слова Д. С. Лихачёва: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

Список использованной  литературы:

  1. Н. Я. Копытин «Я много лет бегу из детства»
  2. Н.Н. Моловцева «Меня окликни»

      Стихи и проза новохоперских авторов «Что мне пророчит новая строка..?»

      Архив газеты «Вести», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Прогулка по Нью-Йорку"

Прогулка по Нью-Йорку9 класс...

конспект урока-викторины по литературному чтению с использованием ЭОР

Викторина по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная Королева"...

Методическая разработка урока "Прогулка по литературному Прихоперью"

Перед современной школой стоит трудная задача - воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь...

Парковый урок «Прогулка по литературному Суздалю»

Внеклассное занятие по литературе в рамках кружка "Литературное краеведение" знакомит обучающихся с объектами города, связанными с именем поэта - мариниста А.А. Лебедева, уроженца г. Суздаль...

План-конспект урока по крымскотатарскому литературному чтению в 4 классе

План-конспект урока по крымскотатарскому литературному чтению в 4 классеМевзу. Баарьни мен пек севем!(1 слайд)Тема: Я очень люблю весну!Макъсат: баарь акъкъында талебелернинъ бильгилерини умумийлештир...

План-конспект урока по крымскотатарскому литературному чтению в 7 классе

Дерснинъ мевзусы:     Эшреф Шемьи заде . «Озьбекистан балладасы»Дерснинъ макъсады: «Озьбекистан балладасы» поэмасыны талиль этмек , онынъ кинаели мана...