«Парковый урок – как средство экологического воспитания школьников в условиях формирования ФГОС».
методическая разработка по естествознанию
В данной разработке предлагается вариант проведения занятия в условичх парка - "вне стен класса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parkovyy_urok.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Парковый урок – как средство экологического воспитания школьников в условиях формирования ФГОС».
Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что в образовании сложились предпосылки новой модели экологического образования.
Механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная (в отличие от "знаниевой") парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.
Общее экологическое образование направлено на освоение экосистемной познавательной модели и формирование личного опыта ее творческого применения для приобщения к экологической культуре человечества, проектирования собственной деятельности на основе экологических, нравственных и правовых императивов, развития рефлексивно-оценочных умений по разрешению ведущих противоречий экологического сознания, самоопределения в личностном смысле ценностей экологической этики (устойчивого развития).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы ФГОС включают следующие взаимосвязанные компетентности, необходимые для продуктивной деятельности:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Что может стоять за понятием экологического мышления?
В развитие темы сформулирую три простые положения для обсуждения:
- Экологическое мышление не может быть сформировано в условиях централизованного управления, когда деятельность учеников в классе управляется директивными указаниями учителя. Эти условия сами по себе содержат сообщение "Я расскажу вам о примерах экологических систем и о том, как устроены экологические стратегии. Но эти рассказы не имеют никакого влияния на то, что происходит в нашем классе и в нашей школе. Может быть, эта информация пригодится вам после окончания школы". В таких условиях можно передать информацию об экологических стратегиях, но нельзя научиться использованию таких стратегий.
- Экологическое мышление может быть сформировано в том случае, если учебная среда или информационная образовательная среда будет являться составной частью учебной экосистемы знаний. Если ученики смогут принять участие в развитии этой экосистемы и увидеть, как работают простые и устойчивые экологические стратегии, как происходит отбор цифровых объектов, как происходит изменение проблемного поля, на котором развивается деятельность сообщества, как простые действия отдельных участников приводят к сложному, коллективному поведению.
- Сообщество учеников, вовлеченных в совместную продуктивную деятельность, в ходе которой они создают объекты для отбора, оценки, обсуждения и последующего использования, является частью экологической системы. Собственно, это такая субъектная часть экосистемы. Объектной частью является информационная образовательная среда.
Для реализации двух последних предложений нужно «ВЫЙТИ И КЛАССНОЙ КОМНАТЫ». Как вариант – парковый урок как средство формирования экологической культуры и экологического мышления учащихся.
Парковый урок является примером использования модели «Образование вне классной комнаты», направленной на практическое использование знаний, полученных учащимися во время обучения, в повседневной жизни.
Первые зафиксированные попытки организации такого обучения и его теоретического осмысления относятся еще к концу 19 века. Чуть позже зарождается движение скаутов, а с ним получают распространение и детские лагеря, организованные с образовательными целями.
"Обучение через дело!" - вот один из принципов скаутского движения.
Основная тематика получивших позднее распространение разнообразных образовательных программ, в основном, концентрировалась на изучении природы и экологии, но при этом никогда не сводилась к обычной экскурсии. Чаще всего участники исследовали местность, изучали явления природы и открывали для себя их закономерности опытным путем - через наблюдение и эксперимент. Так как условия проживания и обучения участников в походе и лесном лагере часто были далеки от комфортных, немаловажным считалось также воспитание волевых качеств, а также предприимчивости, любознательности, умения решать проблемы и преодолевать трудности в одиночку и командой. Процесс обучения c самого начала мало походил на традиционные школьные уроки, скорее, он носил характер игры (gamization), квеста (quest) и приключения (adventure travel). Проблема с "пассивностью в учебе", столь актуальная для традиционного классно-урочного обучения, отпадала сам собой. Привлекательность для детей обучения через игру и самостоятельное действие не подлежала сомнению.
С использованием ноутбуков возможности такого обучения оказались практически безграничными. Оказалось возможным фиксировать и сохранять в удобном виде результаты наблюдений и опытов непосредственно на месте события. Таким образом, понятие среды обучения включает в себя не только окружающую природу, но дополняется электронной средой. В этой среде можно делать многое: пополнять фото и видео-коллекции, вести дневники наблюдений, зарисовывать карту, составлять план действий. Если рабочие компьютеры участников объединены в сеть, можно делать записи совместно, дополняя друг друга, обмениваясь комментариями. А при наличии Интернета можно получить недостающую информацию об объекте и месте нахождения из глобальной сети. Дополнительные возможности для применения с учебными целями дают мобильный телефон и GPS-навигатор, главное - понять, как можно пользоваться этими новыми инструментами в необычных условиях обучения.
Возможность на практике, в конкретной ситуации, применить имеющиеся знания и навыки, самим породить/выработать новое знание, получить опыт, в полном смысле слова - прожить его, а потом переосмыслить произошедшее через участие в групповых обсуждениях - такова, вкратце, суть "обучения вне стен классной комнаты".
Как вариант паркового урока – экологическая тропа в городском парке или сквере, расположенном рядом с образовательным учреждением.
Эта форма может дать «скачок» компетенций от простейших умений до способности к самоорганизации, коллективной работе и мыслительным навыкам высшего уровня.
Основными критериями нового образовательного стандарта является преемственность и инновационность. Интеграция предметов рассматривается здесь как одна из таких инновационных форм обучения. Занятия в парках на экологической тропе можно использовать для изучения физики, географии, биологии и истории на конкретных «парковых» объектах.
Например, всем ученикам 7-х классов раздаются рабочие листы, в которых они должны выполнять задания: изучать простые механизмы на примере качелей, ориентироваться на местности, исследовать редкие деревья, растущие в парке, искать русло исчезнувшего родника, искать ответы на вопросы, связанные с историей около памятника в парке. Также все получают отдельный лист для составления плана участка парка.
Можно дать задание на ориентирование в парке (в разных вариантах. Даже если парк был знаком детям, на уроке в парке у них была возможность увидеть его новыми глазами
При этом рационально использовать идею фотокросса. Зарисовка и фотодокументирование обнаруженных объектов дали материал для репортажей с места. Можно объявить фотоохоту за сезонными явлениями в жизни растений и животных!
Подводя итоги паркового урока, выделяем планируемые результаты обучения, общие для всех парковых уроков:
- Знание правил поведения в общественных местах и их соблюдение.
- Знание правил безопасности.
- Умение организовать работу в группе.
- Умение общаться, культурно вести себя в общественных местах.
- Умение ориентироваться на местности по схеме, в том числе, в незнакомом месте.
- Навык наблюдения и структурирования информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание учащихся в условиях введения ФГОС
Статья о проблемах экологического воспитания школьников на уроках биологи...
Экологическое воспитание школьников в условиях современной школы
Опыт работы школы по экологическому воспитанию школьников....
"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"
На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....
Экологическое воспитание школьников в условиях городской профильной смены
В статье обобщен опыт проведения профильных экологических смен в городе Новосибирске...
Агроэкологический комплекс как средство экологического воспитания школьников (статья)
Статья была написана как отчет по теме самообразования, которая соответственно звучит так: "Практико-ориентированный подход в формировании экологического сознания личности школьника". Эта ст...
Экологическое воспитание школьников в условиях малокомплектной школы
Выступление на тему "Экологическое воспитание обучающихся в условиях малокомплектной школы" на семинаре....
Экологическое воспитание школьников в условиях детского санатория
Статья посвящена аспектам экологического воспитания школьников в процессе прохождения санаторно-курортного лечения....