Урок литературы. Тема урока: «Драма женской души в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Ведущая технология урока - технология проблемного обучения (частично -исследовательский метод) с элементами технологии личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.
При решении учебной задачи на протяжении всего урока ставятся вопросы, требующие осмысления объяснения, готовность учащихся отвечать, умение самостоятельно выполнять задания.. Специфика урока в организации индивидуальной (учащиеся заранее получили опережающие задания) и групповой работы на деятельностной основе. Групповая работа практического характера стимулирует учебно-познавательную деятельность: ребята, исследуя текст пьесы, определяют особенности отношений в родительском доме и доме Кабановой. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, что способствует развитию коммуникативной компетенции.
Реализация задуманного проводится через актуализацию личного опыта учащихся; постановку познавательной задачи (Самоубийство Катерины – сила или слабость?); распределение ролей урока в соответствии с психологическими качествами учащихся.
Педагогическая ценность этого урока заключается в том, что содержание урока дает возможность реализовать культурологический подход к изучению литературы, позволяет пробудить высокие нравственные качества души молодого человека (ответственность за судьбы других, уважение личности), заставляет думать, рассуждать, делать правильные выводы, грамотно выражать свое мнение, уметь приводить доказательства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Драма женской души в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Цели: анализ образа Катерины; развитие навыков анализа и интерпретации художественного произведения, формирование ценностного отношения к внутреннему миру и жизни человека как к общечеловеческой, нравственной категории
На фоне мелодии Л.Бетховена из «Лунной сонаты»
Пусть непорочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму, -
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому. Н.Заболоцкий
Именно с этих строк Николая Заболоцкого хочется мне сегодня начать наш урок. Урок по драме А.Н.Островского «Гроза».
Нам предстоит ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»
Вспомним сюжет драмы…(буктрейлер)
II. Изучение нового материала.
1.Напомню вам, что русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души.
Положение женщины на протяжении всего времени существования Руси, России менялось. Сегодня нас интересует положение женщины в России в 19 веке.
2. Положение женщин в России 19 века:
В первой половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены, работницы и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.
-Что такое «Домострой»?
Словарная работа. «Домострой»-памятник русской письменности 16 века, представляющий собой свод правил семейного быта
3. Несколько слов о создании пьесы.
Путешествуя по Волге, А.Н.Островский задумал пьесу о положении Женщины в русском обществе, которую пишет в 1859 году.
Почему этот вопрос так волнует писателя?
Старый уклад жизни рушился, уходили в прошлое патриархальные отношения – люди должны были
приспосабливаться к новым условиям существования.
А.Н. Островский не сомневается, что, несмотря на всё стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не даёт женщине счастья. Она борется, но предметом её борьбы является всё-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку её возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, её неизбежно ждёт разочарование. И героиня сегодняшнего урока – яркий пример этому.
4.А.Н.Островский придавал большое значение имени – образу – судьбе. И мы не будем нарушать эту традицию.
.КАТЕРИНА (греч.) –чистая, благопристойная .Благопристойный –прил.
1. Соответствующий принятым в обществе правилам поведения, морали.
2. Соблюдающий правила поведения, приличия (о человеке)…
СИНОНИМЫ –приличный, скромный
-Юрий Тынянов утверждал: «Все имена говорят…» О чем говорит имя главной героини урока?
5.БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ ПЬЕСЫ
-Почему Островский дал это имя героине?
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы Гроза. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество.
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности и искренности?
Докажем это примерами из текста.
Напомню, что уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошее отношение, но и делится с ней своей мечтой: «Отчего люди не летают!... Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы...». (Слушание монолога из 1 д. 7 явл. МП 3 )
- Что символизирует образ птицы? символ воли
- О чём мечтает Катерина?
- О каких чертах героини говорит этот монолог?
- Понимает ли Варвара Катерину? Почему?
- ЖИЗНЬ В РОДИТЕЛЬСКОМ ДОМЕ - слушание монолога МП3
Работа в группе: Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.
В доме родителей:
-« точно птичка на воле»
-«маменька в ней души не чаяла»
-«работать не принуждали»
-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»
В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.
В доме Кабанихи:
-«завяла, как цветок»
-«от любви вас и бранят»
-«все по принуждению»
-«меня не станет бояться, тебя и подавно»
В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.
Работа в группе -Теперь давайте подведем небольшой итог и определим черты характера главной героини и решим, в чем же состоит ее конфликт с окружающим миром.
Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи
Свободолюбие - подчинение
Независимость - отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями
Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал
Религиозность - религиозное лицемерие
Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта , бескорыстие - грубость и брань
Честность , непосредственность – обман
Для Катерины - главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.
- Любовь – это движущая сила сюжета. Уже во 2 действии, 2 явл. мы узнаем, что Катерина любит Бориса и это чувство захватило ее целиком. Здесь она впервые признается в любви.
С какими ассоциациями у вас связано слово ЛЮБОВЬ?.(любовь – это очищение души, высокое стремление, открытое сердце, духовная окрыленность, счастье, сила, возвышающая человека)
- Наташа должна была провести исследовательскую работу по определению, что такое «ЛЮБОВЬ»
(В словаре Ожегова – «чувство самоотверженной, сердечной привязанности»)
-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ваши предположения..
Индивид.задание - найти ответ в статье Добролюбова Н.
« В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
- Борьба Катерины за счастье. Д.II, явл.3-5 –«Проводы Тихона»
-Итак, Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит? (Чтобы муж не уезжал, взял ее с собой и заставил дать клятву)
- Почему она так поступает? (Она волнуется, потому что чувствует, что когда муж уедет, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее звучит голос совести.)
-Правильно. Совесть - это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно - неправильно, хорошо - плохо, нравственно - безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки. Ее все толкает к Борису, но она пытается сделать последнюю попытку - уговорить мужа помочь ей: взять ее с собой, не уезжать или взять с нее страшную клятву. Но Тихон на такой поступок не способен. Порыв Катерины - ее попытка сделать Тихона своим другом и союзником; найти в нем опору, которая держала бы ее в семье
--Какое значение эта сцена имеет в развитии дальнейших событий?
Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Любить и уважать такого бессильного Тихона Катерина не может.
Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду, заставить себя любить мужа.)
Вывод:
-Какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой жизни?
(черты характера героини: непосредственность, доброта, честность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность и поэтичность натуры)
- РАБОТА С МОНОЛОГОМ О КЛЮЧЕ
Итак, Катерина живет по законам: «Ведь я замужем, мне с мужем жить до гробовой доски» Церковный брак для нее святыня. Любовная страсть к Борису шепчет ей соблазны по ночам, зовет ее, обнявшись, кататься на лодке и на тройке. И страсть эта приходит в противоречие с религиозным долгом. Обратите внимание на д.2 явл.10.
- Какая деталь здесь передает внутреннее состояние героини? (Ключ)
Ключ держат в руках и другие известные нам литературные персонажи.
-Кого вы можете назвать? И для чего им ключ? ( связка ключей от многочисленных кладовых, сараев, погребов в поместье Плюшкина висит у него на поясе)
- Действительно. «Запирают», закрывает в себе все лучшее, человеческое Плюшкин – это мотив «души». И лишь Катерине в «Грозе» ключ открывает дорогу к любви, к счастью. Катерина, держа в руках ключ от садовой калитки, идет навстречу любви.
Давайте убедимся в этом: чтение монолога наизусть раннее подготовленной ученицей--. АЙЗА
-Любовь Катерины к Борису – искреннее чувство или протест против устоев жизни Кабаних?
-Проследите по монологу, ремаркам, какие чувства испытывает героиня, как эти изменения отражаются в ее речи?
( Вначале она в смятении. Ее речь полна коротких фраз, повторов. Затем идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Последние строчки звучат, как страстный гимн любви - «Мне хоть умереть, да увидеть его…».)
Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон .
Любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее , которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели.
Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»
Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен .
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит ,
Душа не хочет перемен.
Действие 4, явление 6
- Как жители Калинова воспринимали грозу ( как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)
Послушайте монолог Катерины в сцене покаяния (инсценирование).
- Чем объясняется раскаяние Катерины? ( Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.»)
-Какую роль играет сцена грозы в пьесе? Это первый кульминационный момент драмы. Можно ли считать ее покаяние слабостью?
- Но нет, Кабаниха, оказывается, не победила. Через несколько дней. Катерина совершает новый неожиданный поступок - побег из дома Кабановых, последняя встреча с Борисом, (действие 5, явление 3).
В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной подобно Кудряшу он боится. Даже говорить с Катериной опасается (Не застали б нас здесь)
- Почему Борис не мог спасти Катерину ( Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться)
Звучит романс «А напоследок я скажу»
Катерина бросается в Волгу , не примирившись с законами «темного царства».-
-Докажите, что смерть Катерины – это протест.(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
-Так что же представляет собой гибель Катерины- силу или слабость? (Сила)
Закончите фразу:
- В системе образов Катерина занимает…
- Она не может жить по законам «темного царства», потому что…
- Героиня избрала выход - самоубийство, чтобы…
В системе образов она занимает особое место: не принадлежит ни к «жертвам», ни к «хозяевам» города Калинина.
Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, она честна, искренна и поэтому не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.
Недаром имя ей дано драматургом Катерина, что в переводе означает «чистая».
КАТЕРИНА В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ
По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.
Н.А.Добролюбов статья «Луч света в темном царстве»:
«Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…».
- «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы
- критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины
-В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.
-Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.
Д.И.Писарев«Мотивы русской драмы»:
«Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».
- Катерина – это «полоумная мечтательница
-Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий
-- Она постоянно кидается из одной крайности в другую
- Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других
-Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
Домашнее задание
На вопрос: Какого мнения вы придерживаетесь и почему? Вы ответите дома, написав сочинение-рассуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент. Урок литературы.Тема урока: «Верю: встанет Русь из пепла» (по творчеству Владимира Афанасьевича Архипова)
· способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к родному краю· получить предс...
Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....
Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)
Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания....
Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».
Методическая разработка итогового урока по истории. Тема урока: Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок проводился в специальной (коррекц...
Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор
Предмет: Физическая культураТема урока: «Баскетбол»Тип урока: КомбинированныйФорма урока: коллективная, парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...
Проект урока литературы. Тема урока: Поэма С. Есенина «Анна Снегина».
Цели урока: 1. Научить анализу лиро-эпического произведения. Обеспечить усвоение учащимися этапов анализа лиро-эпического произведения:...
Презентация к уроку литературы. Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.
Данная презентация может быть использована как на уроках литературы, так и во внеклассной деятельности, так как материал, использованный в ней, учит детей правилам поведения в экстремальных ситу...