Задания, стимулирующие речетворчество учащихся
методическая разработка по литературе на тему

Селезнева Нина

Актуальной является проблема повышения уровня речевой культуры учащмихся.Решение этой проблемы целесообразно связывать с формированием у школьников языкового эстетического идеала. Нельзя сформировать языковую личность с ценностным взглядом на язык без познания его эстетической стороны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селезнева Нина Михайловна

Муниципальное казённое образовательное учреждение

  «Средняя общеобразовательная школа с. Лебедёвка»

Искитимского района  Новосибирской области

Задания, стимулирующие речетворчество учащихся

        Основная педагогическая задача системно-деятельностного   подхода - создание и организация условий, инициирующих детское действие.

        Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе  познавательной творческой  деятельности.

       Тема моего сообщения «Задания, стимулирующие речетворчество учащихся» перекликается с задачами системно-деятельностного подхода.

Речетворчество – это целый океан, в который можно бесконечно погружаться и открывать всё новые грани.

Известно выражение: «Речь начинается с образов». Детское сознание особенное: ребенок  воспринимает мир в образах. К сожалению, с годами учащиеся утрачивают эмоциональность и образность восприятия окружающего мира. Такое положение во многом объясняется тем, что развитию образного мышления должного внимания не уделяется. А хотелось, чтобы ученик душой усваивал самобытность родного языка.

      Остановлюсь на некоторых видах заданий, стимулирующих речетворчество учащихся.

     Сочинение-миниатюра – творческое задание, которое  таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное!), ученик спокойнее подойдет  и к большим работам. Дети, надо сказать, охотнее пишут именно небольшие работы. Может быть, потому что в зарисовках, этюдах ребята делают свои открытия, пусть маленькие, но открытия.  «Дети, постарайтесь отразить свое, неповторимое видение березки, неба, весеннего цветка…» - обращаюсь я к ребятам.

      Как готовимся к сочинениям-миниатюрам? В первую очередь  учимся у мастеров художественного слова.

Хочу показать вам пошаговую работу над словом-образом на уроке «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» 

Создать эмоциональный настрой, вовлечь всех детей в творческий процесс помогает

этюд-игра

«Попробуем на минутку превратиться в цветы. В какие?»

На полянке пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь как на ладошке,
Против ветра налегке,
Встал на тонкой ножке

С колокольчиком в руке.
                         М. Сырова

Учитель: о каком цветке идёт речь? Почему? Подснежник обрадовался миру, улыбнулся  солнцу … Дети, давайте подарим друг другу улыбки.

      У каждого цветка есть своя тайна – тайна красоты. Разгадать её могут лишь «зрячие сердцем». Мне хотелось, чтобы  и о вас, дети, можно было так сказать - «зрячие сердцем». Так говорят о тех, кто чувствует и понимает красоту.                                                                                 

                                                         

     «Вслушаемся в звуки слова» (звучит пьеса П.Чайковского «Апрель. Подснежник»)

      Подснежник: под снегом. Звуки не только называют цветок, но и рисуют его. Ребята размышляют: перед глазами возникает чудесная картина: цветок, выглядывающий из-под снега, нежный, хрупкий.

 Читаем стихотворения Елизаветы Стюарт «Весна опять разводит нежность».

Весна опять разводит нежность –

Бледнеет небо от весны!

У ног моих цветок подснежный

Ещё досматривает сны.

Проснётся,

                   в мире всё – Начало.

И не отвесть влюблённых глаз.

Я столько лет весну встречала…

Но он-то,

                он-то в первый раз!

  • «Дивные образы стихотворения»:

Учащиеся называют средства выразительности:

Весна опять разводит нежность (метафора)

Ещё досматривает сны.

Проснётся… (олицетворение)

Влюблённых глаз (эпитет)

Восторг и торжество героини связано с открытием чуда:

Я столько лет весну встречала…

Но он-то,

                он-то в первый раз! (психологический параллелизм)

  • Предлагаю ребятам следующее задание

Одно из стихотворений Самуила Маршака посвящено цветку (название стихотворения не называю). Я прочту вам это стихотворение, а вы нарисуйте весенний цветок.

(Создать эмоциональный настрой, вовлечь всех в творческую деятельность).

 Чернеет лес, теплом разбуженный,

 Весенней сыростью объят.

 А уж на ниточках жемчужины

 От ветра каждого дрожат.                                                            

 (Дети рисуют колокольчики, подснежники, ландыши и т.д. )

Определяем  средства  выразительности речи, применяемые поэтом:

 лес, теплом разбуженный (олицетворение)

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат. (метафора) –какой дивный образ!

У колокольчиков весны (перифраз)

Природой бережно спеленатый (олицетворение)

Прохладен, хрупок и душист (эпитет)

счастливую тоску (оксюморон)

  1. Творческая работа

Мы  прослушали стихотворения С. Маршака, Е. Стюарт о весенних цветах. Как удивительно тонко видят мир поэты, как чутко они воспринимают все, что нас окружает!  

 (Очень важно «ловить текущие впечатления» (Рыбникова). Дети  пишут  сочинения. стихотворные миниатюры.

Ландыши – самые красивые весенние цветы. На очень тоненьком стебельке  много-много маленьких бубенчиков. Эти бубенчики белые, как снег. А если вдруг холодно, то этот нежный красивый цветок защитят его листочки. Листочки у ландыша темно-зеленого цвета, длинные и широкие. Совсем как зонтик, который закрывает цветок от ветров.

Нежные, но печальные цветы…                                                     (Мирзаева Ильмира).

Одуванчик

Увидел я красивый одуванчик,

Мне показалось: он будто плачет. 

И я сорвал его

И побежал домой,

А он – а он рассыпался, как песок меж пальцев,

И я расплакался, что не донес его домой.

(Самойлов Артем)

Творения ребят далеки от стихотворных законов совершенства, но они покоряют неповторимостью детского виденья мира.

С  увлечением учащиеся пишут миниатюры по опорным словам (это своего рода  акростихи).

Сочинения  - миниатюры по опорному слову «Родина» (6 класс).

                    Родина

Реки,

Озера,

Деревья, поля – ведь это

И есть

Наша родная земля.

А как прекрасна она!

                                (Самойлова Таня).

Родина!

Она

Для каждого

Из

Нас как

Ангел-хранитель.

        (Полякова Лера).

Миниатюры, этюды – это такие творческие работы, которые не только способствуют развитию образного восприятия, но и дают возможность ученику самораскрыться, самовыразиться.

Чтобы ученик «всмотрелся», «вслушался» в текст, использую в своей работе следующую  цепочку: создаем образ -  наблюдаем над этим образом в художественном тексте.  

Весеннее слово «капель». Создайте образ капели.

 Учащиеся подбирают

эпитеты: солнечная, радостная, сказочная, веселая;

олицетворения: плачет, играет;

сравнение:  капель как слезы, капель словно музыка.

  • А теперь послушаем, как о капели пишет Игорь Северянин.

 Вы понимаете, что значит

 Просолнеченная капель?-

 Зима, смеясь, от счастья плачет,

 Весны качая колыбель.

  • «Просолнеченная» …необычный эпитет. Слово, созданное поэтом        

 ( авторский неологизм). Как вы понимаете  этот образ?

(В капле отражается солнце;  капель – это  слезы счастья и горя; капель – это слезы зимы- матери).

Один из моих излюбленных приемов: через ассоциации к  художественному произведению.

Например, предлагаю учащимся выявить спектр ассоциаций к слову «белый»

  снег                  облако          гармония

                                  ↑

 ромашка            белый          чистота

                                  ↓

 ландыши            лебедь         аист

Перед тем, как читать отрывок из произведения Владимира Солоухина, задаю учащимся вопросы:

  • О каком дереве идёт речь?
  • Какие средства выразительности использует автор?
  • Определите объединяющий мотив этого отрывка.

         Слушаем отрывок из рассказа «Третья охота»:

        «Каждое дерево чем-нибудь полезно, каждое дерево красиво - одно цветами,

другое листвой, третье осанкой и ростом… Есть деревья  красно-бурые  и  серые,  черные и  зеленые… Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как  ромашка в зелени луга,  как  снег, когда  он только  что  выпал  и  еще непривычен  для глаз,  смотревших до сих пор на черную ненастную  землю.  Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всем зеленом царстве нет подобного дерева, оно одно».

            Использование тренинга ассоциаций помогает подготовить учащихся к восприятию текста, активизирует образное мышление учащихся.

  Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка способствует следующие виды заданий:

«Продолжите предложение»

Я в мир пришел, чтобы…

 (сделать людей счастливыми );

(делать людям добро);

(совершать хорошие поступки).

«Я в мир пришел, чтобы видеть Солнце» (Бальмонт).

Я пришёл в мир…

(удивительный, прекрасный, злой, мир цивилизации…)

И слова Виктора Астафьева, которые меня потрясли, перевернули мою душу - слова прощания с земной жизнью, с людьми:

"Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного.

Мне нечего сказать вам на прощанье".

 Сколько боли, страдания в этих словах! Появляется возможность поговорить с детьми о сложном соотнесении  добра и зла, о живой и усталой душе…

Ещё один приём, активизирующий детское словесное творчество

 «Вставьте подходящие по смыслу слова»

Читаю отрывок из новеллы Астафьева «Падение листа» с пропущенными словами-образами.

Задание. Вставьте подходящее по смыслу сравнение, выраженное именем существительным в форме творительного падежа («творительный сравнения»)

 «Я подставил руку. Словно учуяв тепло, лист зареял надо мной и (…) опустился на ладонь».
Учащиеся предлагают свои варианты:
парашютиком, зонтиком.

Авторское сравнение: недоверчивой бабочкой. Как вы понимаете смысл этого сравнения? Почему недоверчивой? (размышления детей: лист словно боится неизвестности, его страшит могильная темь земли, этим сравнением автор подчёркивает хрупкую красоту мира, её ранимость; бабочка – хрупкое, ранимое существо, как и этот листочек)

Такие творческие упражнения не только активизируют детское словесное творчество, но и дают возможность мне как учителю увидеть неповторимость внутреннего мира каждого ребенка.

Учебный труд, как всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Большое внимание уделяю стимуляции познавательной деятельности. Созданию эмоционально острых ситуаций способствуют творческие разминки. Как правило, разнообразные задания творческого характера  учащиеся выполняют в группах.

Пример заданий творческой разминки в 7 классе.

  • Определите предмет поэтического обращения в  стихотворении Решетникова.

Да видят все, кто не ослеп:

Ты по-особому красива.

(Рука, дарующая хлеб,

Длань, поднимающая ниву, -)

  • Определите смысловую нагрузку местоимения «ты».
  • Найдите слова, соотносимые с этим местоимением (учащиеся составляют цепочку ключевых слов: рука, длань, ты).
  • Определите стилистическую окраску слова «длань» (высокое, старославянизм).
  • Почему поэт утверждает: «Ты по-особому красива»?
  • Найдите слова-соответствия в самом тексте (Рука «по-особому красива», потому что - «дарующая хлеб»).

Цитаты  являются источником разнообразных творческих заданий.

«Книгу бы написать такую  -  солнечную. Налить ее радостью до краев  и сказать всему человечеству…» (Александр Неверов.)

Что бы вы сказали в «солнечной книге» всему человечеству?

8 класс

«Будьте добрее к людям» (Н.Никулина)

«Мама - это самый дорогой человек на земле. Берегите и цените материнскую любовь» (П.Сюбар)

«Любите природу! Цените ее. Храните ее и берегите от злых людей – ведь это самое главное в жизни». (Я.Васильева).

«Берегите то, что с трудом дается. Цените то, что есть у вас…И книгу берегите: она помощник ваш». (Т.Самойлова).

Что бы я написал (а) в «Солнечную книгу»?

                    11 класс

Какой-нибудь стишок (пока ещё не придумала), солнечный, добрый, «мягкий и пушистый»!

                                                                     (Надя Кузьминых)

 

«Солнечная книга» – о добре и счастье, об искоренении  зла, о любви, о Боге, о связи природы с человеком –идиллия

                                                                         (Маша Боброва)

О дожде – он прекрасен!

О небе, звёздах, ветре, о любви.

                                                       (Маша Лакеева)

В «Солнечную книгу» я бы написала о достижениях и победах нашего класса. Ведь совсем скоро мы скажем любимой школе: «До свидания». Мы, как птенцы, покинем родное гнездо, а память о нашем школьном братстве сохранилась бы в книге.                                                                           (Юля Незванова)

       Этот материал – содержание школьной газеты, посвящённой выпускникам. Таким образом урочная деятельность сочетается с внеурочной.

      С увлечением занимаюсь с ребятами внеклассной творческой работой. Проводим поэтические салоны, литературные гостиные, выпускаем литературные газеты. Сотрудничество с юными поэтами – это особая страница в моей жизни. Люблю работать со звёздочками. Может быть, они поэтому и одаривают меня своими яркими лучами.

        Я остановилась на некоторых приемах активизации речевой деятельности учащихся. Но они важны не сами по себе, а в целостной системе работы по речевому развитию школьников.

         Закончить своё сообщение мне хочется словами Рериха: «…Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка?» (Н.К.Рерих)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...

Задания для подготовки учащихся к муниципальному туру олимпиады по математике 9 класс

В данном документе представлены задания муниципального тура олимпиады по математике для 9 класса в 4 вариантах...

Методическое пособие для учителей немецкого языка "Типология тестовых заданий при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ"

Данное пособие предназначено для учителей немецкого языка и написано на немецком языке. Здесь размещены 12 типов тестов с примерами....