Выступление на ГМО гуманитарного цикла по теме "Нестандартные формы проведения уроков, стимулирующие активность учащихся на уроках, раскрывающие творческий потенциал личности ребенка"
презентация к уроку
Доклад, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestand._uroki_vystuplenie_na_gmo.docx | 28.19 КБ |
vystuplenie_na_gmo.ppt | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО
«Нестандартные формы проведения уроков, стимулирующие активность учащихся на уроках, раскрывающие творческий потенциал личности ребенка»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ№2
Максудова Л.О.
г.Покачи
2016г.
Сл.1-6 .Тема: Нестандартные формы проведения уроков, стимулирующие активность учащихся на уроках, раскрывающие творческий потенциал личности ребенка»
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Японская пословица гласит:
Дай мне рыбу,
И я буду сыт один день.
Научи меня ловить рыбу-
И я буду сыт всю жизнь.
Нестандартные формы проведения уроков являются актуальной темой в настоящее время и не могут быть ограниченны рамками совершенных исследований.
Основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Десять тысяч уроков – вот, сколько приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для учителя, и для ученика. А значит, урок будет результативен.
Не принуждать к учению, а побуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – вот, на мой взгляд, задача учителя.
С середины 70 - х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различным способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала, так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Сл.7-11.Нестандартный урок – это импровизационное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков.
Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Перечислю наиболее распространенные формы нестандартных уроков:
уроки «погружения»
уроки деловой игры
уроки пресс - конференции
уроки соревнования
уроки типа КВН
театрализованные уроки
уроки консультации
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами работы
уроки сомнения
уроки конкурсы
бинарные уроки
уроки обобщения
уроки фантазии
уроки игры
уроки суды
уроки поиска истины
уроки лекции «Парадокса»
уроки концерты
уроки диалоги
Сл.12. Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков вошли те уроки, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Сл.13. Нужно сказать, что хотя это авторские уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно применяться всеми учителями по любому школьному предмету, в зависимости от темы, места данного урока в данной теме и личностных качеств конкретного учителя. Копировать нельзя, использовать, внося свои изменения, можно и полезно.
Сл.14. Успешность проведения оригинальных уроков зависит от ряда действий учителей и учащихся.
Проводиться тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение урока. Роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия: карты, дидактический материал.
Придумывается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и в отдельных учащихся, характера и способностей учащихся, получивших конкретное задание, последовательность операций и т. д.
Особое внимание уделяется активизации всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в том или ином виде в актуальную работу.
Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Успешность проведения оригинальных уроков зависит от ряда действий учителей и учащихся.
Сл.15. Рекомендации по проведению нестандартных уроков.
1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.
Сл.16. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества.
Сл.19. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Именно поэтому в последние годы в учительской практике особую популярность приобрели нетрадиционные формы уроков.
Список литературы
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.,1989.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
- Салова А.Е. «Использование ИКТ на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нестандартные формы проведения уроков являются актуальной темой в настоящее время и не могут быть ограниченны рамками совершенных исследований.
Десять тысяч уроков – вот, сколько приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для учителя, и для ученика. А значит, урок будет результативен. Не принуждать к учению, а побуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – вот, на мой взгляд, задача учителя.
С середины 70 - х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различным способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала, так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Нестандартный урок – это импровизационное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Перечислю наиболее распространенные формы нестандартных уроков . .
уроки «погружения» уроки деловой игры уроки пресс - конференции уроки соревнования уроки типа КВН театрализованные уроки уроки консультации компьютерные уроки уроки с групповыми формами работы
уроки взаимообучения учащихся уроки творчества уроки аукционы уроки, которые ведут учащиеся уроки зачеты уроки творческие отчеты уроки формулы
уроки сомнения уроки конкурсы бинарные уроки уроки обобщения уроки фантазии уроки игры уроки суды уроки поиска истины уроки лекции «Парадокса» уроки концерты уроки диалоги
уроки «Следствие ведут знатоки» уроки ролевые игры уроки конференции уроки семинары интегральные уроки урок «Круговая тренировка» межпредметные уроки уроки экскурсии урок игра «Поле чудес» урок сказка
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков вошли те уроки, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Патриотическое направление Нужно сказать, что хотя это авторские уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно применяться всеми учителями по любому школьному предмету, в зависимости от темы, места данного урока в данной теме и личностных качеств конкретного учителя. Копировать нельзя, использовать, внося свои изменения, можно и полезно.
Успешность проведения оригинальных уроков зависит от ряда действий учителей и учащихся. Проводиться тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение урока. Роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия: карты, дидактический материал. Придумывается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и в отдельных учащихся, характера и способностей учащихся, получивших конкретное задание, последовательность операций и т. д. Особое внимание уделяется активизации всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в том или ином виде в актуальную работу. ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Рекомендации по проведению нестандартных уроков. 1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся; 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла; 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радост
Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Именно поэтому в последние годы в учительской практике особую популярность приобрели нетрадиционные формы уроков.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Методика подготовки и проведения дебатов".
Выступление на МО....
Грамматические упражнения как способ формирования и развития творческого потенциала личности ребенка на уроках английского языка
Независимо от возраста учащихся, наибольшую сложность представляет обучение грамматике, следовательно, необходимы альтернативные технологии, способные создавать на занятиях такие ситуации, когда детям...
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...
Создание в учреждении дополнительного образования условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.
Выступление на городском методическом объединении педагогов дополнительного образования. Автор делится опытом работы в театральном объединении Дома детского творчества: как в процессе общения с детьми...
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания для раскрытия творческого потенциала личности ребенка
План: Обоснование актуальности перспективности опыта.Научная и практическая значимость исследования.Психолого-педагогическая сущность понятия активизации познавательной деятельности учащихся.Сист...