Русский язык и литература. Литература. конспект урока «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Сергеева Юлия Борисовна

конспект по литературе для СПО 1 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока по литературе79 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Русский язык и литература. Литература.

Тема учебного занятия: «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Методические цели учебного занятия.

Образовательная:

знакомство учащихся с личностью, биографией и творчеством  великого писателя; формирование представлений учащихся о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого, обогащение словаря учащихся.

Развивающая:

закрепление умения  работать с  учебной литературой, развитие умения слушать, анализировать, совершенствование  навыков монологического высказывания, навыков чтения наизусть.

Воспитательная:

 формирование чувства гордости за русскую литературу, За поэзию Брянского края

Межпредметные связи:   история, музыка, философия, изобразительное искусство.

Знать  об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изобразительно-выразительных средствах их произведений; художественные особенности и своеобразие поэтического языка А.Толстого,о философском ха характере лирики Толстого.

Уметь выразительно читать лирические произведения и анализировать стихотворения в единстве формы и содержания, определять авторский стиль

Тип учебного занятия:  комбинированный

Вид учебного занятия: лекция беседа

Оборудование, ТСО: ноутбук, проектор, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Этапы учебного занятия

Содержание деятельности

Время

Организационный момент

Проверка посещаемости, проверка готовности кабинета к учебному занятию, проверка готовности студентов к учебному занятию, проверка внешнего вида студентов.

    3

Мотивационный момент

Сообщение темы  «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Задачи учеб. занятия: 

Знать об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изобразительно-выразительных средствах их произведений; художественные особенности и своеобразие поэтического языка А.Толстого,о философском  характере лирики Толстого.

    3

Изложение нового материала

«А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».

                                                         (И.Бунин)

-Выделим  цели: (Ответ об –ся)

-познакомимся с биографией поэта и  его творчеством;

-выделим основные темы и образы  в его поэзии;

-определим значение его творчества для русской литературы.

Вводное слово

Русская литература дала миру трех писателей с фамилией Толстой:

  • Л.Н. Толстой – автор «Севастопольских рассказов», трилогии «Детство. Отрочество. Юность», знаменитых романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других великих произведений.
  • А.Н. Толстой – автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», детской сказки «Буратино».
  • Если говорить о творчестве А.К.Толстого, то скорее всего подавляющее большинство жителей нашей страны не вспомнит ни одного произведения этого великого человека (и это конечно очень грустно).

А ведь  А.К. – великий русский поэт, писатель, драматург,  член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям  в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании. Его театральные пьесы с успехом шли не только в России, но и в Европе. На его  стихи в разное время было создано более 70 музыкальных произведений  Никто из поэтов не может похвастаться таким достижением. Какие вы знаете музыкальные произведения или стихи ?

     Толстой Алексей Константинович Родился в Петербурге 5 сентября  (24 августа) 1817 году. (Запись в тетрадь) По отцовской линии он принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (государственные деятели, военачальники, деятели искусства, Л.Н.Толстой – троюродный брат. Родители его разошлись сразу после рождения сына. Детские годы прошли в имениях матери и позже дяди на Северной Украине.

К  1826 году (9 лет)  мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург

  В 1834 (17 лет)  Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.

На государственной службе А.К. находился 27 лет. 1834-1861 – Толстой на государственной службе (запись в тетрадь). Закончил службу статским советником  (полковник). Но служба тяготила А.К., ему хотелось сочинять и писать. В 1861 году  А.Толстой   в официальном письме Александру II попросил  об отставке. Служба и искусство несовместимы, одно вредит другому, и надо делать выбор. Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне.

Обратите внимание при просмотре видео на основные темы творчества, потом мы их назовём и занесём в тетрадь.

(Просмотр видео ролика А.К.Толстой грани творчества )

      Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения (писал с 6 лет).  При жизни вышел только один сборник стихотворений в 1867 году (50 лет.)(запись в тетрадь)

     Любимым занятием его была охота. Особенно он любил охоту на медведя с рогатиной (это самая опасная охота на медведя, многие охотники в такой охоте погибли, многие чудом остались живы). На его счету было около 100 медведей.

А сейчас я приглашаю всех присутствующих на экскурсию в Красный Рог в имение А.К.Толстого.

(Просмотр видео Красный Рог)

А теперь давайте закрепим какие основные темы, жанры и образы в творчестве А.К.Толстого. Данные будем записывать  в тетрадь.

1.Тема любви 

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей жены.

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения  романсового типа.

Вам на дом было задано повторить по словарям литературные термины. Давайте вспомним:

что такое романс?(ответ об-ся)

С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой. Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве Толстого.  А.Толстой в 1851 встретился на балу-маскараде с таинственной незнакомкой (в маске), которая была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. А.Толстой долго не мог уснуть. В этот вечер он пишет стихотворение "Средь шумного бала".                                               

2.Тема природы

Основной жанр: пейзаж (включающий философские раздумья).              

Что такое пейзаж? (ответ об- ся)

Основные образы: весенний месяц май, образ многострадальной Родины, образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.(запись в тетрадь)

Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе

(Опережающее задание чтение наизусть)

И в воздухе звучат слова, не знаю чьи,

Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,

И громко вторят им бегущие ручьи,

Колебля тростника желтеющие перья;

Пускай же, как они по глине и песку

Растаявших снегов, журча, уносят воды,

Бесследно унесет души твоей тоску

Врачующая власть воскреснувшей природы!

(Опережающее задание чтение наизусть)

Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

3.Сатира и юмор (в тетрадь)

В чем разница между сатирой и юмором?(ответ об- ся)

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара.

Самым  известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет). А заканчивается каждый период словами:                 Земля наша богата

Порядка ж снова нет.

Чтение отрывка о правлении Петра I(Сердюков К.)

Подошли к самой важной теме в творчестве А.К.Толстого - исторической.

  1. Тема истории России (в тетрадь) 

Что такое былина, баллада? (ответ об- ся)

Основные жанры: баллады, былины, поэмы, трагедии (в тетрадь ). В этих произведениях  развернута целая поэтическая  концепция русской истории. Основные образы поэзии

Образы народных героев (Илья Муромец, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)

А сейчас я бы хотела вернуться в нашему эпиграфу «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый». 

И мне кажется, что на сегодняшнем уроке мы восстановили историческую справедливость, талант этого человека огромен. Его творчество не забыто.  И я  хочу что бы вы посмотрели

Премьеру романса на слова А.К.Толстого музыка нашей современницы Людмилы Сазоновой «Ты знаешь край»

(Видео)

   

    20

Закрепление нового материала

Выполнение тестов на закрепление изученного материала.

3

Рефлексия

Продолжите фразу: мне урок понравился, мне урок не очень понравился, вообще я не чего не понял.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа

  1. Подготовить анализ стихотворения «Колокольчики мои»
  2. Выучить стихотворение «Средь шумного бала»
  3.  Выучить наизусть отрывок из баллады «Василий Шибанов»

 

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока "Виктор Гюго, его жизнь и творчество"

На уроке учащиеся вспоминают биографию В.Гюго, выполняют тест на знание биографии писателя, знакомятся  со стихами и романами В.Гюго, подробнее останавливаясь на романе "Notre - Dame de Paris", д...

Конспект урока литературы в 9 классе "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"

Конспект урока литературы в 9 классе  "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"...

Урок литературы в 10 классе «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Урок знакомит учащихся с личностью, биографией и творчеством  великого писателя и поэта, направлен на формирование  у учащихся представления  о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого....

Конспект урока по русской литературе "Жизнь и творчество И.С.Тургенева"

Урок-лекция. Творчество писателя И.С.Тургенева....

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К. Толстого (конспект урока)....

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»

В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Фед...