Урок литературы "Из басен народов мира"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Конспект урока и презентация "Из басен народов мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_basen_narodov_mira.docx23.13 КБ
Файл iz_basen_narodov_mira.pptx296.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 13

Тема: «Из басен народов мира».

Цели:

  • расширение представлений о басне как о лиро-эпическом жанре;
  • знакомство с легендами об Эзопе, с творчеством Лафонтена;
  • формирование навыков анализа, выразительного чтения произведения, умения выделять главное и обобщать;
  • нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: учебник, презентация.

                                    Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Литературоведческий диктант.

1)Красочное авторское определение (Эпитет)

2)Сопоставление одного предмета или явления с другим на основе схожести (Сравнение).

3)Наделение неживых предметов свойствами и чертами живых. (Олицетворение)

4)Употребление слов и словосочетаний в переносном смысле, скрытое сравнение. (Метафора)

5)Сильное художественное преувеличение. (Гипербола)

6)Добрый смех, дружеское подшучивание. (Юмор)

7)Скрытая насмешка, часто произносимая под видом похвалы. (Ирония)

8)Злой, беспощадный смех, высмеивание недостатков. (Сатира)

3.Сообщение темы урока. Постановка целей.

4.Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают план к статье «Эзоп».

1)Что мы узнали об Эзопе?

2)Почему Эзоп пишет басни?

3)Что такое «эзопов язык»?

4)Басня – вымышленный, развлекательный и поучительный рассказ.

Пересказ статьи по плану.

4. Словарь.

Басня – краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного  характера, имеющий иносказательный смысл.

Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – иносказательный язык, который под видом шутки используется для сатиры или поучения.

5.Чтение учащимися материала об Эзопе (на экране портрет Эзопа).

         Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные сюжеты, которые потом на протяжении веков на разный лад пересказывались другими баснописцами, были придуманы Эзопом.

         Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал было для него опасно. Это был его иносказательный «эзопов язык». А о том, как он был рабом, у кого,  и что из этого получилось, в народе рассказывали много весёлых историй.

       Эзоп был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твёрдому убеждению греков, только и годились для того, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное.Зато Боги наградили его даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.

        От языкастого и речистого раба хозяин стразу поспешил избавиться, и повёл работорговец Эзопа с партией других рабов продавать на рынок. Стали разбирать дорожную поклажу, Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину»  - и показывает на самую большую и тяжёлую. Посмеялись над ним, но дали. Однако же на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжёлыми, так и остались.  Тут-то и стало ясно, что уродец Эзоп очень хитёр.

        На острове Самосе жил философ Ксанф. Увидел он трёх рабов на продаже: двое были красавцы, а третий – Эзоп. Спросил он: «Что вы умеете делать?» . Первый сказал: «Всё!», и второй сказал: «Всё!»

Обратился Ксанф к Эзопу:

 (Чтение по ролям)

-- Что ты умеешь делать?

--Ничего.

--Как так?

--Да вот мои товарищи всё уже умеют, мне ничего не оставили.

--Хочешь, я куплю тебя?

--А тебе не всё равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай.

--Ты всегда такой разговорчивый?

--За говорящих птиц дороже платят.

--Да ты ведь не птица, а урод!

--Бочки в погребе тоже уроды, а в них вино на славу.

Подивился Ксанф и купил Эзопа.

--Почему Эзоп так ответил Ксанфу?

В дальнейшем многое подтверждало эти слова Эзопа.

         Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок с приказанием купить всё самое лучшее. Эзоп подал на стол одни языки: жареные, варёные, тушёные.

-- Что это значит, - рассердился Ксанф.

--А разве язык не самое лучшее на свете? При помощи языка люди договариваются друг с другом, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!

         Приказал Ксанф назавтра купить к обеду всё самое худшее, что есть на свете. Каково же было его удивление, когда он опять увидел на столе языки.

--Что это значит?- воскликнул Ксанф.

--А разве язык не самое худшее на свете? – ответил Эзоп. – Языком люди обманывают друг друга, начинаются ссоры, вражда и войны. Ничего нет хуже языка. Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

        После обеда Ксанф, выпив вина, стал хвастаться:                                   ------Человек всё может сделать!

--А море выпьешь? – спросили у него.

--Выпью!

Утром Ксанф опомнился и понял, что опозорится. Стал он просить верного раба: «Помоги!».

Эзоп учит его: «Как пойдёте вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а речек, что в него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, чтобы они не текли в море, тогда я его и выпью!». Ксанф так и сделал, и все только дивились его мудрости.

--Что вы можете сказать об Эзопе на основе прочитанного?

6. Работа с баснями учебника.

        Большинство басен Эзопа вам хорошо знакомо: они не раз пересказывались на всех языках в стихах и прозе, в том числе и нашим русским баснописцем И.А.Крыловым.

--Прочитаем басни Эзопа ( с.63) и вспомним, какие басни И.А.Крылова они вам напоминают.

Сюжет басни Эзопа «Лисица и виноград» использовал не только И.И.Крылов, но и французский баснописец Жан де Лафонтен, живший в 17 веке. (Портрет Лафонтена)

--Прочитаем басню Лафонтена.

--Чем Лис у Лафонтена отличается от Лисицы Эзопа?

(У Лафонтена Лис-гасконец. Вспомним роман «Три мушкетёра». Кто был гасконцем? Гасконцы считались хитрыми и находчивыми.

--У Эзопа что-нибудь сказано о характере лисицы?

А Лис у Лафонтена гордый, он стремится не упасть в грязь лицом.

7.Прочитаем статью учебника «Поговорим о прочитанном» (с.65) и посмотрим, правильные ли выводы мы сделали.

8. Слово учителя.

         Но есть среди басен  Эзопа такие, которые мало известны. Послушайте некоторые из них и определите, в чём состоит их мораль.

Словарь.

Мораль басни – вывод, скрытое нравственное поучение.

            Волк увидел огромную собаку в ошейнике на цепи и спросил: «Кто это тебя так приковал и так откормил?». Ответила собака: «Хозяин!».  «Нет, - ответил Волк, - не для волка такая судьба! Мне и голод милей, чем рабский ошейник».

           Свинья смеялась над львицей, что та рождает только одного детёныша. Львица ответила: «Одного, но льва!»

           Шёл  осёл через реку с грузом соли, поскользнулся и упал; соль подтаяла, и ему стало легче идти. Он обрадовался и в следующий раз, подойдя к реке, упал уже нарочно. Но на этот раз был на нём груз губок, губки от воды разбухли, отяжелели, и осёл утонул.

           

           У отца было две дочери. Одну он выдал замуж за огородника, а другую за горшечника. Пришёл навестить первую, спросил: «Как дела?» . Та ответила: «Да вот молим богов, чтобы послали дождь, и овощи напились».

Пришёл навестить вторую, спросил, как дела; та ответила: «Да вот молим Богов, чтобы солнышко светило, и горшки хорошо просохли». Сказал отец: «Если так, то с кем же из вас мне молиться?»

9.Итог урока.

--Интересно ли вам было узнать об Эзопе?

--А что вы о нём узнали?

--Чем басни Эзопа интересны современному читателю?

10.Домашнее задание.

С.69, 73, 77. Прочитать басни, сравнить их.

         Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные сюжеты, которые потом на протяжении веков на разный лад пересказывались другими баснописцами, были придуманы Эзопом.

         Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал было для него опасно. Это был его иносказательный «эзопов язык». А о том, как он был рабом, у кого,  и что из этого получилось, в народе рассказывали много весёлых историй.

       Эзоп был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твёрдому убеждению греков, только и годились для того, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное.Зато Боги наградили его даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.

        От языкастого и речистого раба хозяин стразу поспешил избавиться, и повёл работорговец Эзопа с партией других рабов продавать на рынок. Стали разбирать дорожную поклажу, Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину»  - и показывает на самую большую и тяжёлую. Посмеялись над ним, но дали. Однако же на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжёлыми, так и остались.  Тут-то и стало ясно, что уродец Эзоп очень хитёр.

        На острове Самосе жил философ Ксанф. Увидел он трёх рабов на продаже: двое были красавцы, а третий – Эзоп. Спросил он: «Что вы умеете делать?» . Первый сказал: «Всё!», и второй сказал: «Всё!»

Обратился Ксанф к Эзопу:

-- Что ты умеешь делать?

--Ничего.

--Как так?

--Да вот мои товарищи всё уже умеют, мне ничего не оставили.

--Хочешь, я куплю тебя?

--А тебе не всё равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай.

--Ты всегда такой разговорчивый?

--За говорящих птиц дороже платят.

--Да ты ведь не птица, а урод!

--Бочки в погребе тоже уроды, а в них вино на славу.

Подивился Ксанф и купил Эзопа.

              Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок с приказанием купить всё самое лучшее. Эзоп подал на стол одни языки: жареные, варёные, тушёные.

-- Что это значит, - рассердился Ксанф.

--А разве язык не самое лучшее на свете? При помощи языка люди договариваются друг с другом, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!

         Приказал Ксанф назавтра купить к обеду всё самое худшее, что есть на свете. Каково же было его удивление, когда он опять увидел на столе языки.

--Что это значит?- воскликнул Ксанф.

--А разве язык не самое худшее на свете? – ответил Эзоп. – Языком люди обманывают друг друга, начинаются ссоры, вражда и войны. Ничего нет хуже языка. Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

        После обеда Ксанф, выпив вина, стал хвастаться:                                        –Человек всё может сделать!

--А море выпьешь? – спросили у него.

--Выпью!

Утром Ксанф опомнился и понял, что опозорится. Стал он просить верного раба: «Помоги!».

Эзоп учит его: «Как пойдёте вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а речек, что в него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, чтобы они не текли в море, тогда я его и выпью!». Ксанф так и сделал, и все только дивились его мудрости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомимся с баснями. Басни народов мира.

Слайд 2

План к статье «Эзоп» 1. Что мы узнали об Эзопе? 2. Почему Эзоп пишет басни? 3.Что такое «эзопов язык»? 4. Что такое басня?

Слайд 3

Древнегреческий баснописец ЭЗОП

Слайд 4

Басня – краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

Слайд 5

Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – иносказательный язык, который под видом шутки используется для сатиры или поучения.

Слайд 7

Жан де Лафонтен (1621-1695)

Слайд 8

Мораль басни – вывод, скрытое нравственное поучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН "Мифы народов мира".

Урок-КВН "Мифы народов мира" для обучающихся 6 класса....

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

Методическая разработка. Урок-мероприятие "Игры народов мира" 5 класс.

Урок  направлен на знакомство детей с традиционными играми других народов.Урок несет в себе не только физическую направленность но и культурную.Данный материал может быть полезен учителям физичес...

Сказки народов мира, в том числе сказки народов России, как дополнительный воспитывающий, развивающий и обучающий ресурс.

Особенно дети младшего школьного возраста чутки и восприимчивы к чужой кеультуре. Они, в отличие от взрослых и подростков, внутренее расположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредни...

Методическая разработка. Урок-мероприятие "Игры народов мира" 5 класс.

Урок  направлен на знакомство детей с традиционными играми других народов.Урок несет в себе не только физическую направленность но и культурную.Данный материал может быть полезен учителям физичес...