Анализ стихотворения "Бородино" М.Ю.Лермонтова
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Документ содержит методический материал урока "Анализ стихотворения "Бородино" М.Ю.Лермонтова". Данный анализ стихотворения способствует более глубокому восприятию текста и раскрытию подлинного героизма простого русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Анализ стихотворения «Бородино»
Цель урока:
раскрытие идейного смысла произведения в единстве с его художественной формой; патриотическое содержание стихотворения.
Наглядность: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрация картины В.Верещагина «Конец Бородинского боя» (компьютер)
Ход урока:
I Беседа
- Что является главным событием в стихотворении «Бородино»? (Бородинское сражение)
- Чем закончился Бородинский бой? (Наполеон не одолел русских, впервые встретив в их лице сильнейшего и храбрейшего противника)
- Каково было моральное состояние русской армии после Бородинского боя? (Русские испытывали желание снова вступить в бой: «Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять»)
- О чем говорило такое состояние духа русского войска? (Русский народ непобедим)
- От чьего имени ведется повествование о Бородинском сражении? (От имени рядового солдата, непосредственного участника Отечественной войны 1812 года)
- Почему рассказ о Бородинском сражении Лермонтов вложил в уста простого русского солдата?
Учитель: Лермонтов вложил рассказ о Бородинском сражении в уста простого солдата для того, чтобы этим приемом наиболее ярко выразить идею о народном характере Отечественной войны 1812 года: отметил решающую роль народа как в исходе сражения, так и в спасении Отечества.
II Характеристика старого солдата
План | Доказательства (в цитатах) |
1. Воинская специальность старого солдата | Он артиллерист, что видно из его слов: «Забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» |
2. Решительность, мужество и готовность постоять до конца в борьбе за родину | «Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою…» |
3. Верность воинской присяге | «И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали. Мы в Бородинский бой.» |
4. Патриотическое воодушевление народа в Бородинском сражении | «Вам не видать таких сражений. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.» |
5. Чувство гордости за свое поколение | «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы (2-ая строфа) |
Заключительное слово учителя: углубить представление детей о теме и идее произведения, отметить особенности поэтического языка произведения и значение «Бородина» для нас.
Тема стихотворения «Бородино» - это тема о Родине и народе как главной движущей силе исторического процесса в ответственный исторический момент, когда решалась судьба русского государства и русской нации.
Символом родины служит Москва. Имя Москвы упоминается пять раз. Беспокойство за судьбу Москвы равносильно тревоге за судьбу Родины, которой угрожает опасность. Готовность постоять и умереть за родину равнозначна самоотверженной решимости умереть за Москву:
«Уж постоим мы головою за родину свою!
Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой…»
III Сообщения учащихся, подготовленные с учителем
- Война 1812 года, начатая Наполеоном, против России, была войной захватнической и, следовательно, несправедливой; для русского же народа она была войной справедливой и священной.
Рассказчик – участник Бородинской битвы – воплощает в себе лучшие черты русского народа. У него высоко развито чувство патриотизма, выражающееся в готовности без раздумья положить за Родину свою голову.
- Ему (рассказчику) присуща беззаветная отвага в бою и воинская верность своему полковому командиру, о котором он хранит благодарную память. Он отличается в бою спокойной, мужественной храбростью и живым юмором, что говорит о несокрушимой силе духа русского народа, способного шутить даже в минуты смертельной опасности. В солдате проявляется и богатырская удаль и широкая русская натура, когда он говорит:
«И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!»
Учитель: (особенности поэтического языка стихотворения)
Особенности речи старого солдата.
Темп его речи замедленный, рассудительный: герой рассказывает, а не декламирует. Тон же речи торжественный, величавый, приподнятый, эмоциональный, потому что старик воодушевлен чувством гордости за русский народ, проявивший чудеса храбрости в своем единоборстве с вражеской армией. (Отметить особенности словаря старого солдата-артиллериста – военная терминология: «забил заряд», «картечь», «лафет…»)
IV Работа с репродукцией картины художника В.Верещагина «Конец Бородинского боя»
Можно использовать репродукции с картин художников Васнецова «Старая Москва», Федотова «Стоянка полка», Заболоцкого «Старый солдат», Шустера «Взятие редута».
V Выразительное чтение отдельных эпизодов (речь старого солдата)
VI Итог урока:
В чем патриотизм стихотворения?
Дома: стихотворение «Бородино» наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).
Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Анализ диктанта схема анализа
Дана схема анализа. Это ускорит вашу работу...
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
Тип: урок- исследование Цели: 1) познакомить с фактами биографии А.Платонова; ...
ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.
В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой...
Статья по методике математики Анализ УМК: Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы (базовый уровень)
Анализ УМК: Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы (базовый уровень)...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...