Конспекты уроков ФГОС
план-конспект урока по литературе (5, 6 класс) по теме
Открытые уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_v_malchik-zvezda.docx | 34.61 КБ |
urok_po_kuprinu_._fgos_.vereskun_i.g.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Верескун И.Г.
МБОУ «Гимназия № 25» г.Ростов-на-Дону
Тема урока: (формулируют учащиеся)
Цели урока:
- вызвать интерес к творчеству О Уайльда;
- развивать навык работы с текстом художественного произведения
-развивать навык работы с интерактивной доской;
- формировать навыки исследовательской работы с текстом художественного произведения;
-развивать умения находить средства выразительности в художественном тексте;
-закрепить навыки характеристики героев;
- воспитывать чуткое отношение к людям, способности переживать,
понимать другого человека;
- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- способствовать умению отбирать и обобщать отобранный материал,
работать с дополнительной литературой.
ХОД УРОКА
Звучит «Анданте» Моцарта.
- Куда переносит вас эта музыка и где она могла звучать?
( В 19 век, в Европу. Такая музыка могла звучать на балах и торжественных приёмах.
Действительно, сегодня мы входим в мир английского писателя 19 века О.Уайльда.
Представим себе, как могло бы пройти интервью с Оскаром Уайльдом.
Интервью
Журналист (учащийся) :
Уважаемый господин Уайльд! Мы знаем, что вы известный английский писатель второй половины 19 века, широко читаемый в России, родились в столице Ирландии-Дублине, в 1856 г,. в семье знаменитого хирурга.
-Что вы любите больше всего?
Писатель (учащийся):
Больше всего в жизни я люблю литературу и искусство, и этому посвятил свою жизнь.
Журналист: Закончив Оксфордский университет, вы возглавили кружок молодых писателей. Расскажите нам, какая тема была основной в их творчестве?
Писатель: Тема внешней красоты и нравственного уродства . Журналист: Какие литературные жанры вас привлекали?
Писатель : Меня привлекали разные жанры: пьесы, поэмы, романы.
Самое известное моё произведение роман «Портрет Дориана Грея».
Журналист:
- Это не помешало вам создать удивительные сказки. Кому они больше предназначены: взрослым или детям?
Писатель: Их могут читать как дети, так и взрослые. В них есть мечта о счастливой жизни, есть сказочные герои и волшебные предметы, но в то же время есть и поучительный смысл.
Учитель: Сегодня мы погружаемся в волшебный мир
Сказки задушевной,
Пестрой и волшебной,
Сказки стародавней,
Доброй и забавной,
Тихой и домашней,
Страшной и серьезной,
Лунной и звездной...
1)Давайте вспомним, что такое сказка?
(Сказка-это занимательный ,поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях).
Оскар Уайльд написал удивительные сказки. Дома вы прочитали сказку «Мальчик-звезда».
2) Что стремится показать в своей сказке «Мальчик-звезда» О.Уайльд?
Что такое истинная красота человека.
Вот и мы с вами сегодня на уроке попытаемся выяснить, что такое истинная красота человека.(Тема урока записывается на доске)
Аналитическая работа на текстом сказки
- Обратите внимание на начало сказки. На фоне какого пейзажа начинается действие в сказке? В какой мир нас погружает сказка в самом начале? (В мир лютого холода).ИД
- Что может подчёркивать пейзаж? ИД
- Как об этом говорится в тексте сказки, прочитайте.
- Что олицетворяет собой холод? (Мир зла)
- Каким будет ребёнок, найденный в зимнем лесу?
6) Что надеялись найти Лесорубы, увидев падающую звезду?
7) Жизнь лесорубов была одинаково тяжела. Почему поступить с мальчиком они намерены по-разному?
8). Почему Лесоруб лишь с третьей попытки переступил порога своего дома, когда принёс младенца? (Приём троекратного повторения, характерный для сказки).
9) После каких слов лесоруба его жена всё-таки решила оставить мальчика-звезду в своей семье? (Слова её мужа лесоруба «В доме , где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа»)
10) Как вы понимаете выражение «каменное сердце»?
Злое, жестокое, не знающее жалости и сострадания .
14) Каким предстает глава семейства лесоруб?
Ответ: Добрый, сердечный, заботливый, жалостливый, честный, с добрым сердцем.
15. Какими качествами наделена его жена?
Ответ: Устала от работы, от того, что не хватает еды. Все время думает, чем накормить семью, во что одеть детей, много работает.
16. Какое сердце у этих людей?
Ответ: Это люди с добрым, открытым сердцем.
17. Почему в доброй, честной семье вырос мальчик с каменным сердцем?
(Мальчик-звезда нал историю своего рождения. Он знатного рода, происходит от звезды. С детства выделяется среди других, возвышается над людьми. Им руководит его имя Звезда.)
Словарная работа
1) Подберите однокоренные слова к слову звезда.
2)Звезда, звездность, звездная болезнь.
Работа над понятием Звездная болезнь.
3) Как вы понимаете выражение «звездная болезнь»?
Ответ: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.
Комментарий учителя: В астрономии слово звезда – это небесное тело. Звезды бывают разной окраски: самые холодные – оранжевые, потом красные, желтые.
4) Какого цвета звезда подходит больше к имени нашего героя ?
Ответ: Звезда оранжевого цвета, потому что он холоден со всеми, равнодушен, жесток.
Аналитическая работа над текстом сказки
12) Что отличало Мальчика-звезду от других детей? Какой внешностью он обладал? Прочитайте в это в тексте сказки.
13) Какое чувство передаёт автор, описывая внешность Мальчика – звезды? Какие изобразительные средства помогают автору передать это чувство?
(восхищение красотой, сравнения)
14) Каким он вырос ?
( он вырос себялюбивым, грубым, гордым, жестоким
14) Какие жестокосердные поступки он совершил по отношению к прокажённому, животным и птицам?
«он проткнул острой тростинкой подслеповатые глаза крота…, швырял камнями в прокаженного...»; подрезал крылья птички-коноплянки, убил мать белочки, «издевался над всеми, кто был жалок и безобразен».
13). Как ведут себя товарищи Мальчика-звезды? Что происходит с ними?
(«...и они стали столь же жестокосердны, как и он».)
14) А как вы относитесь к поступкам его сверстников? Что, на ваш взгляд, страшнее: жестокость, неблагодарность Мальчика – звезды или полное повиновение ему его сверстников? Стал бы он таким, если бы они его не поддерживали во всём?
15). В какой момент повествования снова звучат слова Лесоруба о «каменном сердце»?(Когда он отказывается от матери)
16) Какой поступок героя вы считаете непростительным? ( Поведение по отношению к матери)
Инсценирование эпизода «Встреча с матерью».
Анализ эпизода.
1) Действительно ли некрасива мать мальчика? (Она исхудала, устала в трудной дороге, исстрадалась от горя)
2)Почему он не верит, что это его мать? (Считает себя сыном звезды, боится позора)
3) Почему в глазах нищенки отразился ужас? (Ужаснулась тому, каким вырос ее сын)
4) Что мы узнаём о героях этого эпизода из их поступков?
5)Что делает людей некрасивыми?
6Какое место занимает этот эпизод в сказке?.Он является кульминационным. Это предел жестоких поступков мальчика-звезды.
7) Как определил поведение мальчика приемный отец?
8) Рассмотрите слайд и назовите героев произведений, которые по поведёнию и поступкам похожи на звёздного мальчика?
Задание на ИД (интерактивной доске).
На что обречен человек с каменным сердцем? Выберите из предложенных ответов правильные.
На счастье
Уродливое обличие;
На славу
Гонения, насмешки;
Душевная боль, Страдания;
На признание другими людьми
Одиночество.
РАБОТА СО СХЕМОЙ.
ВПИШИТЕ В КАЖДЫЙ ЛУЧ ЗВЕЗДЫ КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ОБЛАДАЛ МАЛЬЧИК ЗВЕЗДА ДО ТОГО МОМЕНТА, КАК ЕМУ ПРИШЛОСЬ ПЕРЕЖИТЬ ИСПЫТАНИЯ
Злоба, жестокость, грубость, чёрствость, бездушие
Работа с текстом
- Что почувствовал мальчик, когда все отвернулись от него? (Появились слезы.)
2) Отчего он плачет? Что за слезы?
3)С чего начинались изменения в его душе? ( С сострадания.)
- К кому мальчик-звезда испытал впервые испытал сострадание и кто его за это отблагодарил его трижды?
- Кто больше всех пострадал от плохих поступков Мальчика-звезды?
6) Можно ли простить Мальчику все беды и несчастья, которые он причинил людям?
7). Как обращаются люди с Мальчиком-звездой во время его скитаний в поисках матери ?
(Нигде никогда не встречал ни любви, ни сострадания, ни милосердия; весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни».)
11)Почему звери и птицы отказывались ему помогать?
Что об этом говорится в тексте?
12) Через какие испытания провёл звёздного мальчика колдун?
13) Зачём он это сделал?(Чтобы до конца понять, изменился ли звездный мальчик, способен ли он на жалость и сострадание и прощение)
14) Что изменилось в характере и поступках Мальчика-звезды к моменту его встречи с Зайчонком?
(Во время своих скитаний Мальчик-звезда узнал, каково было тем, к кому он относился без жалости и сострадания. И вот впервые, «позабыв свою беду», он побежал на крик: «казалось, кто-то взывает о помощи».)
15)Чем объясняет Зайчонок свою готовность трижды выручать Мальчика-звезду?
(Следует привлечь внимание к следующим репликам Зайчонка: «…как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой»; «…ты первый сжалился надо мной…»)
16). Когда к Мальчику-звезде возвращается его прежний облик?
(Когда чужая нужда становится для него важнее собственной. «И Мальчик-звезда снова пожалел его и отдал ему монету из красного золота, сказав: – Твоя нужда больше моей.)
- Почему сердце звездного мальчика стало сжиматься от тоски? (значит уже не каменное»)
- Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? Только ли внешности коснулось преображение нашего героя? Чему он научился?
Словарная работа
Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые чьим-либо страданием, несчастьем.
- )Как он пытается вымолить у матери прощение?
Выразительное чтение в лицах эпизода встречи с родителями.
20) Почему мать и отец прощают его?
- Как правит он после перенесенных страданий.
РАБОТА СО СХЕМОЙ
Какими качествами стал обладать звездный мальчик, когда прошёл через многие жизненные испытания. Впишите их в лучи звезды.
Сострадание, уважение, доброта, сочувствие, любовь.
Ребята, содержание сказки мальчик –звезда перекликается с
содержанием книги -книг Библией, в которой рассказывается, что появление Вифлеемской звезды символизировало появление на земле Спасителя, который пришёл в этот мир.
Задание на ИД (интерактивной доске).
Определите, кому из героев сказки принадлежат предложенные высказывания?
«В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа». | |
«Кто ты такой, что осмеливаешься приносить страдания в сотворенный богом мир?» | |
«Пойдем со мной, мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей любви» | |
«Как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой» | |
«Твоя нужда больше моей» |
Правильный ответ
«В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа». | лесоруб |
«Кто ты такой, что осмеливаешься приносить страдания в сотворенный богом мир?» | священник |
«Пойдем со мной, мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей любви» | нищенка |
«Как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой» | зайчонок |
«Твоя нужда больше моей» | мальчик-звезда |
Обобщение и систематизация изученного
1)Что вы узнали сегодня на уроке?
Сегодня на уроке я…
- Что получилось и что не получилось?
- Какие новые вопросы возникли в конце урока?
-Без чего невозможна истинная красота?
Истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
Красота – это сокровище. Но распорядиться ей, как и любым сокровищем, можно по- разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестаёт восприниматься как красота.
Подведение итогов работы.
Учитель: Ребята, а сейчас я хочу, чтобы послушали песню «Дорогою добра».
Какой вывод вы сделаете для себя , как нужно поступать с окружающими людьми?
Ученик: быть чуткими к чужой беде, проявлять доброту, быть милосердными.
Домашнее задание: Перед Вами, ребята, конверт, адресованный Мальчику-звезде. Напишите письмо мальчику-звезде о том, как вы будете работать над собой, чтобы стать истинно красивым человеком.
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Верескун И.Г.
МБОУ «Гимназия № 25» г.Ростов-на-Дону
Тема урока: «Счастье - это когда тебя понимают…» (по рассказу А. И.Куприна «Куст сирени»).
Решаемые учебные проблемы на уроке:
- вызвать интерес к творчеству А. Куприна;
- развивать навык работы с текстом художественного произведения
- закрепить и углубить знания учащихся о композиции произведения, элементах сюжета прозаического произведения;
- формировать навыки исследовательской работы с текстом художественного произведения;
- закрепление навыков учащихся по работе в группе;
-развитие умения находить средства выразительности в художественном тексте;
-закрепление навыков сопоставительной характеристики героев;
- воспитывать чуткое отношение к любви, способность переживать,
понимать другого человека;
- развивать монологическую речь учащихся;
- способствовать умению отбирать и обобщать отобранный материал,
работать с дополнительной литературой.
Задачи для учащихся:
- освоить знания о композиции произведения и элементах сюжета прозаического произведения;
- выявить, как на композиционном уровне решается задача выражения чувств героев;
- определить основные черты характера главных героев, принципы и правила их поведения;
- определить роль средств выразительности в художественном тексте;
- выявить роль второстепенных героев рассказа в решении авторского замысла;
- определить авторскую позицию в рассказе и способы ее выражения.
- развивать навык работы с текстом художественного произведения;
- развивать монологическую речь, умение работать с дополнительной литературой
- научиться отбирать и обобщать материал;
3. Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому;
- формирование собственного отношения к героям рассказа А. Куприна, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
- использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников.
Метапредметные:
Познавательные:
- расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя;
- формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
*Регулятивные:
- умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;
- строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов;
- формирование умений работать в группе; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выявление заложенных в рассказе «Куст сирени» вневременных, непреходящих нравственных ценностей;
- умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка и их роль в произведении;
- владение литературоведческой терминологией при анализе рассказа, различными формами творческой работы.
В коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
- создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как словесного искусства, формирование эстетического вкуса, понимание русского слова в его эстетической функции.
4. Учебный материал урока: текст рассказа А. Куприна «Куст сирени», высказывание А.И. Куприна в качестве эпиграфа.
5. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
6. Виды деятельности: работа с эпиграфом, составление таблицы, аналитическая беседа, словарная работа, работа в группах.
7. Тип урока по форме: диалогический.
8. Тип урока по содержанию: урок-исследование.
9. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, текст рассказа.
10.Вид используемых на уроке ИКТ: презентация, статья Кабак Н.В. «Представление о семейном счастье в рассказе Куприна «Куст сирени». М., 2010 г., словарь Символов. — М., 2003., материалы сайта www.chukfamily.ru/Kornei/Critica/Kuprin.htm, ru.wikipedia.org/wiki/Куприн
11. Использованная литература и источники:
1. Белятко Н. А. Символический подтекст в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени», Сборник статей по материалам научной конференции
Всероссийского форума молодых ученых-филологов «Родная речь — Отечеству основа» 18–21 октября 2006 г.
2. Куприн А.И. Повести и рассказы. В 2 тт. Т.1. — М., 1962.
3. Минералова И.Г. Статья А.И. Куприн как мастер сюжетосложения // А.П. Чехов. А.И. Куприн. И.А. Бунин. Уроки русской словесности. — М., 1999.
4. Образовательные и обучающие технологии с использованием ИКТ.(Статья Кабак Н.В. «Представление о семейном счастье в рассказе Куприна «Куст сирени»).М., 2010 г.
5. Словарь Символов. — М., 2003.
6. Материалы сайта www.chukfamily.ru/Kornei/Critica/Kuprin.htm
7. ru.wikipedia.org/wiki/Куприн
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.
ХОД УРОКА.
Предтекстовый структурный элемент урока.
«Почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни - всю вселенную » А.И. Куприн
1-ый этап. Вхождение в тему урока:
Учитель: Что такое счастье? Многие писатели, такие как И.Бунин, А.Чехов пытались найти ответ на этот непростой вопрос. В творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве.
Сегодня нам предстоит выяснить, каким видит счастье А.И.Куприн. Мы проведём небольшое исследование и выясним, в чём видят счастье главные герои рассказа А.Куприна «Куст сирени», который вы прочитали дома. Почему Куприна, которому было к моменту написания рассказа 24 года, волнует тема счастья? Почему в его произведениях появляются военные, а рядом с ними их сильные спутницы жизни. Как трактуется понятие счастья в мифологии?
Сообщение ученика.
В древней мифологии счастье изображалось в виде женщины, несомой ветром. У женщины была длинная коса, поэтому в тот момент, когда она подлетает, ее очень легко поймать. Но уже через миг она пролетит, и больше шансов поймать счастье нет.
На мой взгляд, Алмазову, герою рассказа Куприна «Куст сирени», это удалось. Ему повезло найти своё счастье.
Именно о такой женщине в своей жизни, о таких крепких семейных отношения мечтал и Куприн, которому не удалось ощутить их в своей семье.
Вдовий дом в Москве, куда маленький Саша Куприн попал вместе с матерью после смерти отца, потом в Разумовский благотворительный сиротский пансион, московская военная гимназия с суровым солдатским режимом и телесными наказаниями - вот адреса сурового детства писателя. Именно поэтому Куприн возненавидел насилие, стал чутким к чужому горю. В общей сложности 10 лет провёл он в закрытых военных учебных заведениях, а потом ещё 4 года прослужил офицером. Армию он знал изнутри. (Слайды 1-5 презентации на интерактивной доске)
Вот почему на страницах его произведений часто появляются военные люди, рядом с которыми зачастую оказывались сильные, любящие и преданные женщины, помогающие им преодолеть тяготы военной службы и не сломаться.
Учитель: чтобы все слова в тексте рассказа Куст сирени» вам были понятны, познакомимся с их лексическим значением, выясним, какие из них являются устаревшими.
Словарная работа
(Подготовленный ученик)
(Слайд № 6 )
- Педант-тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований;
- Ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.);
- Ломбард – учреждение для выдачи ссуды под залог имущества;
- Солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень без других камней.
Учитель: А сейчас, ребята, нам предстоит погрузиться в художественный текст рассказа Куприна «Куст сирени» и выяснить, каково представление о счастье и благополучии у героев рассказа?
Работа в группах
1. Группа «литературоведов».
2.Группа «лингвистов».
3.Группа «исследователей».
4.Группа «знатоков».
Содержание работы группы «литературоведов».
1.Выписать в словарик термины: рассказ, литературные жанры, композиция (зеркальная композиция), антитеза, анекдот. (Задание даётся предварительно).
Расска́з - малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.
Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление текста; др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Литературные жанры - группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).
Композиция - (от латинского compositio - сложение, составление), построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Зеркальная композиция- это такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.
2. Составьте композиционный план частей рассказа. Определите, что можно считать завязкой, кульминацией, развязкой в рассказе, озаглавив каждую композиционную часть рассказа.
1 часть.- «Горе»: Алмазов приходит домой.(Завязка)
2 часть.- «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника. (Кульминация)
3 часть. – «Счастье» : Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.(Развязка)
3.Выделите образы-персонажи в рассказе, разграничьте их. Кого из персонажей следует отнести к главным героям рассказа, а кого к второстепенным?
Ученик: Главные герои- это Николай Алмазов, Верочка. Второстепенные -оценщик, садовник.
4. Есть ли имена у второстепенных героев? Как проявляется авторская позиция в отношении к героям?
Ученик: Имена есть лишь у главных героев рассказа, второстепенные герои названы А. Куприным именами нарицательными, обозначающими их профессии. Автор сознательно не даёт им имён, потому что его привлекают люди, способные на поступок, решительные, способные бескорыстно изменить к лучшему жизнь другого.
5. Что означают имена главных героев рассказа? Как называют такой литературный приём? Символичны ли их имена? (задание даётся предварительно)
Слайд №9. Иллюстрация к рассказу с изображением Алмазова.
Ученик: Сочетание имени, отчества и фамилии «Николай Евграфович Алмазов…», вынесенное в самое начало рассказа, указывает на значительность всех его составляющих. Так, имя
героя соотносится с образом одного из святых — Николая
Чудотворца. Отчество переводится с греческого языка, как «хорошо пишущий, благонаписанный : писаный красавец». Фамилия
героя (Алмазов) отсылает нас к символике и назначению камня. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска».
Слайд №10 . Иллюстрация с изображением Верочки.
Ученица: Имя жены Алмазова Веры восходит к образу четырех святых: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. И действительно, на протяжении всего повествования Верочка находится рядом с мужем, помогает ему, верит в него: «… Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость <…> Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». Другими словами, она - чудо для Николая Алмазова.
Таким образом, уже при помощи приёма говорящих фамилий
А.И. Куприн вводит читателя в необыкновенный мир художественного произведения, в чудесный мир волшебства.
6. Найдите в тексте рассказа мнение Алмазова о профессоре. Как объяснить разное мнение о нём Алмазова по мере движения сюжета?
Ученик: Когда Алмазов потерпел неудачу, он говорит о профессоре с усмешкой «аккуратный такой немец, педант». Но в конце рассказа мнение о профессоре меняется: «Славный такой профессор, и умница такой». Такое свойственно, к сожалению, многим людям. Когда дела удаются, хочется восхищаться теми, кто нам помогал в этом, а если работа не удаётся, и нам её возвращают, хочется думать о людях негативно.
7) Для чего, как вы, думаете, Куприн дважды описывает встречу Алмазова с профессором?
Ученик: Куприн дважды описывает встречу Алмазова с профессором, чтобы передать настроение Алмазова.
8). Какую роль играют второстепенные герои в рассказе? Почему некоторые из них сопровождаются портретными деталями?
Ученик: Они необходимы автору, чтобы показать душевное состояние героя
По мере движения сюжета, раскрыть характеры главных героев рассказа.
9) Кого из второстепенных героев можно соотнести к символическому образу волшебника? Почему?
Ученик: К символическому образу волшебника можно отнести образ садовника. Он , как волшебник, за ночь делает свою работу и спасает Алмазова.
10) Какой стилистическую фигуру использует автор при изображении главных героев рассказа? Чему она служит?
Ученик: При изображении главных героев рассказа Куприн использует антитезу, чтобы подчеркнуть, какими противоположностями они являются.
Содержание работы «группы исследователей»
- Что же произошло в жизни Н. Алмазова? Что об этом мы узнаём в начале рассказа?
Ученик: Он провалил сдачу практической работы-инструментальной съёмки местности.
2.) Каково его душевное состояние после неудачи? Как это передают художественные детали текста рассказа?
Алмазов подавлен.У него «…насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой…» «…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными пальцами…»
- Что особенно тяготит Николая в постигшей его неудаче?
Ученик: Алмазов понимает, что это крах его карьеры. Это грозит позором и возращением в полк.
- Почему он уверен, что ничего уже не исправишь?
Ученик: Уверенность Алмазова в том, что он не сдаст работу, основана на том, что профессор «педант» и отлично знает план местности.
- Какие детали рассказа помогают читателю понять сильнейшие
переживания героя? Найдите эти детали в тексте рассказа. (Работа с текстом).
Ученик: Это описание будильника. «Прошло минут пять тяжёлого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два, три-три; два чистых удара, третий с хриплым перебоем».
5). Сделайте вывод о характере Николая Алмазова.
Ученик: Николай Алмазов беспомощен в трудной жизненной ситуации, впадает в депрессию, не верит в успех, хотя и пытается выйти из трудной ситуации.
8) Как к нему относится писатель?
Ученик: Автор называет Алмазова Николай Евграфович, словно напоминая ему, что он достаточно взрослый человек и сам должен справляться с трудностями, подтрунивает за слабость, но все же он ему симпатичен.
9) Какую роль в жизни и учебе Николая играет его жена Вера?
Ученик: Вера является «вечным двигателем» Николая. Благодаря ей он справляется с депрессией и начинает действовать.
11) Какой неожиданный выход из трудной ситуации находит Вера?
Ученик: Вера решила посадить кусты сирени на месте того места в плане местности, где муж замазал жирное пятно краской.
12) Почему Вера едет ночью за десять верст вместе с мужем сажать сирень?
Ученик: Её поступок объясняется желанием помочь любимому мужу в трудной ситуации.
13) Как удалось Вере убедить садовника выполнить странную работу ночью?
Ученик: Вера с отчаянием рассказывает садовнику всю историю со злополучным письмом. Сочувствуя Вере, садовник согласился посадить сирень.
14) Какой вывод можно сделать о характере Веры?
Ученик: Вера спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. Она верит в успех дела, надеется на положительный исход. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.
14) Чей характер в рассказе представлен ярче: Веры или Николая?
Ученик: Характер Верочки представлен ярче, потому что она вся в движении, в действии.
15) Обратите внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев. Как вы думаете, почему?
Ученик: Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, а он гораздо важнее внешности.
16) Каков финал рассказа?
Ученик: Алмазову удалось сдать профессору план местности, и он счастливый возвращается домой.
17) Как переданы минуты семейного счастья в финале рассказа? Почему счастлива Верочка?
Ученик: «И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы ещё раз взглянуть на эту странную парочку…» Верочка счастлива, что её поддержка, находчивость, самоотверженность помогла мужу в трудную минуту его жизни. А это и есть для неё счастье.
В ходе работы «группа исследователей» заполняет таблицу «Сравнительная характеристика героев»
Слайд №7 на интерактивной доске
Николай Алмазов | Верочка |
Раздражен, недоволен. | Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. |
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. | Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. |
Не видит выхода, не верит в успех. | Верит в успех дела, надеется на положительный исход. |
Подчиняется жене, действует по её плану. | В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее. |
Отношение автора к герою | Отношение автора к героине |
Автор называет Алмазова Николай Евграфович, словно напоминая ему, что он достаточно взрослый человек и сам должен справляться с трудностями, подтрунивает за слабость, но все же он ему симпатичен. | С большей симпатией Куприн относится к Вере. Героиню автор называет просто Вера, Верочка. Он пишет о ней тепло, заинтересованно, любуется ей, даже не осуждает за небольшой обман профессора. |
Содержание работы «группы лингвистов»
1. Найдите в тексте слова и выражения, раскрывающие внутреннее состояние Николая Алмазова.
2. В рассказе обыгрываются два значения слова «посадить». Как многозначность слова «посадить» соотносится с репутацией Алмазова?
Ученик: вначале рассказа Алмазов мы видим, как посажена его репутация
из-за провала с практической работой. А в финале рассказа мы видим, как посаженный куст сирени изменяет жизнь героя, и меняется сам Алмазов.
Он горд и счастлив, что справился с работой.
3. Подберите синоним к выражению «семейное счастье».
Ученик: Синоним к выражению «семейное счастье». - семейная идиллия.
4.Что вы можете сказать о поэтике Куприна и образных средствах его рассказа «Куст сирени»?
Ученик: Куприн придает немалое значение благозвучию. Он крайне редко употребляет краткие прилагательные, звучащие более резко, отрывисто, чем полные. Чаще встречаются у него наречия, производные от качественных прилагательных «Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо…» Но он иногда использует их именно потому, что, обладая некоторыми выразительными свойствами кратких прилагательных, наречия эти все же более благозвучны.
В рассказе «Куст сирени» много эпитетов «тяжелое молчание», «хромой ход будильника», которые служат средством, характеризующим душевное состояние Алмазова после постигшей его неудачи. Куприн использует такое образное средство как творительный сравнения, чтобы показать длительность пути, который проделали Алмазовы к садовнику («когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и воздуху синим молоком»).
Содержание работы «группы знатоков»
1. Почему рассказ назван «Куст сирени»?
Ученик: Рассказ так назван, потому что куст сирени стал символом их семейного счастья.
2.Почему именно название этого кустарника вынес в заглавие рассказа А.Куприн?
Ученик: Сирень часто воспринимается как символ великолепия, красоты и возрождения. Считается, что амулет, сделанный из сирени, способен принести девушкам обилие женихов и счастливую семейную жизнь, а мужчинам он может помочь в принятии обдуманных решений).
3) Прочтите эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием А. Куприна? Как мысли А. Куприна отражены в рассказе?
Ученик: Я согласен с мнением А. Куприна, любящая женщина способна на всё ради любимого, даже на самый неожиданный выход в трудной ситуации, чего бы это ей ни стоило, и она счастлива от того, что сделала счастливым своего любимого.
4) Почему после развязки рассказа А. Куприн продолжает повествование?
Ученик: Куприн продолжает повествование, чтобы показать всю гамму чувств, какую испытывают Алмазов и Верочка, их счастье и взаимопонимание и даёт нам, читателям, насладиться их чувствами).
5). Почему в начале и конце рассказа мы видим Верочку и Алмазова, и автор снова передаёт нам душевное состояние героев? Как называется такая композиция?
Ученик: Такая композиция называется зеркальной. Это такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.
Макет рабочей тетради ученика (заполняется в ходе урока и заканчивается дома)
1.История написания рассказа _______________________________________________
2. Тема рассказа ____________________________________________________________
3.Композиция рассказа
- завязка действия:
- кульминация:
- развязка действия:
ВЫВОД: Почему после развязки рассказа А.И.Куприн продолжает повествование?
__________________________________________________________________
4. Характеристика героев: Средства изображения героев.
Герои
(образы-персонажи)
Главные Второстепенные
Символика
Портретные детали
Черты характера
5.Идея рассказа.
6. В чем смысл названия рассказа? ____________________________________________________
7.Согласны ли вы с представлением о семейном счастье А.И. Куприна?
8.Каково ваше представление о счастье?
________________________________________________________________
Учитель: В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться?»
Почему Соломон видит семейное счастье в труде и самопожертвовании
ради любимого?
Ученик: На мой взгляд, семейное счастье и любовь - это труд. И от того,
как один будет поддерживать и помогать другому, и будет зависеть семейное счастье.
Межлитературные связи
Учитель: в каком произведении зарубежного писателя, прочитанном
вами летом, есть героиня, похожая на Веру Алмазову? Чем она похожа?
Ученик: это американка Делла из рассказа О. Генри «Дары волхвов». Обе героини и Вера, и Делла обладают самыми ценными из всех даров – самоотверженной любовью и преданностью, а это и есть величайшее сокровище.
Посттекстовый структурный элемент урока.
Выводы, достижение цели.
Учитель: Какой вывод о том, что такое счастье, мы можем сделать по уроку?
Ученик: Счастье – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать ради любимого. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми, как Веру и Николая Алмазова из рассказа «Куст сирени».
Рефлексия.
- оцените работу всех ребят на уроке. Решили ли вы поставленные перед вами задачи?
- чьи выступления понравились больше всего и почему?
- поставьте оценки себе сами;
- можем мы назвать ребят, получивших «4» и «5» , грамотными читателями?
Домашнее задание.
1.Закончить выполнение заданий в тетради.
2. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Чем для меня интересен рассказ «Куст сирени?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ФГОС второго поколения 5 класс.Бутерброды и горячие напитки».
Цели: Предметные - ознакомить учащихся с классификацией и приготовлением бутербродов и горячих напитков....
конспект урока ФГОС "Бутерброды и горячие напитки" 5 класс презентация "Бутерброды" поурочное планирование
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока Данные об учителе: Бидненко Элла Анатольевна, учитель технологии МОБ...
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. «Блюда из яиц».
«Блюда из яиц». Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология...
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология 5 класс.
Основные технологические операции ручной обработки древесины....
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образова...
конспект урока фгос 3 класс
фгос...