Использование личностно - ориентированных принципов в обучении и развитии познавательных способностей
методическая разработка по литературе на тему
Изменился подход к процессу обучения: учитель не дает знания в готовом виде, а организует деятельность школьников таким образом, чтобы знания добывались учениками, как под руководством учителя, так и самостоятельно. С изменением парадигмы образования изменяется и характер деятельности учителя на уроке. Из источника информации он превращается в организатора, руководителя, координатора по овладению знаниями, умениями и способами деятельности. Введение данной парадигмы позволит решить типичную проблему для многих школ, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные затруднения в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. По моему мнению, данную задачу поможет решить личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование личностно - ориентированных принципов в обучении и развитии познавательных способностей»
Современный учитель должен обладать и ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности.
В условиях новых требований к школьному образованию сегодня, в XXI веке, особенно актуально звучат слова Ахмета Байтурсынова: «Учитель – душа школы. Какой учитель, такова и школа». Качество знаний учащихся зависит от того, насколько подготовлен сам учитель. Учитель…, не просто учитель - от корня «учи», а учитель-мастер способный к творческому продуктивному труду.
Изменился подход к процессу обучения: учитель не дает знания в готовом виде, а организует деятельность школьников таким образом, чтобы знания добывались учениками, как под руководством учителя, так и самостоятельно. С изменением парадигмы образования изменяется и характер деятельности учителя на уроке. Из источника информации он превращается в организатора, руководителя, координатора по овладению знаниями, умениями и способами деятельности. Введение данной парадигмы позволит решить типичную проблему для многих школ, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные затруднения в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. По моему мнению, данную задачу поможет решить личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.
Под личностным подходом я подразумеваю индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самореализацию, самоутверждение. Решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого свой индивидуальный путь развития.
Современное образование сегодня невозможно без обращения к личности. Дело состоит лишь в том, какую роль будет играть личность в этом процессе – роль цели или роль средства. Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Личность формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие личности – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике.
Нынешние ученики, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколения. Сегодня формирование молодого поколения происходит в условиях быстро меняющегося мира. В данных условиях необходима новая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволила бы:
- Обеспечить повышение уровня знаний, умение работать самостоятельно и применять их на практике.
- Развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к самостоятельной работе.
- Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
- Формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление.
- Повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений.
- Сформировать у учащихся целостную картину мира.
- Формирование навыков общения со сверстниками, учителями и работниками школы.
Поскольку цель современной школы, прежде всего, - подготовка детей к жизни, достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников. Поэтому я выбрала методическую тему, над которой работаю с 2013 года «Использование личностно - ориентированных принципов в обучении и развитии познавательных способностей»
Цель:
создать условия для развития индивидуальных качеств личности, способствующих успешному учению и развитию познавательных процессов.
Задачи:
- Оказать педагогическую помощь для успешной адаптации детей.
- Формировать навыки успешной деятельности, трудолюбие, интерес к учению, познанию.
- Формирование и развитие навыков самостоятельности.
- Создать ситуацию успеха для формирования познавательных процессов, эмоциональной стабильности.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно – ориентированной педагогики. В моих классах обучаются дети разных уровней и способностей. Основная цель - развитие личности школьника на основе ведущей деятельности: эффективное психическое развитие, формирование способности младшего школьника к саморазвитию и самовоспитанию; социализация ребенка, развитие разных видов деятельности, формирование общей культуры и эрудиции, подготовка к дальнейшему образованию.
Изучение психологических особенностей школьников важное условие повышения эффективности обучения и воспитания. Здесь поможет мониторинг процесса личностного развития каждого ученика. Начиная с момента поступления в школу, проводится систематическая диагностика и коррекция личностного развития каждого ученика.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Изучение особенностей школьника я начинаю с входной диагностики: выявляю уровень развития мелкой моторики, зрительной памяти, словарный запас, образное мышление, умение подбирать ассоциации. Сравнивая показатели за 2013 и 2014 годы, увидела, что уровень развития познавательных процессов падает:
Эффективным современное образование может быть только при максимальном развитии познавательных способностей, мыслительной активности школьников, их интеллектуальных способностей и умении применять полученные знания на практике.
Ни один учитель не может учить только своему предмету. Хочет он этого или не хочет, он учит школьников добру или злу, вселяет веру в справедливость или разрушает её.
Все наши педагогические идеи оказываются несостоятельными, если мы не можем найти серьёзного применения всему тому, чему учим, если ребята не могут попробовать свои силы и способности.
Способности проявляются и развиваются в процессе деятельности ребёнка. Предпосылкой творчества детей является настойчивая, неуёмная, склонность к напряжённой умственной деятельности.
Зачастую развитию способностей, прежде всего, необходимо формировать у ребёнка привычку к трудовым усилиям, вырабатывать высокую трудоспособность.
Задачи:
- научить искать в труде творчество и видеть в творчестве труд;
- учить детей видеть, думать, слушать и слышать, чувствовать;
- научить любить своё, близкое и родное.
Задача - развивать на уроках эти качества, умело активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учеников. Необходимо подготовить методический и дидактический материал, который используется на уроках, а также на факультативных и внеклассных занятиях.
Любой ребёнок «заполнен» своим собственным ментальным методом, который и предопределяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных ситуациях. Этот опыт у каждого ребёнка различен, и каждый школьник объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счёт максимально возможного обогащения его ментального опыта. В этом суть проблемы интеллектуального воспитания учащихся.
Развитие стремления к непрерывному познанию, то есть, совершенствование интеллектуальных способностей, одна из основных задач поставленная мною в процессе обучения и воспитания младших школьников. Будить в детях способность к догадке, давать свободу ребячьей фантазии, воображению – значит создавать условия для умственного развития.
Как подметил В.А.Сухомлинский, истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, больше наблюдательности, пытливости зоркости, внимания, способности исследовать в деятельности ребёнка.
Формирование мышления тоже происходит через развитие моторики рук. С развитием мышления у ребёнка развивается и речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет её выразить, отделив важное от второстепенного.
Для этого я использую и на уроках, и на факультативных и внеклассных занятиях, различные упражнения, задания, которые в той или иной форме способствуют развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления. Провожу различные игры, конкурсы, индивидуальные задания, а потом провожу тесты, с помощью которых выявляю степень развития творческих способностей.
Для развития воображения и речи использую упражнения «Дорисовать», «Картинки», «Необитаемый остров» и т. д. И если, в начале, каждое упражнении предлагается детям в максимально простом варианте, то в дальнейшем предполагается постепенное усложнение задания. Кроме того, один и тот же приём, поданный в разных вариантах, позитивно влияет не только на развитие воображения, но и позитивно влияет на развитие различных психических функций.
Для развития внимания использую следующие упражнения и задания:
- «Найди и продолжи закономерность», «Найди лишнее».
- «Нарисуй узор» - графические диктанты, которые развивают устойчивость внимания.
- Игры «Что изменилось?», «День и ночь»
- Разные задачи типа:
- Раскрась 4 лодки двумя красками так, чтобы не было одинаково раскрашенных.
- Раскрась шары так, чтобы маленький был, между синим, и красным, а зелёный
рядом с синим.
- Раскрась 3 клеточки разными способами / двумя или тремя карандашами/
Задания и упражнения на развитие разных видов памяти:
- Кто больше запомнит?
- «Антонимы и синонимы»
- « Пары слов»
- Физ. минутки.
- « Добрые слова» и т.д.
Задания на мыслительные операции:
- Подчеркни лишнее слово.
- Аналогия
- Обобщение.
Это только часть из того, что я использую. Всё это способствует развитию творческих способностей, одарённости детей.
Мною собраны методические пособия, карточки, демонстрационный и раздаточный материал, имеется подборка электронного материала. На своих уроках применяю разнообразные методы и формы обучения, С помощью элементов занимательности и неожиданности стараюсь формировать у детей прочные знания и умения, направленные на развитие орфографических и вычислительных навыков, снимаю усталость и напряжение. Всё это делает уроки интересными и эмоциональными.
Современный ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время.
Приведу примеры некоторых развивающих упражнений и игр, которые способствуют увеличению объёма памяти, развитию умений применять ассоциации и логику, воображение, используемых на своих уроках.
«Цепочка слов». Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т. д. Затем снова называет первое, второе и третье слово, учащиеся называют их по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова связанные по смыслу, запоминаются легче.
«Повтори-ка!». Можно применять на уроках познания мира, математики, литературы. Учитель называет слово по теме урока, например « домашние животные» и «геометрические фигуры», герои сказок. Ученик повторяет это слово и добавляет другое: собака, кошка или точка, линия. Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое и т. д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется, т. е. у кого лучше память.
«Исчезнувший предмет». На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.
На уроках русского языка целесообразно использовать следующие упражнения.
«Кто больше запомнит». На уроке русского языка проводится словарный диктант. Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку, например, из трех слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читает новую строчку из трех слов и опять делает паузу. После чего учащиеся каждый у себя и друг у друга подсчитывают, сколько записали слов и проверяют правильность их написания. Диктант надо начинать с цепочки из трех слов. Далее цепочка увеличивается.
«Запомни и запиши предложение». Читаю предложение, записанное на доске вслух, чтобы дети поняли смысл. Дети читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам. Читают предложение по слогам про себя. Просматривают его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные. Объясняют все орфограммы (коллективно).
Запись предложения в тетрадь. Доска с написанным предложением при этом закрывается. После записи предложения в тетрадь доска открывается и задание проверяется.
Данные упражнения не только укрепляют память, но и повышают орфографическую грамотность, увеличивают скорость письма.
Знание этих закономерностей, подробное изучение свойств памяти, приемов запоминания, разнообразие развивающих игр, упражнений на развитие мышления, логики, воображения позволило мне найти те способы и методы организации работы, которые действительно дают результаты по развитию и укреплению показателей.
Мышление
Очень нравится детям на уроках русского языка упражнение «Запомни и запиши предложение». Оно применяется для развития всех видов памяти, а также повышает орфографическую зоркость, мышление Конечно же, дети не стали писать сразу без ошибок, но их количество, хоть и не намного, но убавилось.
На протяжении всех лет веду мониторинг по технике чтения. Результаты уровня техники чтения повышаются. На уроках литературы, приучаю детей отвечать на вопрос четко, высказывать собственное отношение, уметь грамотно составить вопрос к прочитанному, учу их слушать, думать, дополнять ответ. В учебной деятельности и во внеклассной работе помогаю учащимся развивать уверенность в своих способностях, самоконтроль, и, таким образом, сделать их успешными как в социуме, так и в образовании.
Показателем активной позиции является участие ребят в интеллектуальных конкурсах: «Ак-бота», «Кенгуру», «Русский медвежонок», где проверяются знания, развивается память, расширяется кругозор.
Да и вообще, развивая способности учащихся, не следует ожидать мгновенных результатов. Это очень долгая и трудная работа. Но ее необходимо проводить для того, чтобы учащиеся научились управлять своими способностями, умело применять их в работе. Познавательные способности каждого надо настойчиво развивать.
Ученики являются активными участниками всех школьных мероприятий: День пожилых, Праздник осени, Новый год, День Здоровья, 8 марта, День Победы; их отличает позитивное отношение к школе и школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование личностно-ориентированного подхода в обучении игре на аккордеоне»
Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. В "Концепции модернизации российского образова...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.
Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....
использование личностно-ориентированной технологии в обучении игре на инструменте
данный реферат раскрывает актуальность личностно-ориентированной технологии приу обучении игре на музыкальном инструменте в колледже...
Статья об использовании личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку и литературе.
Из опыта работы по использованию личностно-ориентированных технологий в обучению русскому языку и литературе....
Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности
Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности. Статья....
Статья "Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности"
Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности...