Проект « Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития»
проект

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobrazovaniyu_yarykbaeva.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Управление образования города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  «ЯГОДКА»

Тема  проекта

« Осознание ценностей личностно-ориентированной модели

воспитания, обучения  и развития»

2013-2015 г.г.

сроки реализации проекта

Ф. И.О. автора: Ярыкбаева  Зарема  Солтанхановна

ВВЕДЕНИЕ.

Самообразование по этой теме выбрана мною не случайно, так как в дошкольном учреждении я работаю впервые. С приходом на новую работу мне  в первую очередь стало необходимо  узнать о малышах все: изучить их детскую психологию, возрастные особенности, научиться выявлять и развивать  лучшие личностные качества, чему и как их учить, как правильно воспитывать,  помочь  стать самыми  лучшими.

Цель: повысить  профессиональный  уровень.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
  2. Изучить психолого-педагогические особенности детей раннего и младшего возраста.
  3. Изучить особенности методики организации  непосредственно-образовательной  деятельности с детьми 2-4 лет.
  4. Изучить особенности организации режимных моментов  в группе.
  5. Работа с семьями, имеющих детей младшего возраста.

    Реферативная часть.    

1.Научно-методический журнал «Детский сад от   А  до Я » №38.

Один из главных вопросов – адаптация детей в раннем возрасте. Многие родители и воспитатели сталкиваются с определенными трудностями при адаптации ребенка к условиям   детского сада. Сущность  проблемы состоит в том, что привыкание ребенка к новым условиям приводит к негативным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжелое прощание с родителями, слезы, капризы и т.д.

И конечно у любого родителя встает вопрос: как облегчить малышу период адаптации?

До поступления ребенка в детский сад рекомендуется совершать неоднократные кратковременные экскурсии в группу (знакомство с детьми, воспитателями, игрушками).

Информировать воспитателя об индивидуальных особенностях ребенка. Приучать ребенка ко всему новому постепенно. В период адаптации обращаться с ребенком ласково, проявлять только  положительные эмоции. Можно прийти в детский сад с любимой игрушкой.  Таким  образом, соблюдение этих принципов будут способствовать к более успешной адаптации детей к детскому саду.

Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.

В последние десятилетия большое внимание уделяется  эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается  как показатель его общего психического развития и психологического здоровья. Важным показателем эмоционального благополучия являются улыбка и смех. Любому ребенку необходимо, чтобы на него обращали внимание, откликались на проявленные  им эмоции. Ребенок должен получать достаточное количество  впечатлений, обеспечивающих  активное состояние коры головного мозга  и способствующих  его психическому развитию. Следовательно, для эффективного развития  эмоциональной сферы  ребенка необходимы  различные сенсорные раздражители и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, яркие игрушки, красочные, эмоционально-окрашенные  предметные и сюжетные картинки, место для подвижных игр, детские книги, музыкальное сопровождение и др. При этом среда должна быть безопасной. Эффективным приемом  гармонизации эмоционального состояния  выступает игра с песком и водой. Также детям нравится посещение  театров и других торжественных мероприятий. Игры с куклами и животными  позволяют  воспитывать такие чувства как любовь, жалость. Важным условием  эмоционального развития  выступает  правильно построенный режим дня ребенка. Если режим дня не соответствует возрасту ребенка  это приводит к тому, что ребенок становится капризным, раздражительным. Следует отметить, что развитие  эмоциональной  сферы ребенка  далеко не спонтанное « развертывание  врожденных задатков» а сложный  и целенаправленный воспитательный процесс.

Особенности организации режимных моментов в группе.

Правильная организация режима  жизни  детей – необходимое  условие  для нормального  развития  нервной системы.

С учетом возрастных  особенностей ребенка, режим должен  предусматривать  наличие всех элементов  жизнедеятельности  ребенка (сон, прогулка, занятие  и пр.) дисциплинирующих и способствующих  нормальному физическому  развитию. Показателями  правильно составленного режима являются:

1.Отсутствие  у ребенка отрицательных  эмоций  (плача, капризов, негативных реакций и т.д.)

2.Уровень деятельности  малыша  соответствует возрасту.

3.Ребенок спокойно переходит от одного  состояния  к другому (от бодрствования  ко сну и  наоборот), от одного вида деятельности  к другому.

4.У ребёнка  хороший аппетит, глубокий сон.

5.Малыш  принимает  активное участие  во всех режимных моментах.

 Режим дня включает режимные моменты, как в семье, так и в детском саду. В семье это  пробуждение, туалет – утром; приход из детского сада – ужин, подготовка ко сну. В детском саду - приход в сад, завтрак, игры, занятия, сон, прогулки, обед, полдник, уход домой.  Все режимные моменты должны использоваться  взрослыми  для воспитания ребенка. Необходимо формировать у ребенка  нужные привычки и навыки  поведения. Например,  во время кормления взрослый не только формирует  правила поведения,  но обогащает  словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое и  т.д.)   Интерес ребенка  к режимному процессу увеличивается, если он  принимает активное участие в нем. Активно участвуя  в режимных процессах, малыш может ошибаться, делать не так,  как  требует взрослый. Очень важно не заострять внимание  на неправильных поступках, а учить,  как это сделать правильно, похвалить   во время действий. Психическое  и личностное развитие  детей идет не только  в бытовой деятельности организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения  на занятиях. Уже в раннем возрасте  на занятиях малыши приобретают  элементарные учебные навыки. Они учатся  внимательно слушать  воспитателя,  воспринимать  задание,  действовать  в соответствии  с ним.  На занятиях дети  приобретают  некоторые знания и

 навыки  жизни в детском саду  (не мешать друг другу,  заниматься со своей игрушкой), подождать пока взрослый  занимается другим ребенком и т.п. Обязательно  должны быть включены  в режим дня  физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, особенно в летнее время. Прогулки  оказывают  благоприятное воздействие  на нервную систему,  улучшают аппетит, сон, настроение, тренируют  сердечно- сосудистую систему, являются одним из средств закаливания. Физические упражнения играют огромную роль  в формировании детского организма. Они  содействуют  развитию  всех органов и систем: двигательного аппарата, координацию движений, повышают  возбудимость  мышц, темп, силу, выносливость, вызывают  усиление  сердечной деятельности, от которой зависит обеспечение всего организма кислородом и питательными веществами.

Особенности организации непосредственно-образовательной деятельности.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно-образовательная деятельность. При организации непосредственно – образовательной деятельности  используются разные способы: групповые, подгрупповые, индивидуальные. Содержание работы НОД планируется  исходя  из комплексно -  тематического планирования, сезонности, различных   проявлений  природы,  календарных  праздников  и того,  что детям  близко    интересно, можно использовать проекты  для общего  раскрытия  темы  и дополнительного  обогащения  знаний детей. Длительность непосредственно-образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Само НОД  разбивается  на три части. В вводной части   может  создаваться  игровая ситуация, проблемная ситуация  стимулирующая  активность детей  к поиску  ее решения (например, задается  вопрос: «Давайте поможем  персонажу»). В основной части  детям  даются новые знания, необходимые для решения проблемного  вопроса  на основе  содержания  разных  разделов  программы  с опорой  на наглядность. Заключительная часть  включает  в себя творческую  деятельность  по закреплению  и запоминанию  изученного  материала в любой  её форме. Это может быть  аппликация,  рисование, лепка  и иные виды практической деятельности. Важно заметить, что при  планировании  и проведении НОД в младшей группе   воспитателю  в работе с детьми помогут  такие методы как:

- сюрпризные игровые  моменты , сюжетно-ролевые игры , игры-драматизации и т.д.

-рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование, поисково-познавательная деятельность.

-сравнительный анализ, сопоставление и т.д.

-проблемные вопросы, дидактические игры для активизации словаря, артикуляционные гимнастики  для развития речи детей.

В младшем дошкольном возрасте  вся жизнь  и деятельность  построена   в форме игры, поэтому НОД должна включать  себя  много видов  двигательной активности:  динамические паузы, физкультминутки,  театрализованные и подвижные игры, релаксационные  паузы  и многое другое, позволяющие отвлечься  от одного вида  деятельности  и плавно  перейти  к другому.

Учитывая особенности  мышления  детей младшего дошкольного возраста, на НОД необходимо  использовать большое количество  разнообразного наглядного материала и атрибутов. Их следует распределить так, чтобы дети могли  свободно  подойти к ним , рассмотреть и использовать. Продолжительность непосредственно-образовательной деятельности  составляет  9 минут  для  детей раннего возраста. Образовательная деятельность  может быть различной: малыши сидят на стульчиках,  расставленных полукругом  , за столом или свободно передвигаются по групповой комнате.  Таким образом, в течение дня реализуются  все  образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,  «Труд»,  «Познание», « Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Работа с семьями имеющих детей раннего возраста.

Для того, чтобы пребывание ребенка  в ДОУ было комфортным, полноценно развивались  его духовные и физические силы, необходимо наладить  взаимодействие педагога с родителями. Содержание, формы  и методы  общения  педагога  с родителями  детей раннего возраста  в условиях ДОУ имеют  свою специфику, вытекающую,  прежде всего, из особенностей  самого периода  раннего детства. Родителям необходимо показать  уникальность  и значение того или  иного  возрастного периода. Много примеров можно привести  о незнании или недопонимании  родителям периода « кризиса трёх лет». Педагогам ДОУ следует убедить родителей  в важности  правильного воспитания ребенка с первых дней жизни. К специфике общения с родителями  данного контингента детей относится и то, что  педагог  не проводит  открытые  просмотры виды деятельности как, например,  в старших группах. Дети могу сорвать  занятие, эмоционально реагируя  на проявление  родителей. Но открытые просмотры родители очень любят, поэтому их могут заменить современные технические  возможности, например использование фотоальбомов, стенгазет, записи  занятий с детьми  или других видов  деятельности  на диск. Использование этих методов, безусловно повысит  интерес родителей  к проводимым в ДОУ  мероприятиям. Родителям  следует  почаще общаться с ребенком. Отвечать на его вопросы, читать книжки, рассматривать  картинки, развивать его предметную и игровую деятельность. Некоторые родители считают, что на это нет времени: 15-20 минут достаточно  для организации  игры или круга общения в семье. Общение с детьми  может  осуществлять в бытовых  ситуациях,  по дороге домой.                                                                                

Но,  как и в какой форме сообщать родителям  знания? Это может быть  использование  традиционных форм  общения,  например,  родительских собраний, бесед, консультаций, папок-передвижек и др. Встречи  педагога с родителями  должны быть  длительными, 30-40 минут с использованием методов активизации  родителей. Комплекс рекомендуемых форм и методов  общения с семьёй  поможет установить контакт  педагога  с родителями,  заинтересовать  вопросами воспитания,  помочь  им переосмыслить  свои методы воспитания, грамотно их  использовать, что в конечном итоге  скажется на изменениях педагогического воздействия на ребенка в семье. Родители  будут апеллировать  к чувствам,  сознанию  ребенка, использовать  игровые методы,  редко обращаться к наказаниям.

                        Проектная часть.

1.Изучить литературу о психолого-педагогических особенностях детей.

2.Изучить  особенности организации непосредственно-образовательной деятельности.

3.Изучить  особенности организации режимных моментов в группе.

4.Анализ работы за год.

Заключение: Мне как молодому педагогу, самостоятельная работа по самообразованию позволила пополнить и конкретизировать свои знания,   осуществить глубокий и детальный анализ возникающих  ситуаций в  работе с детьми. С родителями были проведены два родительских собрания, консультации, развлечения к праздникам. Также родители активно во всех конкурсах группы.

Литература:

1.Журнал « Семья и детский сад»2009г.

2.Журнал « От А до Я»№2 2009г.

3. Журнал « Воспитатель»№10 2012г.

4.Журнал « Управление ДОУ»№6 2003 г.

5.БочинаТ.Л.Терехова Н.Г. « Режим дня в детском саду»1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской позиции в контексте личностно-ориентированного обучения и воспитания

В статье изложена оценка уровня работы по реализации программы формирования у детей убеждения в ценности образования на уроках литературы. Приведены примеры проблемных ситуаций на разных этапах изучен...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

«Технологии личностно ориентированного обучения и воспитания на уроках татарского языка и литературы»

Современная  школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Татарский  язык  объективно является одним ...

Доклад на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках географии путём активизации их познавательной деятельности»

МБОУ Устьинская СОШ Моршанского района  Тамбовской области        ДОКЛАД на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников ...

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательная работа с детьми в коррекционной школе-интернате. Материал из личной практики....

"Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с использованием метода проектов и информационных технологий"

Данная статья посвящена проблеме личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с  использованием метода проектов и информационных технологий...