Русская народная сказка "Рукавичка".
план-конспект урока по литературе на тему

Теплых Татьяна Васильевна

Технологическая карта урока по учебному предмету "Литературное чтение" в первом классе на тему " Русская народная сказка "Рукавичка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx143.14 КБ
Файл rukavichka_1.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Теплых Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов,

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 25"

г. Петрозаводска

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 классе на тему «Русская народная сказка «Рукавичка».

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Авторы УМК

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 1 класс.

Цели урока

познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»

Планируемые образовательные
результаты

Предметные: формирование представлений учащихся о народной и литературной сказке; формирование умений характеризовать сказочный персонаж, сравнивать произведения; формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу, иллюстрацию с содержанием текста; овладение приёмами смыслового чтения текста.

Метапредметные:

формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

формирование навыка чтения;

формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;

формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;

формирование умения формулирования собственного мнения и позиции

развитие процессов мышления, памяти, внимания.

Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения, воспитание товарищеских отношений, самостоятельности, организованности.

Оборудование

компьютер, проектор, раздаточный материал: карточки с названием героев сказок «Теремок» и «Рукавичка» , выставка книг со сказками (народными, авторскими).

Образовательные ресурсы

Учебник, толковый словарь С.И. Ожегова, учебная презентация.

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

приёмы

Формируемые УУД


I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудование; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

-Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начать с улыбки, то можно надеется, что он пройдет удачно. Давайте урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне!

Я тоже дарю вам свою улыбку. И хочу пожелать вам хорошего урока!

 

Пожалуйста, поднимите правую руку вверх.

Пожалуйста, поднимите левую руку вверх.

Разведите руки в стороны.

Пожалуйста, руки на пояс.

Сели девочки, сели мальчики.

Слушают учителя.

Выполняют задания

Выполняют задания

Упражнение на внимание «Пожалуйста»

Эмоциональный настрой.

Личностные УУД:

Формируется интерес и положительное отношение к учению, желанию приобретать новые знания и умения.

II. Актуализация знаний.

- Подготовим язычок к работе. На выдохе произнесем слоги:

1-ю строчку читают мальчики,

2-ю строчку читают девочки,

3-ю сточку читаем шепотом,

4-ю строчку читаем радостно.

РЮ – РИ – РУ – РЯ – РЕ

ГА – КА – ГУ – ГЫ – ГО

ВИЧ – РАК – ТОК – ЛАК

ЫК – АК – ОК – КА – УК

   Учитель предлагает из отдельных букв составить слово.

- Что такое сказка?

- Какие бывают сказки? Почему они так называются?

- С какой авторской сказкой мы познакомились на предыдущем уроке?

- Какие русские народные сказки знаете?

- Обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены сказки и народные и авторские. После урока вы сможете с ними познакомиться.

Кто там в двери к нам стучится?

Сказка в гости к нам стремится.

Чудеса случаются.....

Сказка начинается.....

 Приготовьте ушки,

Приготовьте глазки.

Вы сейчас увидите

Волшебную сказку.

Чудеса сюда придут,

Интересно будет тут.

- Посмотрите снова на слоги. Определите, какие слоги лишние? Почему вы так  думаете?

- Соберите из лишних слогов слово. Что у вас получилось?

- А вы знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?

- Какая тема урока?

- Какие цели вы ставите на урок?

 Читают слоги. (Учимся плавному, красивому чтению).

Составляют слово (СКАЗКА)

Отвечают на вопросы: авторские и народные

Выполняют задание.

Составляют слово (рукавичка)

Формулируют тему урока.

Проговаривают цели

Речевая разминка.

Работа в группах.

Создание проблемной ситуации

Познавательные УУД:

формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Регулятивные УУД:

формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу;

применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей.

Коммуникативные УУД:

- договариваться, приходить к общему решению работая в паре;

формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль.

III. Физ. минутка

Ты смотри, зима настала!(руки развести)

Снега выпало немало. (Руки провести по поясу)

Ну, скорей беги за мной, (Бег по кругу)

Поиграй в снежки и … стой! (Имитация кидания снежков)

Не страшны нам холода (Развести руки)

Рукавички хоть куда. (Показать ладони)

Выполняют физические упражнения

Регулятивные УУД: Выполнение действий по образцу.

IV. Усвоение новых знаний

- Откройте учебник на стр. 38. Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой?  Определите, кто ее автор?

- Попробуйте предположить по названию, о чём эта сказка?

Так кто прав? Хотите узнать?

- Тогда давайте прочитаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас сможет дать точный ответ на поставленный вопрос.

Чтение сказки учителем.

 - Понравилась вам сказка?  

- Докажите, что это сказка?

- С чего начинается сюжет?

- Прочитайте слова на карточках. Уберите тех животных, которые не являются героями сказки. (Приложение 1)

- Расположите животных в порядке их появления в домике-рукавичке.

- Кто первый поселился в рукавичке?

- Кто был последним? Пустили ли звери медведя в рукавичку?

- Почему звери покинули свой домик?

- Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в такой маленькой рукавичке?

Словарная работа.

- Подумайте, чему учит сказка «Рукавичка»?

- Что такое дружба?

- Если мы не знаем значением слова, что мы будем делать?

- Перед тем как мы начнем с вами читать, я вам предлагаю прочитать трудные слова, которые встречаются в тексте. Сначала по слогам, затем целыми словами.

ПО-ПРЫ-ГУШ-КА попрыгушка

ПО-СКРЕ-БУШ-КА поскребушка

ПО-БЕ-ГАЙ-ЧИК побегайчик

ОБ-РО-НИЛ обронил

СЕСТ-РИЧ-КА сестричка

ВРАС-СЫП-НУ-Ю врассыпную

ПО-ШЕ-ВЕ-ЛИ-ВА-ЕТ-СЯ пошевеливается

БРЕ-ДЕТ бредет

- Все ли слова понятны? Объясним значение выделенных слов.

Выборочное чтение

Игра «Найди нужный сюжет в сказке».

Учитель показывает иллюстрации, дети зачитывают нужный сюжет в учебнике.

Дети прогнозируют.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

выполняют.

Отвечают на вопросы.

(доброте, дружбе)

(посмотрим в словаре, спросим у взрослых)

Один ученик ищет толкование слова в словаре.

- В толковом словаре С.И. Ожегова говорится, что

ДРУЖБА – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Выборочное чтение

Индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Слабые ученики выполняют задание с картинками у доски.

Работа со словарём.

        Аку яяпчяяапмся

Познавательные УУД:

- определять главную мысль текста;

 совершенствование навыка чтения;

- соотносить иллюстрацию с содержанием текста;  

- развивать умение смыслового чтения;

- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.

Личностные УУД:

-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные УУД:

-отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

V. Физ. минутка

Учитель называет разных  животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка», если нет, то хлопают в ладоши над головой).

 Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица, лягушка, волк, воробей, кабан.  

Выполняют физические упражнения

Регулятивные УУД: Выполнение действий по образцу.

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

VI. Первичное закрепление

- Ребята, на какую сказку похожа сказка «Рукавичка»?

- Перед вами таблица. Сравним эти сказки. Если они похожи по критерию, то закрашиваем колонки одним цветом, если разные – то разными цветами. (Приложение 2)

- Сравните свои результаты с эталоном.

Теремок

Самопроверка по эталону.

Работа в группах

Познавательные УУД: -самостоятельное выполнение упражнения  с взаимопроверкой по образцу.

Коммуникативные УУД: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками при работе в группах

VII. Контроль и самопроверка знаний

- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.

  • Не учись разрушать, а учись строить.
  • В тесноте, да не в обиде.

-Чему учит сказка «Рукавичка»?

Выбирают пословицы и объясняют свой выбор

Работа с пословицами

Познавательные УУД: - соотносить главную мысль сказки и пословицу.

познавательные:

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение

VIII. Итоги урока.

Рефлексия

- Добились ли вы своей цели на уроке?

- Если вам понравился наш урок, поднимите руки вверх, а если очень – похлопайте в ладоши!

-  Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо вам за урок!

Отвечают на вопросы

Подводят рефлексию (по деятельности) согласно своим поставленным целям

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Приложение 1

                

                

Приложение 2

Название

Герои

События

Конец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

РЮ – РИ – РУ – РЯ – РЕ ГА – КА – ГУ – ГЫ – ГО ВИЧ – МАК – ТОК – БАК АК – ОК – ИК – КА – УК

Слайд 3

РЮ – РИ – РУ – РЯ – РЕ ГА – КА – ГУ – ГЫ – ГО ВИЧ – МАК – ТОК – БАК АК – ОК – ИК – КА – УК

Слайд 4

РЮ – РИ – РУ – РЯ – РЕ ГА – КА – ГУ – ГЫ – ГО ВИЧ – МАК – ТОК – БАК АК – ОК – ИК – КА – УК

Слайд 5

РЮ – РИ – РУ – РЯ – РЕ ГА – КА – ГУ – ГЫ – ГО ВИЧ – МАК – ТОК – БАК АК – ОК – ИК – КА – УК

Слайд 6

РЮ – РИ – РУ – РЯ – РЕ ГА – КА – ГУ – ГЫ – ГО ВИЧ – МАК – ТОК – БАК АК – ОК – ИК – КА – УК

Слайд 7

Русская народная сказка «Рукавичка»

Слайд 8

Прочтите слова сначала по слогам, а потом целыми словами: по-пры-гуш-ка – попрыгушка по-скре-буш-ка – поскребушка по-бе-гай-ка – побегайка об- ро - нил – обронил сест - рич -ка – сестричка бре-дёт – бредёт врас - сып -ну-ю - врассыпную по-ше-ве-ли-ва-ет-ся - пошевеливается

Слайд 14

Название сказки Герои сказки События сказки Конец сказки

Слайд 15

Подбери пословицу: Не учись разрушать, а учись строить. В тесноте, да не в обиде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе

Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...