Программа факультативного курса «Русское слово»
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
В программу факультативного курса введено изучение выразительных художественных средств языка, что позволит включать их в разговорной речи. Факультативный курс предполагает литературное творчество обучающихся, выполнение работ разных типов и стилей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakult._kurs_rodnoe_slovo.docx | 34.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 40»
ПРОГРАММА
факультативного курса
« Русское слово»
для 5 класса( 34 часа в год)
Автор-составитель:
Третьякова Лариса Борисовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ № 40 «
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
- Содержание программы
- Календарно-тематическое планирование
- Список литературы
- Приложения
Пояснительная записка
Программа факультативного курса « Русское слово» для обучающихся 5 классов общеобразовательных организаций является адаптированной и составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Примерной авторской программы рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку « К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы Т.Н. Трунцева Москва « Вако» 2015г.
Программа факультативного курса рассчитана на 34 учебных часа ( 1 час в неделю) и составлена для учащихся 5-6 классов в образовательных организациях.
Актуальность программыопределяется прежде всего тем, что обучающиеся познакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими свободно выражать свои мысли, научатся различать разговорную и книжную лексику, изучат разновидности употребления языка, особенности его стилей, видеть синтаксический строй предложений и текста в целом, научатся создавать собственные тексты разных стилей.
Программа расширит понятийный ряд учащихся по программе русского языка и литературы и углубит их познания.
В программу факультативного курса введено изучение выразительных художественных средств языка, что позволит включать их в разговорной речи.
Новизна программы:
- Использование изученного материала не только на уроках русского языка и литературы, а также на уроках гуманитарного цикла;
- Развитие творческих способностей учащихся исходя из их интеллектуального развития;
- Совершенствование читательского интереса, внимательное отношение к авторским художественным средствам;
- Практическая направленность преподавания факультатива
- Использование различных форм организации учебного процесса: использованием при работе ИКТ ( интернет-ресурсы, электронные задания).
Цель программы:
Факультатив « Русское слово» должен приобщить учащихся к богатству русской и мировой словесности, развивать способность воспринимать и оценивать произведения великих классиков, видеть отраженные в них явления жизни, на их основе развивать эстетический вкус, формировать гражданскую и нравственную позицию.
Задачи факультативного курса:
- Формирование и развитие логического мышления учащихся, обучение самостоятельной работе над текстом;
- Развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетенции
- Формирование навыков работы со справочной литературой, различного рода словарями, совершенствование навыков чтения
- Совершенствование речевой деятельности учащихся, освоение норм русского литературного языка, речевого этикета
- Развитие творческих способностей учащихся и духовно-нравственных качеств.
Курс факультатива основывается на принципах связи литературы и языка с жизнью, традиций и новаторства, освоение основных понятий по теории литературы, формирование умения анализировать, сравнивать и синтезировать материал, развивать коммуникативные навыки.
Факультативный курс предполагает литературное творчество учащихся, выполнение работ разных типов и стилей речи.
Планируемые результаты:
- Личностные:
1.1. понимание ценности русского языка в национально-культурных традициях русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей;
1.2. уважительное отношение к родному языку;
1.3. стремление к речевому совершенствованию;
1.4. увеличение словарного запаса;
1.5. употребление лексических, фразеологических средств для свободного речевого общения
1.6. создание ситуации для творческой самореализации личности
- Метапредметные результаты:
2.1.извлекать нужную информацию из различных источников: СМИ, использовать ресурсы интернета;
2.2. свободно пользоваться словарями различных типов и справочной литературой;
2.3. уметь отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
2.4. определять содержание и стилистические особенности текстов различного стиля речи;
2.5. умение воспроизводить прослушанный текст как близко к тексту, так и сжатый;
2.6. умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей;
2.7. владение монологической и диалогической речью;
2.8. умение находить грамматические и речевые ошибки в устной и письменной речи;
- Предметные результаты:
3.1. соблюдать основные лексические правила современного литературного языка;
3.2. проводить лексический анализ слова
3.3. подбирать к словам синонимы, антонимы, видеть фразеологические обороты
3.4. использование различных словарей.
Планируемые результаты:
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками :
1. Понимать и анализировать текст по определенному плану.
2. Читать текст бегло и выразительно, используя правильную интонацию и орфоэпические нормы.
3. Определять выразительные и художественные средства текста, обозначать их роль в произведении.
4. Выявлять основную нравственную проблему текста, видеть концепцию автора, уметь ее правильно истолковать.
5. Составлять план (простой и сложный) по тексту, уметь систематизировать материал, делать сравнительный анализ эпизодов и героев текста.
6. Воспринимать многозначность слов, применять подбор синонимов и антонимов.
7. Уметь пересказывать текст ( сжато или подробно ).
8. Писать рассуждения на заданную тему, приводя нужные аргументы из прочитанных произведений.
Содержание программы факультативного курса « Русское слово»
- Язык и письменность( 8 часов)
Язык в мире людей
Язык и власть
Знаки животных. Жесты приветствий.
Письменность
Загадочные письмена, палеография
Язык и речь. Вдоль и поперек языка
Славянские языки. Мертвые языки
Происхождение русского алфавита
- Удивительные тропы( 4 часа)
Омонимия. Виды омонимов
Синонимы. Группы синонимов, их роль в речи
Антонимы. Многозначность антонимов. Фразеологизмы
Фокусы мягкого знака
- Стили речи (4 часа)
Книжная и письменная речь.
Разговорная речь
- Звуковой состав слова(3 часа )
Звуки русского языка
Орфоэпия
Слово-знакомый незнакомец
- Состав слова( 3 часа)
Части слова – морфемы
Две работы морфем
Словообразование: как делаются слова
- Пунктуация ( 2 часа )
Что может запятая
Дойти до точки!
- Морфология( 7 часов)
Морфология – раздел грамматики о форме и структуре слова
Имена существительные: категория числа
Имена существительные: категория падежа
Прилагательные-эпитеты
Живость глаголов
Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета.
Употребление глагольных форм
Что такое грамматика? ( 1 час)
Культура речи (1 час)
Игра « Умники и умницы» ( 1 час)
Содержание программы по темам курса
1 раздел Язык и письменность | |
Тема 1 | Язык в мире людей. Роль языка в жизни человека. Письменная и разговорная речь. Загадочные письмена, составление письма в древности. Эволюция письменности. Язык жестов и животных. Виды языков. Славянские языки. Работа со словарными статьями из разных языков ( 8 часов) |
2 раздел Удивительные тропы | |
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: просторечные слова, диалекты, жаргоны, арго. Язык художественной литературы, изобразительные средства: синонимы, антонимы, сравнения, многозначные слова. Значение и роль фразеологических оборотов, их использование в художественной литературе. Умение пользоваться справочной литературой( 4 часа) | |
3 раздел Стили речи | |
Особенности стилей, сфера их употребления. Создание текстов различных стилей, нахождение и исправление речевых ошибок. Классификация речевых ошибок в устной и письменной речи. ( 4 часа) | |
4 раздел Звуковой состав слова | |
Различие гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные. Орфоэпические нормы в русском языке. Что слышу - не всегда пишу. Работа с орфоэпическим словарем( 3 часа) | |
5 раздел Состав слова | |
Морфемы – значимые части слова. Нулевые морфемы. Слова без корня. Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ и другие способы. Определение способов образования слов. Слова – новаторы. Умение составлять словообразовательную цепочку. Работа со словообразовательным словарем. ( 3 часа) | |
6 раздел Пунктуация | |
Определение роли знаков препинания в тексте: точка, запятая, двоеточие, многоточие. Выразительное чтение текстов с соблюдением правил синтаксиса. Определение смысла прочитанного от перестановки знаков препинания. Работа с текстами Маяковского. ( 2 часа) | |
7 раздел Морфология | |
Изучение грамматических форм и признаков разных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола. Определение их морфологических признаков для характеристики предметов, признаков и действий. Работа с текстами из научной литературы. Понятие об определениях в научном стиле. Знакомство с новыми словами. ( 7 часов ) | |
8 раздел Грамматика | |
Освоение литературных норм русского языка: образование и употребление сравнительной степени имени прилагательного, употребление имен числительных, образование форм повелительного наклонения глагола ( 1 час) | |
9 раздел Культура речи | |
Умение выразительно читать текст, соблюдая нормы русского языка. Составлять различного рода тексты: послание, письмо, поздравительную открытку, объявление. Уметь написать заявление, автобиографию |
Календарно-тематическое планирование программы факультативного курса
« Русское слово»
№ | Тема занятия | Количество часов | Результаты | |
1-2 | Язык в мире людей | 2 | Понимать роль языка в жизни людей. Отличие устной речи от письменной | |
3-4 | Письменность | 2 | Проследить долгий путь письменности, узнать о загадочныхписьменах и палеографии. Составить письмо древнему человеку | |
5-6 | Язык и речь. Вдоль и поперек языка | 2 | Познакомиться со старославянской письменностью. Знать группы языков. Определить понятие «Мертвые языки» | |
7 | Славянские языки | 1 | ||
8 | Происхождение русского алфавита | 1 | Знать великих русских составителей русского языка | |
9 | Фокусы мягкого знака | 1 | Место Ь и его роль в словах | |
10 | Словари-сокровищницы мира | 1 | Толковые словари и их создатели, знакомство со словарями, умение пользоваться , правильно находить нужное слово | |
11 | Омонимия. Виды омонимов | 1 | Умение находить омонимы в текстах, работа с художественной литературой. Воспринимать многозначность слов в художественных текстах, определять их роль, подбирать синонимы к словам, расширять лексикон. | |
12 | Синонимы. Группы синонимов. Функция в речи | 1 | ||
13 | Антонимы. Многозначность антонимов. Фразеологизмы | 1 | ||
14-15 | Письменная речь | 2 | О культуре речи Речь современного города. Виды разговорной речи : жаргоны, диалектные слова, арго | |
16- | Разговорная речь | 1 | ||
17 | Игра умники и умницы | |||
18 | Слово – знакомый незнакомец | 1 | Столпотворение ошибок | |
19 | Звуки русского языка | 1 | Работа над поэтическими текстами. Слышать музыку, цвет и форму звуков, прослушивать записи чтения поэтических произведений | |
20 | Орфоэпия | 1 | ||
21 | Части слова - морфемы | 1 | Слово без корня, может ли такое быть? Создание подобных слов. Знакомство с поэзией Маяковского Нулевые суффиксы, а это как? Ответьте на вопрос | |
22 | Две работы морфем | 1 | ||
23 | Словообразование: как делаются слова | 1 | ||
24 | Пунктуация. Что может запятая | 1 | Роль знаков препинания в предложениях. Можно ли обойтись без этих знаков? | |
25 | Дойти до точки! | 1 | ||
26 | Морфология – раздел грамматики о форме и структуре слова | 1 | Различать части речи и формы слова, определять по признакам часть речи, находить недостающие признаки части речи. Использование прилагательных для создания эмоциональной окраски речи. Подбирать глаголы-синонимы для характеристики действий | |
27 | Имена существительные: категория числа | 1 | ||
28 | Имена существительные: категория падежа | 1 | ||
29 | Прилагательные-эпитеты | 1 | ||
30 | Живость глаголов | 1 | ||
31 | Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета | 1 | ||
32 | Употребление глагольных форм | 1 | ||
33 | Что такое грамматика? | Нахождение и классификация речевых ошибок. Проверка творческих работ | ||
34 | Культура речи | |||
Список используемой литературы
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс М. « Вако» 2012г.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение 2012 г.
- Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка 5 класс М. « Издательство НЦ ЭНАС» 2007 г.
- Татьяна Рик « Игры на уроках русского языка 5 класс М. « Вако» 2011 г.
- Издательство « Учитель» Нетрадиционные уроки 5-6 классы Волгоград 2005 г.
- Панов М.В. Занимательная орфография М. « Просвещение» 2009Г.
Приложения
- К разделу звуки русского языка
По толкованию назвать само слово
- Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете
- Вид соревнования в беге
- Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота
- Широко распространившаяся болезнь
- Команда корабля, самолета, танка
- Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место
- Себялюбивый человек
- Посещение, поездка, путешествие группой лиц со специальной целью
- Очень срочный, спешный, неотложный
- Упругий, гибкий
- Изысканный, изящный
- Научное справочное пособие по всем отраслям знаний
- Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок
- Помост для казни
- Мировое пространство, в котором распространяются радиоволны
-Отражение звука от предмета
- Белая поверхность, на которой демонстрируется фильм
- Вывоз товаров за границу
-Отдельный предмет на выставке
- Научный опыт
-Проверочное испытание по учебному предмету
- Предварительный набросок рисунка, картины
- Короткое сатирическое стихотворение
- Мороженое, глазированное шоколадом
Все слова на букву Э
- К разделу омономия
Объяснить значения следующих выражений
- затянуть ремень ( песню)
-издать звук ( книгу)
-косить косой ( глазами)
-метать икру ( петли)
-назвать гостей ( свое имя)
-настроить домов ( рояль)
-развить веревку ( способности)
-растопить печь ( свинец)
-сдержать коня ( слово)
-снять шляпу ( квартиру)
чинить часы ( препятствия)
Рецензия
на программу адаптированного типа факультативного курса « Русское слово»
Автор программы: Третьякова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ № 40» г. Ангарска
Программа адаптированного типа факультативного курса « Русское слово» для учащихся 5 классов ориентирована на личностно-развивающее, личностно-ориентированное обучение, требующее активного участия детей в учебном процессе, вовлечение их в социальную среду, выработку гражданской позиции.
Данная программа является адаптированной и составлена на основе Примерной внеурочной программы по русскому языку « К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология». 5-6 классы, Т.Н. Трунцева Москва « Вако» 2015 г. и нацелена на формирование УУД ( развитие личности ребенка). Личностные результаты, межпредметные умения и результаты).
Новизна курса определяется многим: формами организации учебного процесса, использованием при работе ИКТ( интернет-ресурсы, электронные задания), разнообразие заданий дает возможность всем иметь возможность его выполнения ( ситуация успеха),развивает коммуникативные умения, формирует навыки лингвистического анализа.
Представленная программа содержит все необходимые системно-структурные элементы, что является необходимым условием положительной оценки любого программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Содержание курса рассчитано на 34 часа в год ( 1 час в неделю)
Программа содержит задания проблемно-поискового и творческого характера, занимательные задания, и поучительные упражнения, что повышает мотивацию учащихся.
Программа основывается на принципах связи с жизнью, единства традиций и новаторства, осмысления историко-культурных ценностей, усвоения понятий теории, истории литературы, овладения разнообразными выразительными средствами языка.
Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации Российского образования.
В результате освоения содержания курса « Русское слово» учащиеся получат возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Рецензируемая работа полностью отвечает требованиям, предъявляемым к программам адаптированного типа, может быть рекомендована к апробации и широкому использованию для проведения занятий факультативного курса по выбору в общеобразовательных учреждениях г. Ангарска.
Зам. директора МБОУ « СОШ№37» _____________ Лапченко М.С.
учитель русского языка и литературы
высшей кв. категории
Подпись Лапченко «заверяю» _______________ Желтоногова О.А.
Директор МБОУ» СОШ 37»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...
Программа факультативного курса "В мире слов" для 5 класса.
Программа разработана на основе: рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку. 5–6 классы /Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. – (Рабочие программы)....
Рабочая программа факультативного курса "Слово и текст".
Курс расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельнсоть, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету....
Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст".
Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст"....
рабочая программа факультативного курса русского языка в 8 классе "Удивительное рядом... Практическая фразеология"
Факультативный курс «Удивительное рядом… Практическая фразеология» пробудит интерес учащихся к фразеологии, научит их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, обогатит фр...
Рабочая программа факультативного курса "Развивайте дар слова" 9 класс
Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом и формированию читательской грамотности.Цель курса – научить девятиклассников слушать текст, анализироват...
Программа факультативного курса "Русский язык в формате ЕГЭ"
Актуальность выбора данного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – с...