ВЧ А.П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле », «Корова» и др..
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ВЧ А.П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле », «Корова» и др..
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Актуализация знаний
-Платоновские сказки –это своего рода философские притчи. В них выражен великий смысл.
-Вспомните, что такое притча?
-Какие притчи вы знаете?
4. Постановка учебной цели
-«Цветок на земле», «Корова». Нам эти рассказы Платонова еще незнакомы.
-Как вы думаете, о чем эти рассказы? О чем предстоит прочитать?
-Какие бывают цветы?
(Комнатные, полевые, лечебные.
-Какова роль цветов в жизни человека?
Они украшают нашу жизнь, приносят радость людям, сопровождают нас всю жизнь.)
-А цветком мы можем назвать кого-нибудь?
Дети-цветы жизни.
5.Работа по теме урока
1)Чтение рассказа «Цветок на земле» учителем
-Кто является главным героем? (внук Афоня)
- Какие эпитеты помогут описать мальчика? (беспокойный, непоседливый, энергичный, любознательный, добрый, внимательный)
- Чем интересен образ Афони? (ему скучно жить, он просит своего дедушку открыть какую-то великую тайну)
- Дедушка. Ещё один герой повествования. Каким мы его увидели? (дети находят фрагменты и зачитывают)
- Какие эпитеты вы подберёте для образа дедушки? (сонный, спокойный, трудолюбивый, мудрый, добрый, заботливый, внимательный)
- Скажите, зачем автор показывает нам внука и дедушку? (внук настойчиво просит дедушку открыть великую тайну "Расскажи мне про всё!"
- В произведении идёт речь о двух людях, юном создании и зрелом человеке. Почему тогда рассказ называется "Цветок на земле"? (в образ цветка автор вкладывает особый смысл)
- Какими художественными "красками-эпитетами" рисует автор цветок? (голубой, терпеливый, молчаливый, жалконький, живой, святой труженик)
- Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь")
- Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)
- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка: постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни)
- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.
2) Прослушивание рассказа «Корова»
— Что вы можете сказать о жизни Васи, впечатлениях его детства?
— Что видит Вася каждый день из окон своего дома?
— Почему писатель переносит читателя в позднюю осень?
— Почему Вася любил ходить в школу?
(Вася любознательный, он хочет узнать мир)
— Почему с «тревогой и радостью» он всматривался в поезда?
(Вася надеялся, что самое интересное и главное у него впереди. «Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он приедет к ним». Это вызывало в нем радость. Но поезда проносились мимо, много людей, чьи лица он видел в окнах вагонов, так и остались неузнанными. Это тревожило его.)
— Почему автор подробно описывает работу машиниста, используя термины: тендер, балласт, бегунки, тормозные колодки?
— С какой цель автор использует олицетворения при описании паровоза?
(Платонов уважал рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до «сердца» любого устройства. Поэтому машины силой любви людей к ним очеловечены. Только сердечное отношение человека к паровозу принимает мальчик. Платонов мечтал о гармоничном соединении природы и техники, о примирении между ними. Это было сокровенной мечтой писателя.)
— Объясните смысл слов машиниста: «Он с малолетства уже полный человек, а у него уже все впереди».
— Что значила в жизни Васи корова?
(Корова не только животное, дающие молоко, он относится к корове как к другу: «Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы».)
— Все ли герои рассказа так же относились к корове?
— Как Платонов изображает горе коровы?
(«Корова ничего не ела; она молчала и редко дышала,……, чтобы обессилить себя и свое горе»)
— Почему автор так тонко чувствует состояние бессловесного существа?
(Только человек может понять немое горе растений и животных. В этом его обязанность.)
— «В сердце все человеческое богатство», - убежден автор. Докажите, что это сказано о Васе.
— Вася пишет в сочинении: «Как я буду жить, я не знаю, не задумывался еще». Действительно ли он не знает, как будет жить?
(Вася знает, как он будет жить и работать, и ответ на этот вопрос ему подсказала корова своим бескорыстным служением людям)
— Каков смысл названия рассказа? (Жизнь коровы явилась примером бескорыстного служения людям.)
— В этом автор видит смысл существования всего живого на земле. Всякая живая душа: растение, животное, человек – достойна сердечного отношения, понимания, сочувствия.
6. Подведение итогов. Рефлексия
- Чему же учат нас эти рассказы?
7. Д/з читать А.Грин «Алые паруса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конспект с презентацией. А.П. Платонов "Неизвестный цветок".
Конспект урока по литературе. Тема урока: А.П. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-595765-1424947125.jpg)
«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)
Урок «Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-1277874-1603016238.jpg)
А.П.Платонов "Цветок на земле" на тему "У каждого своя гора..."
А.П.Платонов "Цветок на земле" на тему "У каждого своя гора..."...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-379977-1389445660.jpg)
Урок по литературе "А.П.Платонов. Рассказ "Корова". 5 кл
Литература. 5 класс.Тема урока "А.П.Платонов. Рассказ "Корова"....