Урок-конспект с презентацией. А.П. Платонов "Неизвестный цветок".
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Конспект урока по литературе.  Тема урока: А.П. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p.platonov__neizvestnyy_cvetok.rar1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Тема: Андрей Платонович Платонов (1899-1951)

Сказка-быль «Неизвестный цветок»

Тип урока: комбинированный.

Методические приемы:

Слово учителя, аналитическая беседа – диспут, чтение эпизодов вслух, представление иллюстраций, работа над закреплением понятия об олицетворении, самостоятельная работа над афоризмами, словарная работа.

Цели:

  1. Акцентное вычитывание текста.
  2. Формирование нравственных понятий на примере сказки - были.
  3. Развитие навыков анализа текста литературного произведения.
  4. Подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру;
  5. Развивать  умения выражать  свои мысли посредством беседы, диспута, ответов на вопросы, выражать логическое отношение к происходящему.

Задачи: 

 обобщить представление детей о романтическом направлении в творчестве А. Грина на основе повести «Алые паруса»;  познакомить с фактами биографии А.П. Платонова;  познакомить учащихся с историей создания сказки «Неизвестный цветок»;  дать определение сказки-были: реальное и фантастическое в сказке; познакомить учащихся с содержанием сказки «Неизвестный цветок»; рассмотреть художественные приемы,  помогающие донести до читателя основную мысль автора; определить смысл сказки-были.

Оборудование:

 мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Poin, экран, компьютер, колонки, музыкальный центр, аудиофайл  или  CD запись со сказкой А.П. Платонова «Неизвестный цветок» (фонохрестоматия).

Сценарий урока.

  1. Орг. момент. (1-2 мин)
  2. Проверка  домашнего задания. (8 мин)

С 27 вопросы. Обобщающая беседа по повести А.Грина «Алые паруса». Нарисовать иллюстрацию к повести «Алые паруса» (красочно, на альбомном листе)

Устроить выставку рисунков.

- Как отразились на характере  Ассоль трагические обстоятельства смерти  ее матери?

- Как складывались отношения Ассоль со сверстниками?

- Кто помог Ассоль не озлобиться, остаться по-прежнему доброй  девочкой? (Отец всегда был рядом, он учил ее «уметь любить», рассказывал ей добрые истории, сказки. Она жила в мире мечты.)

- Какую судьбу ей напророчил старик Эгль?

- Почему Ассоль поверила в эту сказку? Прочитайте по тексту учебника это предсказание (стр 22)

- Как извратили эту сказку жители Каперны? Прочитайте по тексту учебника (стр 25)

- Кто же главные герои повести? (Лангрен, Ассоль, Грэй)

- Где происходят основные действия? (Каперна, лес, город)

-Как вы считаете, почему А. Грин назвал произведение жанром «феерия»? Как вы понимаете это слово?

В словаре Ожегова это слово имеет два значения:

1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами.

2) волшебное сказочное зрелище.

- Как вы считаете какое из значений соответствует жанру и сюжету  данного произведения? (второе)

-У А.Грина романтическое и реалистическое тесно сближается, переплетается. Одно не существует без другого.

  1. Новая тема. Андрей Платонович Платонов (1899-1951) Сказка-быль «Неизвестный цветок» (15мин)    Слово о писателе. 

На доске эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт.

А.П. Платонов прожил недолгую жизнь – 52 года. Он родился на рубеже двух веков так же как А. Грин. Вместе со страной пережил и войны, и революцию, и лишения, и голод, и гонения. Всю свою жизнь Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном  опасности и поворотов истории. Милосердие, любовь  ко  всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – это заповеди писателя, которыми он щедро наделил своих героев.

Чтение биографии стр 28-31, вопросы.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» - была  написана Платоновым в 1950 году. В это время он уже был тяжело болен, почти не вставал с постели. А спустя год Платонов умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом.

Несмотря на тяжелые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому и трепетное отношение к миру природы. Он пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Сказка-быль «Неизвестный цветок» звучит как светлый гимн жизни, которая рождается  в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается. Все в мире неразрывно слито, и в этом состоит его гармония.

Чтение сказки «Неизвестный цветок», можно воспользоваться аудиозаписью..  (выразительное)

  1. Беседа с классом. Работа с текстом. (10 мин)

- Почему А.Платонов назвал свое произведение сказкой-былью? Что в нем сказочного и реального? Найдите примеры в тексте.

-К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? (автор использует такой литературный прием, как олицетворение).

Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.

«Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Он трудился день и ночь, чтобы  жить и не умереть». Читатель не может не сочувствовать цветку, наделенному свойствами человека.

- Как был вознагражден цветок за его каторжный труд и терпение?

- Прочитаем описание цветка. Какое сравнение помогает понять его красоту?  (поиск по тексту)

- Почему пионеры любовались цветком как героем?

- Почему Дашу так заинтересовал маленький цветок? Как  и в чем раскрывается характер Даши?

- Почему через год Даша не смогла отыскать прежний цветок на ухоженном пустыре?

- Новый цветок, выросший на пустыре между камнями, был «намного лучше… и еще прекраснее». Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель?  (Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни).

Прежний цветок погиб на удобренной, возделанной земле, но возродился меж двумя тесными камнями: «… он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

- Как вы думаете, почему писатель, размышляя о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения, создает сказку, героями которой являются  цветок и девочка?

5. Работа над иллюстрацией к сказке.  (5 мин)

-Рассмотрим иллюстрацию к сказке на стр 34. Какой момент изобразила  художница В. Горяева?  (На рисунке художника В. Горяевой  изображен момент встречи девочки Даши с цветком).

- Как художник передал радостное изумление девочки при виде цветка?

- Какие вопросы задает Даша цветку?

- Почему она прониклась таким сочувствием к маленькому цветку?

- Можно ли сказать, что художнику удалось передать светлый, лиричный тон повествования?

6. Домашнее задание: (2-3 мин)

1) Прочитать сказку  стр. 31-36.

2) Нарисовать слайд-шоу и подготовить пересказ с опорой на иллюстрации.

3) с 36 вопрос №6 в тетрадь.

Использованные  ресурсы:

1. - Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 4-х ч. Ч.3./авт.-сост. В.П. Полухина и др.; под ред В.Я. Коровиной – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007. – 160 с.: ил. – ISBN 978-5-7853-0788-9 (ч. 3).

2. - интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 

http://www.modernlib.ru/books/platonov_andrey_platonovich/neizvestniy_cvetok/read/ 

3. Википедия.

4. Толковый словарь Ожегова С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Волшебный цветок для бабочки" (рисование пластилином).

Предствляю презентацию к занятию с детьми с ОВЗ (2-й вариант обучения) "Волшебный цветок для бабочки" (рисование пластилином)....

Презентация на тему "Каменный цветок"

Познавательная презентация по произведению П.П. Бажова "Каменный цветок" для последующего представления ученикам, как образец для вдохновления и последующего творческого изображения на бумаге....

Мои уроки (конспекты и презентации к урокам)

Данные уроки разработаны для 11 класса.Первый урок по теме "Развитие кинематографа" разработан по учебнику В.П.Кузовлева. На уроке представлена презентация, учащиеся выполняют компьютерный тест и рабо...

Презентация об акции Белый цветок -2016 год.

Презентация с историей возникновения акции "Белый цветок, статистикой онкологических заболеваний по стране, о лучших на сегодняшний день благотворительных фондах России и о начале прохождения акц...

Презентация урока на тему Цветок и его строение

Презентация урока на тему Цветок и его строение...

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...

презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение"

презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение" ( 6 класс)...