Урок по литературе "А.П.Платонов. Рассказ "Корова". 5 кл
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Литература. 5 класс.
Тема урока "А.П.Платонов. Рассказ "Корова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_kl.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока «А.П.Платонов. «Корова». Система образов».
МагомедалиеваЗубайдат Магомедовна, МБОУ Глубочанская СОШ № 8
Учитель русского языка и литературы
Предмет: Литература
Класс: 5
Тема и № урока в теме. 2 урок по теме «А.П.Платонов. Рассказ «Корова». Система образов».
Тип урока: комбинированный
Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин
Технологическая карта
Тема | «А.П.Платонов. Рассказ «Корова». Система образов». |
Цели на достижение результата | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Уметь анализировать произведение. Уметь определять идейное содержание, построение и систему образов рассказа. Уметь сравнивать героев разных произведений. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин - компьютер - мультимедийный проектор - презентация к уроку |
Формы работы на уроке | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технологическая карта предметного занятия по литературе
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
1. Организационный момент. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Учащиеся приветствуют учителя. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. |
2. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. | Слайд 1. На экране портрет А.П.Платонова, иллюстрация к рассказу «Никита». -Скажите, пожалуйста, кто изображён на портрете? -Что вы узнали о А.П.Платонове? -Что показалось наиболее интересным в рассказе "Никита"? -О чём этот рассказ? | Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: постановка, формулирование и решение проектной задачи |
3. Актуализация знаний. Цель этапа: актуализация и углубление изученного. 4. Постановка проблемы. 5.Разъяснение материала. | Учитель: Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. - Какой рассказ А.П. Платонова вы прочитали дома? - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Слайд 2 Научиться… Узнать… Понять… Далее мы будем работать с текстом и выполним задания. Время - минут. Будьте внимательны. 1 Где происходит действие, когда мы впервые увидели корову и мальчика? 2.Как мальчик обращается к корове? _________________________________ 3. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в тексте____ 4. Как ты думаешь, почему у коровы нет имени?______________________ 5. Перечисли главных героев.__ 6. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст? (выбери из предложенных вариантов) 7. Как Платонов изображает горе коровы? 8. Почему Вася любил ходить в школу? Слайд 3 Выводит на экран ответы. Учащиеся проверяют и выставляют баллы. На доске цитата из сочинения Васи: «Как я буду жить, я не знаю, не задумывался ещё». - Действительно ли он не знает, как будет жить? Нам необходимо найти ответ на этот вопрос. Слайд №4 На экране иллюстрация к рассказу «Корова» - Какие впечатления остались у вас после прочтения рассказа? - Как вы считаете, почему он так называется? (Первоначально рассказ назывался «Добрая корова». Что же убедило автора изменить название?) - Что видит Вася каждый день из окон своего дома? (найдите фрагмент в тексте) (Ребята обращаются к тексту: «На дворе стояла осень. Вокруг дома путевого сторожа простирались ровные, пустые поля, отрожавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные».) Почему писатель переносит читателя в позднюю осень? (Автор будет рассказывать о печальном, поэтому и природа у него вызывает грусть. Это связано с жизнью мальчика. Чтобы показать, как однообразна жизнь Васи на этом полустанке. Даже природа не балует его.) Почему с «тревогой и радостью» он всматривался в поезда? (Вася надеялся, что самое интересное и главное у него впереди. «Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он приедет к ним». Это вызывало в нем радость. Но поезда проносились мимо, много людей, чьи лица он видел в окнах вагонов, так и остались неузнанными. Это тревожило его.) Что значила в жизни Васи корова? (найти фрагмент в тексте) (Корова не только животное, дающие молоко, он относится к корове как к другу: «Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася Рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы».) Объясните смысл слов машиниста: «Он с малолетства уже полный человек, а у него уже все впереди». (Вася не встал в стороне, наблюдая трудную работу паровоза, а кинулся на помощь машинисту. Он трудолюбивый, добрый, отзывчивый, он в отношении к делу совсем как взрослый – «полный человек»). | Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель. | Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
6. Закрепление изученного материала. Цель этапа: зафиксировать новые знания. | Слайд 5 На экран вывести текст сочинения Васи Учитель: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына — теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду». Напишите мини-сочинение на тему "Над чем заставили меня задуматься рассказы А.П.Платонова" (3-5 предложений) Несколько учащихся зачитывают сочинения. А теперь вернёмся к нашей цитате. Вася пишет в сочинении: «Как я буду жить, я не знаю, не задумывался еще». Действительно ли он не знает, как будет жить? (Вася знает, как он будет жить и работать, и ответ на этот вопрос ему подсказала корова своим бескорыстным служением людям) | Отвечают на вопросы. | Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний;находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности |
7. Итог урока (рефлексия деятельности). Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности | - О чём мы говорили на уроке? - Какой вывод вы сделали из сегодняшнего урока? Вывод: Платонов считал, что каждый человек рождается не зря, он нужен другим людям, а без него народ «неполный». - Какие чувства вызвали у вас рассказы А.П.Платонова? - Это может повлиять на выбор вашей профессии? Слайд 6 Сегодня я узнал… - Оцените свою работу на уроке. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Выставляют оценки. | Личностный результат УУД: способность к самооценке |
8. Домашнее задание. Цель этапа: осознание своей учебной деятельности. | Проводит инструктаж домашнего задания. Предлагает право выбора. Слайд №7 1. Составить характеристику Васи Рубцова, выразив свое отношение к мальчику. 2. Прочитать самостоятельно рассказ Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» | Выбирают и записывают домашнее задание. | Личностный результат УУД: формировать привычку к самоконтролю. Познавательные УУД: применение полученных знаний на практике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...