Урок по литературе "А.П.Платонов. Рассказ "Корова". 5 кл
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Магомедалиева Зубайдат Магомедовна

Литература. 5 класс.

Тема урока "А.П.Платонов. Рассказ "Корова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_kl.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока  «А.П.Платонов.  «Корова». Система образов».

МагомедалиеваЗубайдат Магомедовна, МБОУ  Глубочанская СОШ  8

Учитель русского языка и литературы

Предмет: Литература

Класс: 5

Тема и  урока в теме. 2 урок по теме «А.П.Платонов. Рассказ «Корова». Система образов».

Тип урока: комбинированный

Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

Технологическая карта

Тема

«А.П.Платонов. Рассказ «Корова». Система образов».

Цели на достижение результата

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь анализировать произведение.  

Уметь определять идейное содержание, построение и систему образов рассказа.

Уметь сравнивать героев разных произведений.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Литература.  5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

- компьютер

- мультимедийный проектор

- презентация к уроку

Формы работы на уроке

Фронтальная работа,  индивидуальная работа

Технологическая карта предметного занятия по литературе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

Учащиеся приветствуют учителя.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

Слайд 1. На экране портрет А.П.Платонова, иллюстрация к рассказу «Никита».

 -Скажите, пожалуйста, кто изображён на портрете?

-Что вы узнали о А.П.Платонове?

-Что показалось наиболее интересным в рассказе "Никита"?

-О чём этот рассказ?

Отвечают на вопросы.

Личностные  УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

постановка,  формулирование и решение проектной задачи

3.  Актуализация   знаний.

Цель этапа: актуализация и углубление изученного.

4. Постановка проблемы.

5.Разъяснение  материала.

Учитель:

Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир.

- Какой рассказ А.П. Платонова вы прочитали дома?

- Как вы думаете, какова тема  сегодняшнего урока?

  • Какие цели?

Слайд 2

Научиться…

Узнать…

Понять…

Далее мы будем работать с текстом и выполним задания.

Время -   минут. Будьте внимательны.

1 Где происходит действие, когда мы впервые увидели корову и мальчика?

2.Как мальчик обращается к корове?

_________________________________

3. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в тексте____

4. Как ты думаешь, почему у коровы нет имени?______________________

5. Перечисли главных героев.__

6. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст?  (выбери из предложенных вариантов)

7. Как Платонов изображает горе коровы?

8. Почему Вася любил ходить в школу?

Слайд 3

Выводит на экран ответы. Учащиеся проверяют и выставляют баллы.

На доске цитата из сочинения Васи: «Как я буду жить, я не знаю, не задумывался ещё».

- Действительно ли он не знает, как будет жить?

Нам необходимо найти ответ на этот вопрос.

Слайд №4

На экране  иллюстрация к рассказу  «Корова»

- Какие впечатления остались у вас после прочтения рассказа?

- Как вы считаете, почему он так называется?

(Первоначально рассказ назывался «Добрая корова». Что же убедило автора изменить название?)

- Что видит Вася каждый день из окон своего дома? (найдите фрагмент в тексте)

(Ребята обращаются к тексту: «На дворе стояла осень. Вокруг дома путевого сторожа простирались ровные, пустые поля, отрожавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные».)

Почему писатель переносит читателя в позднюю осень?

(Автор будет рассказывать о печальном, поэтому и природа у него вызывает грусть.

Это связано с жизнью  мальчика. Чтобы показать, как однообразна жизнь Васи на этом полустанке. Даже природа не балует его.)

Почему с «тревогой и радостью» он всматривался в поезда?

(Вася надеялся, что самое интересное и главное у него впереди. «Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он приедет к ним». Это вызывало в нем радость. Но поезда проносились мимо, много людей, чьи лица он видел в окнах вагонов, так и остались неузнанными. Это тревожило его.)

Что значила в жизни Васи корова?

(найти фрагмент в тексте)

(Корова не только животное, дающие молоко, он относится к корове как к другу: «Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася Рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы».)

Объясните смысл слов машиниста: «Он с малолетства уже полный человек, а у него уже все впереди».

(Вася не встал в стороне, наблюдая трудную работу паровоза, а кинулся на помощь машинисту. Он трудолюбивый, добрый, отзывчивый, он в отношении к делу совсем как взрослый – «полный человек»).

Выдвигают предположение

о теме урока, ставят цель.

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации,    прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

6. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: зафиксировать новые знания.

Слайд 5

На экран вывести текст сочинения Васи

Учитель:

«У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына — теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду».

Напишите мини-сочинение  на тему

"Над чем заставили меня задуматься рассказы А.П.Платонова"

(3-5 предложений)

Несколько учащихся зачитывают сочинения.

А теперь вернёмся к нашей цитате.

Вася пишет в сочинении: «Как я буду жить, я не знаю, не задумывался еще». Действительно ли он не знает, как будет жить?

(Вася знает, как он будет жить и работать, и ответ на этот вопрос ему подсказала корова своим бескорыстным служением людям)

Отвечают на вопросы.  

Личностные результаты:

развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний;находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

7. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

- О чём мы говорили на уроке?

- Какой вывод вы сделали из сегодняшнего урока?

Вывод: Платонов считал, что каждый человек рождается не зря, он нужен другим людям, а без него народ «неполный».

- Какие чувства вызвали у  вас рассказы А.П.Платонова?

- Это может повлиять на выбор вашей профессии?

Слайд 6

Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…
Я попробую…

- Оцените свою работу на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги. Выставляют оценки.

Личностный результат УУД:

способность к самооценке

8. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

Проводит инструктаж домашнего задания. Предлагает право выбора.

Слайд №7

1. Составить характеристику Васи Рубцова, выразив свое отношение к мальчику.

2. Прочитать самостоятельно рассказ Платонова  «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

Выбирают и  записывают домашнее задание.

Личностный результат УУД:

формировать

привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...