А.П. Платонов "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
поиск информации с использованием справочной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._yakubenko_o.p.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Якубенко О.П. МОБУ «СОШ №31» г. Оренбург
Тема: А.П.Платонов «Неизвестный цветок»
Цели:
1. Приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы: увидеть силу добра и терпения, силу любви ко всему живому.
2. Развивать умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
3. Воспитание ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
УУД
Личностные: защита собственных иллюстраций; создание текста о своих предках.
Регулятивные: оценить задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; рефлексия; сопоставление.
Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников с применением цитирования; чтение по ролям; участие в коллективном диалоге.
Познавательные: поиск информации с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя); информация одной строкой (о писателе); выразительное чтение; вопросы теории литературы.
Ход урока
I Организационный момент
Жизнь и творчество А.П.Платонова
- Одной строкой об авторе (домашняя работа с Интернетресурсами, со статьёй в учебнике) – по цепочке.
- Группа учащихся работает над приёмом «Незаконченное предложение» (информация о писателе)
- Приём «Спрятался глагол» (статья в учебнике)
Учитель: Писатель (убеждён) в том, что жизнь не может (исчезнуть). В жизни (происходит) вечный круговорот – жизнь (умирает), но (появляется) снова, хотя и в другом виде, потому что смерть (рождает) новую жизнь из праха.
II Создание проблемной ситуации
- Вопрос: С каким произведением А.П.Платонова вы познакомились? Можно ли отнести слова «…смерть рождает новую жизнь ..» к произведению. Если да (нет), то почему? (получится обзор содержания текста)
- Обратимся к эпиграфу к уроку (слайд или запись заранее на доске)
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт.
Задание:
- выделите главное (ключевое) для вас слово в эпиграфе;
- как значение слова добро можно соотнести с текстом сказки – были?
III Формулировка темы, целей урока
Учитель: Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего разговора?
- Какова цель нашей совместной деятельности?
IV Работа над решением проблемных ситуаций
- Инсценировка эпизода сказки (готовили 2 ученика )
Даша. Отчего ты такой?
Цветок. Не знаю.
Даша. Отчего ты на других не похожий?
Цветок. Оттого, что мне трудно.
Даша. А как тебя зовут?
Цветок. Меня никто не зовёт, я один живу.
Даша. Тут камень, тут глина. Как же ты один живёшь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
Цветок. Не знаю.
Даша. Отчего ты так благоухаешь? Наверное, скучаешь и зовёшь родную душу? Можно мне тебя поцеловать?
Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему для инсценирования был взят именно этот эпизод? Удалось ли актёрам передать характеры героев?
- Вопрос: Легко ли было нарисовать неизвестный цветок? Почему?
- Защита иллюстраций.
Физминутка.
- Взаимовопросы по тексту – работа в парах. В центре вопросов неизвестный цветок (Где рос? Какой была жизнь на пустыре? Сколько раз в сутки радовался и почему? С помощью чего привлёк внимание? и другие)
Учитель: - Докажите, что цветок понравился Даше.
- Что происходит с цветком в конце сказки?
- Мини – исследование
- Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н.Заболоцкого «Одинокий дуб»
Задание: Сопоставить стихотворение со сказкой – былью «Неизвестный цветок» и отыскать общее в описании этих двух растений
- Вопросы теории литературы – работа в группах:
1 группа. Имеет ли «Неизвестный цветок» отношение к жанру сказки?
2 группа. Имеет ли «Неизвестный цветок» отношение к жанру были?
3 группа. Имеет ли «Неизвестный цветок» отношение к жанру притчи?
Вывод: Это сказка – быль.
- Пересказ с опорой на вопросы.
Вопросы: 1.Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с Цветком?
- Почему Даша завидовала письму?
- Как Цветок помог Даше в трудную минуту?
- Какие результаты дали усилия детей?
7. Учитель: Сказка А.П.Платонова «Неизвестный цветок» имеет глубокий философский смысл.
Вопрос: Какое слово в сказке имеет не только прямой, но и переносный смысл? (корни) - рассуждения учащихся. Высказывание своих мыслей.
Д.З. создать небольшой текст «Что я знаю о своих предках?»
V Рефлексия (вопросы высвечиваются на слайде)
- Я думал так…
- Я понял, что…
Используемые источники
- Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2008. Часть 2, стр. 29 – 37
- В.А.Малюгина, О.Г.Черных. Игровые уроки по литературе. Москва «Вако» 2009, стр. 162 - 164
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - зачёт по теме "Цветок"
Игра - зачёт по теме " Цветок". Материал 6 класса. Технология сотрудничество. Игра - это та форма рабрты с детьми, которая всегда проходит наиболее результативно. Именно благодаря игре можно не только...
Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")
Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....
"Каменный цветок" Драматическая сказка в двух действиях, по мотивам сказов П. П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер».
Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор....
Презентация к уроку по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"
в презентации представлены факты из жизни писателя, история создания рассказа и материал для работы над рассказом....
Cценарии праздников "Цветок для мамы" и Праздник Урожая
Сценарии Праздника Урожая и Дня матери "Цветок для мамы" разработаны для детей разновозрастной группы от 4 до 15 лет....
Презентация к уроку "Понятие об образе - символе"(по произведению Гаршина "Красный цветок"
Данная презентация поможет учителю при проведении урока по произведению В.М. Гаршина "Красный цветок". На примере изучения этого рассказа раскрывается понятие "образ-символ"....
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
Тип: урок- исследование Цели: 1) познакомить с фактами биографии А.Платонова; ...