А.П. Платонов "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Якубенко Ольга Павловна

поиск информации с использованием справочной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._yakubenko_o.p.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Якубенко О.П.  МОБУ «СОШ №31»  г. Оренбург

Тема: А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

Цели:

1. Приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы: увидеть силу добра и терпения, силу любви ко всему живому.

2.  Развивать умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

3. Воспитание ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

УУД

Личностные: защита собственных иллюстраций; создание текста о своих предках.

Регулятивные: оценить задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; рефлексия; сопоставление.

Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников с применением цитирования; чтение по ролям; участие в коллективном диалоге.

Познавательные: поиск информации с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя); информация одной строкой (о писателе); выразительное чтение; вопросы теории литературы.

Ход урока

I  Организационный момент

Жизнь и творчество А.П.Платонова

  1. Одной строкой об авторе (домашняя работа с Интернетресурсами, со статьёй в учебнике) – по цепочке.
  2. Группа учащихся работает над приёмом «Незаконченное предложение» (информация о писателе)
  3. Приём «Спрятался глагол» (статья в учебнике)

Учитель: Писатель (убеждён) в том, что жизнь не может (исчезнуть). В жизни (происходит)  вечный круговорот – жизнь (умирает), но (появляется) снова, хотя и в другом виде,  потому что смерть (рождает) новую жизнь из праха.

II Создание проблемной ситуации

  1. Вопрос: С каким произведением А.П.Платонова вы  познакомились? Можно ли отнести слова «…смерть рождает новую жизнь ..» к произведению. Если да (нет), то почему? (получится обзор содержания текста)
  2. Обратимся к эпиграфу к уроку (слайд или запись заранее на доске)

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живёт.

Задание:

 - выделите главное (ключевое) для вас слово в эпиграфе;

- как значение слова добро  можно соотнести с текстом сказки – были?

III Формулировка темы, целей урока

Учитель: Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего разговора?

- Какова цель нашей  совместной деятельности?

IV Работа над решением проблемных ситуаций

  1. Инсценировка эпизода сказки (готовили 2 ученика )

Даша. Отчего ты такой?

Цветок. Не знаю.

Даша. Отчего ты на других не похожий?

Цветок. Оттого, что мне трудно.

Даша. А как тебя зовут?

Цветок. Меня никто не зовёт, я один живу.

Даша. Тут камень, тут глина. Как же ты один живёшь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

Цветок. Не знаю.

Даша. Отчего ты так благоухаешь? Наверное, скучаешь и зовёшь родную душу? Можно мне тебя поцеловать?

Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему для инсценирования был взят именно этот эпизод? Удалось ли актёрам передать характеры героев?

  1. Вопрос: Легко ли было нарисовать неизвестный цветок? Почему?
  2. Защита иллюстраций.

Физминутка.

  1. Взаимовопросы по тексту – работа в парах.  В центре  вопросов неизвестный цветок  (Где рос? Какой была жизнь на пустыре? Сколько раз в сутки радовался и почему? С помощью чего привлёк внимание? и  другие)

Учитель:  - Докажите, что цветок понравился Даше.

- Что происходит с цветком в конце сказки?

  1. Мини – исследование

- Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н.Заболоцкого «Одинокий дуб»

Задание: Сопоставить стихотворение со сказкой – былью «Неизвестный цветок» и отыскать общее в описании этих двух растений

  1. Вопросы теории  литературы – работа в группах:

1 группа. Имеет ли «Неизвестный цветок» отношение к жанру сказки?

2 группа. Имеет ли «Неизвестный цветок» отношение к жанру были?

3 группа. Имеет ли «Неизвестный цветок» отношение к жанру притчи?

Вывод: Это сказка – быль.

  1. Пересказ с опорой на вопросы.

Вопросы: 1.Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с Цветком?

- Почему Даша завидовала письму?

- Как Цветок помог Даше в трудную минуту?

- Какие результаты дали усилия детей?

7. Учитель: Сказка А.П.Платонова «Неизвестный цветок» имеет глубокий философский смысл.

Вопрос: Какое слово в сказке имеет не только прямой, но и переносный смысл? (корни)  - рассуждения учащихся. Высказывание своих мыслей.

Д.З. создать небольшой текст «Что я знаю о своих предках?»

V Рефлексия  (вопросы высвечиваются на слайде)

- Я думал так…

- Я понял, что…

Используемые источники

  1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2008. Часть 2, стр. 29 – 37
  2. В.А.Малюгина, О.Г.Черных. Игровые уроки по литературе. Москва «Вако»  2009, стр. 162 - 164

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - зачёт по теме "Цветок"

Игра - зачёт по теме " Цветок". Материал 6 класса. Технология сотрудничество. Игра - это та форма рабрты с детьми, которая всегда проходит наиболее результативно. Именно благодаря игре можно не только...

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")

Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....

"Каменный цветок" Драматическая сказка в двух действиях, по мотивам сказов П. П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер».

Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор....

Презентация к уроку по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"

в презентации представлены факты из жизни писателя, история создания рассказа и материал для работы над рассказом....

Cценарии праздников "Цветок для мамы" и Праздник Урожая

Сценарии Праздника Урожая и Дня матери "Цветок для мамы" разработаны для детей разновозрастной группы от 4 до 15 лет....

Презентация к уроку "Понятие об образе - символе"(по произведению Гаршина "Красный цветок"

Данная презентация поможет учителю при проведении урока по произведению В.М. Гаршина "Красный цветок". На примере изучения этого рассказа раскрывается понятие "образ-символ"....

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...