Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику Т.Ф. Кундрюмовой
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику Т.Ф. Кундрюмовой составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsybina_rabochaya_programma_9_literatura.docx | 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику Т.Ф. Кундрюмовой составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы.
Отличительными особенностями программы является использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса и принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.
В 9 классе ученики знакомятся с курсом на историко – литературной основе. Структура курса дает возможность получить первоначальные знания по истории литературы. Среди них – сведения о литературе Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, об основных направлениях в литературе: классицизме, сентиментализме, романтизме, разнообразных формах реализма, знакомство с русской профессиональной литературной критикой. В центре внимания – важнейшие произведения А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), М.Ю. Лермонтов(«Герой нашего времени»), Н.В. Гоголя («Мертвые души»).
Обращение к русской классике, современной литературе дает возможность расширить круг чтения и будет способствовать более глубокому восприятию каждого художественного текста.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- Образную природу словесного искусства;
- Общую характеристику развития русской литературы (этапы, основные литературные направления);
- Авторов и содержание изученных художественных произведений;
- Основные теоретические понятия: историко – литературный процесс, классические произведения литературы; основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Учащиеся должны уметь:
- Прослеживать исторические изменения в темах русской литературы;
- Определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- Определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- Анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
- Оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
- Анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- Различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- Осознавать своеобразие эмоционально – образного мира автора и откликаться на него;
- Сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- Использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Нормативно-правовые инструктивно-методическими документы, в соответствии с которыми составлена данная Рабочая программа:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе(письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;
Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /Курдюмова Т.Ф. и др. – М.: Дрофа, 2010
Рабочая программа по литературе 5-9 классы /Сост Н.В.Егорова. – М.:ВАКО, 2011 (К УМК Т.Ф.Курдюмовой)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Ф.Курдюмовой и примерной Рабочей программы к УМК Курдюмовой, которые взаимно дополняют друг друга. Планирование уроков литературы в 9 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя.
Цели и задачи. Формирование ключевых компетенций обучающихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умениями выразительного чтения;
- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения;
- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
В 8 и 9 классах ученики обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, что невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Сложность отношения литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Формы организации образовательного процесса:
· уроки-лекции
· уроки-собеседования
· урок-практическая работа
· уроки-соревнования
· уроки с групповыми формами работы
· уроки взаимообучения учащихся
· уроки творчества
· уроки, которые ведут учащиеся
· уроки-зачеты
· уроки-творческие отчеты
· уроки-конкурсы
· уроки-игры
· уроки-диалоги
· уроки-семинары
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Технологии обучения:
Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения, здоровьесберегающих технологий, а также теории содержательного обобщения В.В. Давыдова, теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.
Место учебного предмета (модуля) в учебном плане:
В связи с тем, что в 2015 – 2016 учебном году учебный план рассчитан на 35 недель, произведена концентрация материала за счёт итоговых уроков.
Так как уроки выпадают на праздничные дни ,23 февраля8 марта ,неполная рабочая неделя, произведена корректировка программы за счет сокращения на 3 часа раздела «Литература 20 века».
В соответствии с годовым календарным графиком по программе должно быть проведено 70 часов, а будет проведено 68 часов. Программа выполнена за счёт концентрации учебного материала.
Рабочая программа является гибкой и в случае необходимости позволяет объединить два урока в один.
Содержание учебного предмета (модуля)
Введение – 1 час
Древнерусская литература – 3 часа
Литература XVIII в. – 7 часов
Литература XIX в. – 39 часов
Литература XX в. – 18 часов
Тематическое планирование
Введение- 1 час
Шедевры русской литературы
Древнерусская литература – 3 часа
О древнерусской литературе
Д.С. Лихачев. Золотое слово русской литературы
Слово о полку Игореве
В.и.Стеллецкий. Причеть-моление Ярославны
И.И.Козлов. Плач Ярославны.
Литература XVIII века
О русской литературе XVIII века
О русском классицизме.М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года.Г.Р. Державин Властителям и судиям Памятник. Д.И.Фонвизин Всеобщая объемная грамматика Недоросль. Н.М.Карамзин К соловью История государства Российского Бедная Лиза
Литература XIX века
О русской литературе XIX века. А.С.Грибоедов «Горе от ума».
О романтизме. В.А. Жуковский «Светлана» А.С Пушкин Лирика «Храни меня, мой талисман» Сожженное письмо, К …, «Если жизнь тебя обманет…», Элегия, 19 октября. Поэт, « Я памятник себе возник нерукотворный…» Евгений Онегин.
О реализме М.Ю. Лермонтов «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына..» Поэт, «Нет, я не Байрон, я другой…» Монолог, «Нет, не тебя так пылко я люблю..» Три пальмы. Пленный рыцарь. «На севере диком стоит одиноко…»Сон. Герой нашего времени.
Н.В.Гоголь «Мертвые души. Том первый»
Ф.И. Тютчев «с чужой стороны», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»
Н.А. Некрасов Родина, Тройка, «Вчерашний день, часу в шестом…», «Замолкни, Муза мести и печали!..» И.С.Тургенев Первая любовь. Л.Н. Толстой Юность. А.П.Чехов Человек в футляре.
Литература XX века
О русской литературе XX века
И.А. Бунин Слово Русская сказка изгнание Жизнь Арсеньева. М.Горький Мои университеты А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…». Незнакомка.
А.А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью» «Песня последней встречи»
С.А.Есенин. «Гой ты, Русь, Моя родимая» «Я покинул родимый дом» «Не жалею, не зову, не плачу»
В.В.Маяковский «Послушайте»
М.А.Булгаков «Мертвые души»
М.А.Шолохов « Судьба человека»
А.Т.Твардовский «Василий Теркин»
А.И. Солженицын «Как жаль»
Русская литература 60-90-х годов XX века.
В.М.Шукшин «Ванька Тепляшкин»
В.П.Астафьев. «Царь-рыба»
В.Г.Распутин «Деньги для Марии»
Творчество Б.Ш. Окуджавы, Е.А.Евтушенко. А.А Вознесенского.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.
4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В связи с этим:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Закон РФ "Об образовании" | Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки http://ozpp.ru/zknd/obra/obra_3746.html
Источники: Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку, Москва, 1986.
Литература. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы, Москва, 2008.
Программы средней общеобразовательной школы. Литература, Москва, 1988.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
В настоящее время действуют нормы оценки сочинений, утверждённые Министерством народного образования РФ и опубликованные в сборнике "Программы средней общеобразовательной школы. Литература" (М., 1988) в разделе "Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся". Нормы оценки сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
· соответствие работы ученика теме и основной мысли;
· полнота раскрытия темы;
· правильность фактического материала;
· последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
· разнообразие словаря и грамматического строя речи;
· стилевое единство и выразительность речи;
· число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
1 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2006г.
2 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2010г.
3 Литература: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Т.Ф.Курдюмова – М.: Дрофа, 2010.
4 Рабочая программа по литературе 5-9 классы /Сост Н.В.Егорова. – М.:ВАКО, 2011 (К УМК Т.Ф.Курдюмовой)
5 Литература. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010г.
6 Литература. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010г.
7 Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009г.
8 Кузанова О.А. «Литература. Государственная итоговая аттестация.9 класс» М., «Экзамен»,2011.
9 Меркин Г.С. и др. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи». Пособие для учителя. М., «Русское слово», 2007.
Для учеников:
1. Литература. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010г.
2. Литература. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
Программа на 70 часов...
Рабочая программа по литературе 7 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
Рабочая программа на 70 часов...
рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...
Рабочая программа по литературе 7 класс.По учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 7 класс. По учебнику Курдюмовой Т.Ф....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....