Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Т. Ф. Курдюмовой. УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5b_literatura.doc | 326 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 5 класса
Базовый уровень обучения
ФГОС
Кол-во часов | Сочинения | |
1 четверть | 24 | 0 |
2 четверть | 24 | 1 |
3 четверть | 29 | 2 |
4 четверть | 25 | 1 |
год | 102 | 4 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Т. Ф. Курдюмовой. УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе являются:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
4. Принципы и подходы к формированию программы концептуальные положения.
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
5. Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 68 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68ч, в 9 классе — 102 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.
Оценка результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета
Личностные УУД: - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - формировать уважение к личности и её достоинству; - формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации; - формировать уважение к истории; - формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - способствовать развитию культурной и этнической толерантности; - осуществлять рефлексию. |
Метапредметные УУД Регулятивные УУД: - обучение целеполаганию; - самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; - анализировать условия достижения цели; - устанавливать целевые приоритеты; - выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - принимать решения в проблемной ситуации; - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; - создавать тексты определённого жанра; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Познавательные УУД: - давать определения понятиям; - обобщать понятия; - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; - пользоваться изучающим видом чтения; - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - строить рассуждения; - осуществлять сравнение; - излагать содержание прочитанного текста выборочно; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - осуществлять анализ; - учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - осуществлять классификацию. |
Предметные знания: - знать биографические сведения о писателе; - знать содержание прочитанных литературных произведений; - понятие о приключенческой литературе и литературном герое; - знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе; - знать: что такое литературный портрет; - знать отличительные признаки стихотворной речи; - знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе; - знать изученные теоретико-литературные понятия. Предметные умения: - формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы; - понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; - уметь характеризовать героев; - определять роль портретной характеристики героя; - видеть в тексте средства создания характера героя; - узнавать приключенческую литературу по её признакам; - уметь делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы; - уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - уметь писать сочинения разных жанров; - уметь анализировать литературное произведение; - уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; - уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка; - создавать устное монологическое высказывание; - уметь отличать литературный портрет от обычной биографии; - уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции; - отвечать на вопросы по прочитанному тексту; - уметь сопоставлять героев; - уметь понимать ключевые проблемы произведения; - уметь сопоставлять произведения; - уметь сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении; - читать выразительно наизусть стихотворения; - уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам; - уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы; - уметь узнавать детектив по его жанровым признакам; - уметь различать повесть и рассказ по их признакам; - уметь различать в произведении автора и рассказчика; - определять стихотворный размер; - понимать русское слово в его эстетической функции. |
7. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Тематическое планирование.
5 класс.
Наименование разделов. | Кол-во часов | Развитие речи | Внеклассное чтение | Контрольные работы |
Введение. | 1 | |||
Мифы. | 5 | |||
Фольклор. | 14 | |||
Литература 19 века | 33 | 3 | 2 | |
Литература 20 века | 26 | 1 | 2 | 1 |
Современная литература | 7 | 1 | ||
Путешествия и приключения | 17 | 1 | ||
Итоговые уроки | 1 | |||
Итого | 104 | 5 | 4 | 2 |
Тематическое планирование.
Наименование разделов. | Кол-во часов | Развитие речи | Внеклассное чтение | Контрольные работы |
Введение. | 2 | - | - | - |
Далёкое прошлое человечества. | 7 | 1 | - | - |
Литература 19 века | 66 | 8 | 1 | 1 |
Литература 20 века | 29 | 3 | 1 | |
Итого | 104 | 12 | 1 | 2 |
Cодержание учебного курса.
5 класс (105 часов).
Введение.
Литература – искусство слова (1 час).
Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: метафора, сравнение, эпитет, риторическое обращение, риторический вопрос и т.д. Труд писателя и труд читателя.
Мифы народов мира (5 часов).
Мифы разных времён и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории. Связь мифов с ритуалами. Календарные мифы и календарные праздники. Персонажи славянской мифологии.
Фольклор (14 часов).
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отражённое в фольклоре.
Былины. Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Герои и события былин. Старшие богатыри. Патриотический пафос былины. Художественные особенности. Исполнители былин.
Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Сказка «Лягушка- царевна».
Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трусость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главное достоинство героев сказок. Сказка «Тысяча и одна ночь».
Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.
Русский народный театр. Народный театр в истории русской литературы. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес – Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. Пьеса «Озорник Петрушка».
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (33 часа)
Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 в. Популярность русской классики.
Золотой век русской поэзии
И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», поэма «Руслан и Людмила».
М.Ю. Лермонтов. « И вижу я себя ребёнком…», «Парус», « Листок», «Из Гёте».
Н.В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».
И.С. Тургенев. «Муму».
Поэтический образ Родины
И.С. Никитин « Русь»;
М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (Из поэмы «Сашка»).
А.В. Кольцов «Косарь»;
А.К. Толстой «Край ты мой…»;
Н.А. Некрасов «Соловьи»;
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», « Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья».
А. А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у березы...». «Я пришел к тебе с приветом...», «Летний вечер тих и ясен...».
Героическое прошлое России
М. Ю. Лермонтов. «Бородино».
Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». Отрывки из романа «Война и мир».
М. А. Булгаков. «Петя Ростов». Отрывок из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (26 часов)
Век 19 и век 20. Связь веков. И. А. Бунин. «26-е мая». А. А. Ахматова. «В Царском Селе». В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину». К.Д. Бальмонт «Пушкин».
Литературные сказки XX века
К. Г. Паустовский. «Рождение сказки».
X. К. Андерсен. «Снежная королева».
А. П. Платонов. «Волшебное кольцо».
Дж. Родари. «Сказки по телефону».
В. В. Набоков. «Аня в Стране чудес».
Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно».
Проза русских писателей XX столетия
И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым». «За карасями».
Е. И.Замятин. «Огненное «А».
А. И. Куприн. «Мой полет».
Поэтический образ Родины
А. А. Блок. «На лугу». «Ворона».
И. А. Бунин. «Сказка».
К. Д. Бальмонт. «Снежинка». «Фейные сказки».
С. А. Есенин. «Пороша». «Черемуха».
М. М. Пришвин. «Времена года». Отрывки.
Н. А. Заболоцкий. «Оттепель».
Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето…».
Н. М. Рубцов. «В горнице».
Мир наших братьев меньших. С. А. Есенин. «Песнь о собаке».
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».
Героическое прошлое России
А. И. Фатьянов. «Соловьи. А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». А. А. Ахматова. «Мужество». Р. Г. Гамзатов. «Журавли».
Современная литература (7 часов)
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».
Т. Янссен. «Последний в мире дракон».
ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ (17 часов)
Покорение пространства и времени. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Глава шестая.
Р. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Глава первая.
А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».
Новая жизнь знакомых героев. Н. С. Гумилев. «Орел Синдбада».
Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода».
Итоговые уроки (2 часа).
Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой.
Чтение летом. М. И. Цветаева. «Книги в красном переплете».
Календарно – тематическое планирование
по литературе в 5 «Б» классе МБОУ СОШ №28
в 2016 – 2017 учебном году.
№ п/п
| Тема урока. | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Домашнее задание | Дата по пла ну | Дата по фак ту | ||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
Введение (1 ч.) | ||||||||||||
1-1 | Художественные приемы искусства слова | Каковы композиционные, сюжетные особенности произведений? | Литература, художественные приемы.
| Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Познавательные: Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. РРегулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
| Формирование стартовой мотивации к обучению. | 03.09 | 03.09 | ||||
Мифы (5 ч.) | ||||||||||||
2-1 | Мифы и мифология | Каковы сюжетно-композиционные особенности мифов? | мифы и легенды | Научиться определять сюжетно-композиционные признаки мифов | П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р.: выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | 04.09 | 04.09 | ||||
3-2 | Календарные мифы. Масленица. | Каковы сюжетно-композиционные особенности календарных мифов? | мифы и легенды | Научиться определять сюжетно-композиционные признаки мифов | П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р.: выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | 07.09 | 07.09 | ||||
4-3 | Мифы Древней Греции о происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». | Каковы особенности сюжетов древнегреческих мифов. | мифы и легенды | Научиться определять сюжетные особенности древнегреческих мифов. | П.: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р. Формировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К.: Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 10.09 | 10.09 | ||||
5-4 | Миф «Золотые яблоки Гесперид» | Каковы особенности сюжета мифа «Золотые яблоки Гесперид» | мифы и легенды мифология | Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи. | П. уметь распознавать отличия и сходства мифов и сказок. Р. Формулировать учебную задачу К.: Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 11.09 | 11.09 | ||||
6-5 | Итоговый урок по мифам Древней Греции. | Каковы особенности мифов Древней Греции. | мифы и легенды | Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи. | П. уметь распознавать отличия и сходства мифов и сказок. Р. Формулировать учебную задачу К.: Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 14.09 | 14.09 | ||||
Фольклор (14 ч.) | ||||||||||||
7-1 | Фольклор - устное народное творчество | Каковы жанрово-композиционные особенности фольклора. | фольклор, его жанры | Научиться приводить примеры фольклорных произведений разных жанров, видеть общее и различное в фольклорных произведениях разных народов. | П.: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К.:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 17.09 | 17.09 | ||||
8-2 | Русские народные сказки Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. | Каковы особенности жанра сказки, ее виды. | фольклор, его жанры | Научиться отличать сказки от былин, выделять структурные элементы сказки. | П.: уметь устанавливать жанр сказки, виды сказок. Р.: формулировать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 18.09 | 18.09 | ||||
9-3 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка» | Каковы особенности сюжета сказки «Царевна-лягушка»? | фольклор, его жанры | Научиться вести беседу по прочитанному произведению. | П.: уметь использовать при сказывании характерные обороты. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, владение устной и письменной речью | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 21.09 | 21.09 | ||||
10-4 | Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна –лягушка» | Каковы художественные приемы сказки «Царевна-лягушка»? | виды сказок | Научиться характеризовать героев сказки и их поступки, определять соотношение реальности и вымысла. | П.: уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, владение устной и письменной речью | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 24.09 | 24.09 | ||||
11-5 | Сказки народов мира. Арабские сказки. Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода. | Каковы уроки Шахеризады? | виды сказок | Научиться понимать и выразительно читать текст, выполнять его устное рецензирование. | П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных состояний. К.: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию. | 25.09 | 25.09 | ||||
12-6 | Сказки братьев Гримм. | Каковы общие черты сказок разных народов? | сюжет, гипербола, исполнители | Научиться понимать и выразительно читать текст, выполнять его устное рецензирование. | П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных состояний. К.: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию. | 28.09 | 28.09 | ||||
13-7 | Малые жанры фольклора. Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. | Каковы особенности малых фольклорных жанров? | пословицы и поговорки, афоризмы. | Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их темы. | П.:выделять и формулировать позновательную цель. Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. | 01.10 | 01.10 | ||||
14-8 | Загадки. | Каковы признаки загадки? | Конкретность, иносказательность, метафоричность | Научиться определять признаки загадки. | П.: Уметь объяснять процесс создания загадок. Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. | 02.10 | 02.10 | ||||
15-9 | Анекдоты. Сказка –анекдот. | Каковы особенности анекдота как одного из малых жанров фольклора. | Краткость, остроумность, связь с повседневной жизнью. | Научиться объяснять процесс создания анекдотов. | П.:Выделять признаки анекдота Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. | 05.10 | 05.10 | ||||
16-10 17-11 | Песни. Частушки. Урок-концерт. | Каковы особенности жанров народной песни и частушки. | Виды песен (бытовые, календарные и др.) тематика частушек. | Научиться отличать частушки от песен. | П.: Уметь объяснять процесс создания песен и частушек. Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя. | 08.10 09.10 | 08.10 09.10 | ||||
18-12 19-13 | Народный кукольный театр Сатира. Кукольная комедия « Озорник Петрушка ». | Каковы жанровые и композиционные особенности народной драмы. | Народный театр в истории русской культуры. Герой кукольных пьес – озорник Петрушка. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора. Пьесы о Петрушке "Озорник Петрушка". И их сюжеты. Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах. | Научиться характеризовать героя и его поступки и определять жанровые особенности народной драмы. | П.:Находить в тексте драмы примеры других жанров фольклора. Р.: Применять метод информационного поиска. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя. | 12.10 15.10 | 12.10 15.10 | ||||
20-14 | Итоговый урок по теме «Фольклор». | Каковы особенности малых жанров фольклора и народной драмы? Обобщающе-повторительный. | пословицы и поговорки, афоризмы, пьеса | Научиться характеризовать героев и их поступки. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства. | П.: выделять и формулировать познавательную цель. Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. | 16.10 | 16.10 | ||||
Литература 19 века (33 ч.) | ||||||||||||
21-1 | Русская классическая литература. | Проблема личности и общества. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. | . Реализм в русской литературе. Многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. | Научиться строить развернутое высказывание на основе прочитанного | П.:уметь пересказывать сюжеты произведений 19 века, характеризовать героев и их поступки. Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и коорлинировать ее с позиции партнеров при выработке общего решения и совместной деятельности. | Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | 19.10 | 19.10 | ||||
22-2 23-3 | И. А. Крылов. Жанр басни. Басня « Свинья под дубом». Басня И.А.Крылова «Осел и мужик». | Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | Басня, мораль | Научиться определять жанрово-композиционные особенности басен Крылова. | П.: Уметь выделять аллегорический смысл и злободневность басен. Р.: Уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К.: уметь моделировать монологическое высказывание, выразительно читать басни. | Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | 22.10 23.10 | 22.10 23.10 | ||||
24-4 25-5 | Вн. чтение. Жанр басни в мировой лит-ре. Вн.. чтение. Моя любимая басня И.А.Крылова. | Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | Мораль, аллегория, эзопов язык, олицетворение. | Научиться определять жанрово-композиционные особенности басен Крылова. | П.: Уметь выделять аллегорический смысл и злободневность басен. Р.: Уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К.: уметь моделировать монологическое высказывание, выразительно читать басни. | Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | 26.10 29.10 | 26.10 29.10 | ||||
26-6 | А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. | Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя; Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения. | Поэма, сюжет, завязка | Знать сведения о семье и детстве Пушкина. | П.: Уметь выделять влияние народного творчества на будущего поэта. Р.: Уметь планировать алгоритм ответа. К. Уметь моделировать монологическое высказывание на основе ранее изученного. | Формирование навыков исследовательской деятельности. | 30.10 | 30.10 | ||||
27-7 28-8 29-9 | А.С.Пушкин (3). «Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении | Каков сюжет и композиция поэмы? | Поэма, сюжет, завязка | Научиться определять сюжет и композицию. Знать сюжет и героев поэмы. | П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в поэме. Р.: Уметь планировать алгоритм ответа. К.: уметь сопоставлять произведения литературы и музыки. Уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Формирование способностей вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | 09.11 12.11 13.11 | 09.11 12.11 13.11 | ||||
30-10 | Повествование, описание, рассуждение. (Р/Р) | Дать понятие о типах речи повествовании, описании, рассуждение | Повествование, описание, рассуждение. Портрет, интерьер, пейзаж. | Научиться определять типы речи. | П.: уметь практически применять знания о типах речи. Р.: уметь анализировать текст с точки зрения типов речи. К.: уметь практически применять знания о типах речи. | Формирование навыков самоанализа. | 16.11 | 16.11 | ||||
31-11 32-12 | Русская природа и мир народной фантазии в лирике А.С.Пушкина. Стихи и проза | Как научиться рецензировать устно выразительное чтение. | метафоры, эпитеты, сравнения, пейзаж, контраст. Ритм, рифма, стопа, строфа. | Научиться понимать роль пейзажа в стихотворении, выявлять настроения и чувства лирического героя. Научиться определять между прозаической и стихотворной речью. | П.: уметь находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, уметь извлекать информацию из прочитанного текста. Р.: уметь анализировать стихотворный текст, объяснять значение слов и выражений. К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное, уметь создавать созданное стихотворение по заданным рифмам. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | 19.11 20.11 | 19.11 20.11 | ||||
33-13 | М. Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Стихотворение «Парус» | В чем особенности стихотворений Лермонтова, основные мотивы лирики? | Контраст, жанр, композиция, тема, мотив. | Научиться анализировать поэтический текст. | П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциоанальный опыт. К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | 23.11 | 23.11 | ||||
34-14 | М. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете» | В чем особенности интонационно-сюжетного рисунка стихотворения Лермонтова? | Словесное рисование. Лермонтов-художник. Жанр и композиция. | Научиться определять интонационно-сюжетный рисунок стихотворений. | П.: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам) Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | 26.11 | 26.11 | ||||
35-15 36-16 | Н. В. Гоголь. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет и герои повести Гоголя «Пропавшая грамота». | Как определить народно-поэтический колорит произведения? | Сюжет, содержание, реально и фантастическое в сюжете. | Знать биографические сведения. Научиться анализировать текст были. | П.:Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Р.:уметь самостоятельно ставить новые цели и задачи. К.: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля; способствовать развитию культурной и этнической толерантности. | 27.11 30.11 | 27.11 30.11 | ||||
37-17 | Фантастическое и реальное в повести «Пропавшая грамота». | Как научиться анализировать текст? | Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Реальность и фантастика | Знать содержание прочитанного текста. Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | П.: Уметь давать определения понятиям. Уметь отличать литературный портрет от обычной биографии. Р.: Уметь самостоятельно формулировать тему, проблему, цель урока. К.: Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | 03.12 | 03.12 | ||||
38-18 | И. С. Тургенев Сведения о жизни писателя. «Муму». История создания рассказа. | Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя. Развивать навыки выразительного чтения, работы с текстом. | поверье, быличка. Реальная основа повести. Сострадание и жестокость. | Знать биографические сведения об авторе. Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | П.:Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту, уметь синтезировать полученную информацию для составления портрета. Р.: Уметь самостоятельно формулировать тему, проблему, цели урока. К.: уметь выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | 04.12 | 04.12 | ||||
39-19 40-20 | Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. | Каковы духовные и нравственные качества Герасима. | Характеристика литературного героя. | Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | П.: Уметь сопоставлять героев, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Р.: Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.:Уметь строить монологическое высказывание, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формировать уважение к личности и ее достоинству. | 07.12 10.12 | 07.12 10.12 | ||||
41-21 42-22 | Герасим и Муму. Богатырский поступок. | Авторская позиция и способы ее проявления.Сюжет и герой рассказа Герасим в доме барыни. Герасим и Муму. Богатырский поступок... Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. | Характеристика литературного героя.Анализ эпизода. Реальная основа повести. Сострадание и жестокость. | Научиться определять идейный замысел рассказа. | П.:Уметь обобщать понятия, искать и выделять необходимую информацию из учебника. Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, принимать решения в проблемной ситуации. К.: Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | 11.12 14.12 | 11.12 14.12 | ||||
43-23 44-24 | Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». | Как научиться составлять план и текст творческой работы | Структура сочинения, план сочинения. | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. | П.: уметь обобщать понятия. Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуацию. | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности. | 17.12 18.12 | 17.12 18.12 | ||||
45-25 46-26 | Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов 19 века | Каков идейно-эмоциональный пафос стихотворения | Ритм, рифма, стихотворный размер. | Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения. | П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование любви к Родине чувства гордости за свою страну. | 21.12 24.12 | 21.12 24.12 | ||||
47-27 | Стихотворные размеры | Как научиться определять стихотворные размеры? | ямб, хорей, ритм, рифма. | Научиться определять стихотворные размеры. | П.: Уметь определять стихотворный размер. Р.: Уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. К.: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | 25.12 | 25.12 | ||||
48-28 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» История создания, особенности повествования. | Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер. Каково идейно-эмоциональное содержание стихотворения | стихи и проза Образ простого солдата – защитника родины. Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения. Знать биографические сведения писателя | П.: Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Уметь различать произведение автора и рассказчика. Р.: Уметь адекватно самостоятельно оценивать свои суждения. К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. | Формирование уважения к истории; формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. | 28.12 | 28.12 | ||||
49-29 | Композиция и идейное содержание стихотворения Лермонтова «Бородино» | Каковы способы выражения авторского отношения к героям произведения? | Тема, идея | Научиться выявлять авторское отношение к героям произведения. Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство | П.: Уметь определять элементы сюжета; определять стихотворный размер. Р.: Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. | Формирование уважения к истории; формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. | 11.01 | 11.01 | ||||
50-30 51-31 | Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». Анализ эпизодов. | Каков пафос повествования Толстого? | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы. | П.:Уметь определять в произведении элементы сюжета композиции, уметь понимать ключевые проблемы произведения. Р: уметь определять меру усвоения изученного материала. К.: уметь работать в группе, уметь делать анализ текста используя полученные знания. | Формирование навыков исследовательской деятельности, приемов самодиагностики. | 14.01 15.01 | 14.01 15.01 | ||||
52-32 | М. Булгаков «Петя Ростов» | В чем особенности драматургии Булгакова | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Научиться определять особенности драматургии Булгакова | П.: Уметь сопоставлять произведения, понимать ключевые проблемы произведения. Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | 18.01 | 18.01 | ||||
53-33 | Сочинение по произведениям Л.Н. Толстого и М.А. Булгакова. | Как научиться составлять план и текст творческой работы? | . Структура сочинения, план сочинения | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. Литература 20 века (26 ч.) | П.: уметь обобщать понятия. Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности. | 21.01 | 21.01 | ||||
54-1 | Связь веков в поэзии 20 века. | Как научиться производить анализ поэтического текста? | Ритм, рифма, стихотворный размер. | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворений. Научиться анализировать текст стихотворения. | П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму. | 22.01 | 22.01 | ||||
55-2 | К. Г. Паустовский . «Рождение сказки» | Каково идейно-эмоциональное содержание рассказа? | Сказочный сюжет и реальные герои. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке. | Знать биографические сведения писателя. Знать содержание прочитанного произведения. | П.:уметь определять в произведении элементы сюжета и композиции. уметь понимать ключевые проблемы произведения. Р.: Уметь самостоятельно формулировать тему, цели, проблему урока. К.: уметь строить монологическое высказывание, работать в группе. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | 25.01 | 25.01 | ||||
56-3 57-4 | Х.К.Андерсен Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». Силы добра и зла. Герда отправляется на поиски Кая. | Каков литературный портрет сказочника? | Сказка. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. | Знать биографические сведения о писателе. Знать понятия вымысла и авторского замысла. | П.: Уметь определять в произведении элементы сюжета и композиции. Уметь понимать ключевые проблемы сказки. Р.: Уметь адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других | 28.01 29.01 | 28.01 29.01 | ||||
58-5 59-6 | Испытания продолжаются. Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. | Каков литературный портрет сказочника. Как научиться выразительно читать диалогическую речь. | Композиция, портрет героя, характеристика поведения | Знать понятия вымысла и авторского замысла. Определять роль портретной характеристики героя | П.: уметь давать определения понятиям, уметь отличать литературный портрет от обычной биографии, уметь сопоставлять героев. Р.: формировать ситуации рефлексии, устанавливать целевые приоритеты. К.: уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. | Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | 01.02 04.02 | 01.02 04.02 | ||||
60-7 | Сочинение по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | Как научиться составлять план и текст творческой работы? | Структура сочинения, план сочинения. | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. | П.: уметь обобщать понятия. Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности. | 05.02 | 05.02 | ||||
61-8 | А. П. Платонов «Волшебное кольцо». Традиционное и новое в сказке. | В чем мудрость сказки Платонова? | Теория. Пути рождения сказок. Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. | Знать биографические сведения писателя. Знать понятия вымысла и авторского замысла. Научиться определять идейно-эмоциональное содержание сказки. | П.: Уметь узнавать сказку по ее признаку, понимать ее ключевые проблемы. Р.: Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения. К.: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | 08.02 | 08.02 | ||||
62-9 63-10 | Особенности жанра «Сказок по телефону» Джанни Родари | Каковы особенности литературных героев сказок Джанни Родари | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать биографические сведения о писателе. Знать содержание прочитанных сказок. Научиться определять литературных героев. | П.: Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Уметь понимать ключевые проблемы. Р.: Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. К.: Уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | 11.02 12.02 | 11.02 12.02 | ||||
64-11 | Вн. чтение. Джанни Родари. «Сказки по телефону» | Каковы особенности литературных героев сказок Джанни Родари | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать содержание прочитанных сказок. Научиться определять литературных героев. | П.: Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Уметь понимать ключевые проблемы. Р.: Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. К.: Уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | 15.02 | 15.02 | ||||
65-12 66- 13 | В. В. Набоков. «Аня в стране чудес» Игра словами в сказке «Аня в стране чудес». | Как научиться выполнять индивидуальное задание в проектной коллективной деятельности? | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности, видеть в тексте средства создания характера героя, научиться делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы. | П.: Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту, определять в произведении, композиции. Р.: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. К,: работать в группе, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | 18.02 19.02 | 18.02 19.02 | ||||
67-14 68-15 | Особенности жанра повести Д.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и Обратно» | Каковы особенности жанра фэнтези? | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. Жанр фэнтези. | Научиться определять особенности жанра фэнтези. Знать биографические сведения о писателе и содержание произведения. | П.:Уметь давать определения понятиям, обобщать их, уметь отличать сказку от произведений фантастической литературы. Р.:Уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. К.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | 22.02 25.02 | 22.02 25.02 | ||||
69-16 | Контрольная работа №1 по сказкам 20 века. | Как научиться составлять план и текст творческой работы? | Структура сочинения, план сочинения. | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. | П.: уметь обобщать понятия. Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности. | 26.02 | 26.02 | ||||
70-17 | И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями» | Научиться анализировать прозаический текст. | Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет | Научиться анализировать прозаический текст. | П.: давать определения понятиям, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. К.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. | 29.02 | 29.02 | ||||
71-18 | Внеклассное чтение. Рассказ И. С. Шмелева «На святой». | Научиться анализировать прозаический текст. | Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет | Научиться анализировать прозаический текст. | П.: давать определения понятиям, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. К.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. | 03.03 | 03.03 | ||||
72-19 | Е. И. Замятин «Огненное «А» | Каковы особенности описания темы детства? | Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет. | Научиться анализировать прозаический текст. Определять роль портретной характеристики героя | П.:Уметь понимать ключевые проблемы произведения, уметь сопоставлять героев. Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, работать в группе. | Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | 04.03 | 04.03 | ||||
73-20 | А.И.Куприн. Очерк «Мой полет» | Научиться анализировать прозаический текст | Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет. | Знать биографические сведения. Знать что такое литературный портрет. Научиться элементам анализа. | П.:Уметь различать повесть и рассказ по их признакам, уметь различать произведения автора и рассказчика. Р.: принимать решения в проблемной ситуации. Обучение целеполаганию. К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. | Формирование навыков взаимодействия в группе. Формирование уважения к личности и ее достоинству. | 07.03 | 07.03 | ||||
74-21 75-22 | Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов 20 века. | Каков идейно-эмоциональный пафос стихотворения | Ритм, рифма, стихотворный размер. | Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения. | П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование любви к Родине чувства гордости за свою страну. | 10.03 11.03 | 10.03 11.03 | ||||
76-23 | М. М. Пришвин «Времена года» | Каковы особенности лирического описания природы М.М. Пришвина? | Сюжет, композиция, лирическое описание. | Научиться определять тему и идею рассказа. | П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Уметь понимать ключевые проблемы произведения. Р.: уметь самостоятельно регулировать тему, проблему, цели урока, анализировать условия достижения цели. К.: строить монологическое высказывание, овладеть умениями диалогической речи. | Формировать любовь к Родине, ее природе, чувства гордости за свою страну. | 14.03 | 14.03 | ||||
77-24 | Мир наших братьев меньших (стихотворения С. Есенина «Песнь о собаке» и В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | Каково идейно-эмоциональное содержание стихотворений Есенина и Маяковского? | Ритм, рифма, стихотворный размер. | Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения. | П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | 17.03 | 17.03 | ||||
78-25 79-26 | Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Каковы приемы создания трагического в стихотворениях и песнях о Великой Отечественной войне? | Лирика, лирический герой, тропы. | Знать биографические сведения о поэтах, знать изученные теоретико-литературные понятия. Уметь анализировать стихотворения. Современная литература (7 ч.) | П.: Определять стихотворный размер, понимать русское слово в его эстетической функции. Р.: уметь осознавать усвоенный материал. Уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы в поведении и поступках героев со своими. К.: уметь выразительно читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. | 18.03 21.03 | 18.03 21.03 | ||||
80-1 81-2 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа. | Как составить литературный портрет Астафьева? | Литературный портрет, жанр рассказа, композиция | Научиться составлять литературный портрет писателя. Знать содержание | П.: уметь излагать содержание прочитанного текста выборочно, осуществлять анализ. Р.: Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: формировать навыки выразительного чтения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и к коллективной творческой деятельности. | 24.03 25.03 | 24.03 25.03 | ||||
82-3 | Герой рассказа Астафьева «Васюткино озеро». | Сила характера главного героя рассказа. | Герой, идея, главная мысль, поступок, характер, действие | Научиться правильно определять поступки главного героя. | П.: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, строить рассуждения. Р.:анализировать условия достижения цели, устанавливать целевые приоритеты. К.: Уметь делать анализ текста, использую изученную терминологию и полученные знания. | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задач при консультативной помощи учителя | 04.04 | 04.04 | ||||
83-4 | Сочинение по рассказу Астафьева «Васюткино озеро» | Как научиться составлять план и текст творческой работы? | Структура сочинения, план сочинения. | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. | П.: уметь обобщать понятия. Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | 07.04 | 07.04 | ||||
84-5 85-6 | Туве Янссон «Последний в мире дракон» | Как научиться идейно-тематическое своеобразие текста. | Юмор, гуманизм, словесные иллюстрации. | Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа. Знать понятия вымысла и авторского замысла | П.:Знать содержание прочитанного произведения, уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К.: Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 08.04 11.04 | 08.04 11.04 | ||||
86-7 | Итоговый урок по темам «Современная литература», «Литература 20в.» | Каковы основные особенности современной литературы | Жанры современной литературы | Знать изученные теоретико-литературные понятия. Путешествия и приключения (17 ч.) | П.: давать определения понятиям, обобщать их, уметь определять в произведении элементы сюжета композиции. Р.:Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. К.: Работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | 14.04 | 14.04 | ||||
87-1 88-2 89-3 | Роман «Робинзон Крузо» и его автор. Герой романа «Робинзон Крузо» Жизнь Робинзона Крузо на острове. | Каков алгоритм проведения анализа текста? | Характеристика, дневник героя, понятие «робинзонада» | Знать биографические сведения о писателе, понятие о приключенческой литературе и литературном герое. | П.:Излагать содержание прочитанного текста выборочно, строить рассуждения. Р.: принимать решения в проблемной ситуации. К.: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения | Формирование уважения к личности и ее достоинству. | 15.04 18.04 21.04 | 15.04 18.04 21.04 | ||||
90-4 91-5 | Р.Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Правда и вымысел. | Каковы сюжетно-композиционные особенности повести. | Прототип героя, автобиографическое произведение, сюжет, гротеск, литота, ирония | Научиться определять сюжетно-композиционные особенности. Знать биографические сведения о писателе. Понятия о приключенческой литературе и о литературном герое. | П.: Строить рассуждения. Осуществлять сравнение, излагать содержание прочитанного текста выборочно. Р.:Принимать решение в проблемной ситуации, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. К.:Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | 22.04 25.04 | 22.04 25.04 | ||||
92-6 93-7 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Герои романа М.Твена | Каков идейно-эмоциональный пафос романа? | Прототип героя, приключенческое произведение, характеристика, литературный портрет | Научиться правильно определять идейно-эмоциональный пафос романа. | П.: Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Излагать содержание прочитанного текста выборочно. Устанавливать причинно-следственные связи. Р.: Самостоятельно формулировать проблему и цели урока. К.:Строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нем взаимопонимания | 28.04 29.04 | 28.04 29.04 | ||||
94-8 95-9 | Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». | В чем композиционно-языковые особенности произведения. | Детективный сюжет, трилогия, литературный портрет | Знать биографические сведения о писателе. Знать понятия о детективной литературе, особенности сюжета и композиции в детективе | П.:Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. К.:Уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 02.05 05.05 | 02.05 05.05 | ||||
96-10 | Урок-практикум «Сюжет и композиция художественного произведения». | Каковы особенности сюжета и композиции? Каковы элементы построения произведения? | Завязка, кульминация, развязка, сюжет, экспозиция | Научиться находить элементы сюжета в произведениях. | П.: Уметь строить сообщения исследовательского характера в устной форме. Р.: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики К.: уметь проявлять активность для решения познавательных задач. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | 06.05 | 06.05 | ||||
97-11 98- 12 99-13 | Синдбад-мореход в произведениях Н.С. Гумилева и Б. Лесьмяна | Каково идейно-эмоциональное содержание стихотворения Гумилева? Каков алгоритм составления литературного портрета писателя? | Литературные традиции, характеристика, новая жизнь героев художественных произведений | Знать биографические сведения о писателях. Понятия о приключенческой литературе и литературном герое. Знать понятие вымысла и авторского замысла в литературе | П.: излагать содержание прочитанного текста выборочно, уметь выделять и формулировать познавательную цель. Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров. | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | 12.05 13.05 16.05 | 12.05 13.05 16.05 | ||||
100-14 | Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения». | Каков алгоритм составления литературного портрета писателя? | Характеристика героя, литературный портрет, поступки героев. | Научиться определять оптимистический пафос произведений и их значение для формирования личности. | П.: Давать определения понятиям, обобщать их, самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, строить рассуждения. Р.: самостоятельно формулировать тему, проблему, цель урока, устанавливать целевые приоритеты. К.: Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, формировать уважение к личности и ее достоинству. | 19.05 | 19.05 | ||||
101-15 102-16 103-17 | Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе. Контрольная работа №2. Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой. Чтение летом. М. И. Цветаева. «Книги в красном переплете». | Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | Жанры произведения. Фольклор. Художественная литература. | Знать содержание прочитанных литературных произведений, знать изученные теоретико-литературные понятия. Уметь характеризовать героев. Определять роль портретной характеристики героя. | П.: Давать определения понятиям. Строить рассуждения, излагать содержание прочитанного текста выборочно. Устанавливать причинно-следственные связи. Р.: самостоятельно формулировать тему, проблему, цели, принимать решение в проблемной ситуации. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. К.:Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, работать в группе, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование выраженной мотивации и интереса к учению. Формирование уважения к истории, способствовать развитию культурной и этнической толерантности. | 20.05 23.05 26.05 | 20.05 23.05 26.05 | ||||
104-18 | Итоговые уроки.
| 27.05 | 27.05 |
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
- Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. 2-е издание.
М.: Дрофа, 2013.
2. Рабочие программы по литературе к УМК Курдюмовой Т.Ф. и др. Составитель Егорова Н.В., М.: Вако, 2013
3. Современные образовательные технологии/ Под ред. Н.В. Бордовской М.: Кнорус, 2011
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Осмолова. М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов, «Дрофа...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястр...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., рекомендованной Министерством...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе по программе В.Я.Коровиной и учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина "Литература. ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы, рекомендованной Министерством образования РФ, авторы-составители А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мур...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 5 классе по программе В.Я.Коровиной на 68 часов(2 урока в неделю)....