Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс
рабочая программа (литература, 10 класс) по теме
Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год. Предназначена для проведения уроков литературы в рамках индивидуального обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012_rabochaya_programma_10_literatura.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
г. Курганинска Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ ______
Д.В.Ерыгин
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
Ступень обучения (класс) десятый
Форма обучения надомное
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель Нодина Надежда Ивановна
Программа по литературе разработана на основе авторской программы по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009 год.
В связи с тем, что авторская учебная программа по литературе рассчитана на 105 часов в год, а надомное обучение предусматривает уменьшение количества часов до 34, была составлена рабочая программа.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в 10 классе содержание обучения литературе.
Главная цель обучения состоит в формировании читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений.
Цель курса по литературе определяет задачи:
− формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем важное место в жизни человека;
− формирование потребности в речевом самовыражении;
− формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий.
−развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,
− освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
− овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
№п/п | Разделы, темы | Авторская программа | Рабочая программа |
1. | Введение | 1 | 1 |
2. | Русская литература первой половины XIX века | 10 | 6 |
2.1. | А.С.Пушкин | 4 | 2 |
2.2. | М.Ю.Лермонтов | 2 | 2 |
2.3. | Н.В.Гоголь | 4 | 2 |
3. | Русская литература второй половины XIX века | 86 | 27 |
Проза | 26 | 8 | |
3.1. | И.А. Гончаров | 8 | 3 |
3.2. | А.Н. Островский | 8 | 3 |
3.3. | И.С. Тургенев | 10 | 2 |
Из поэзии середины XIX века | 14 | 4 | |
3.4. | Н.А.Некрасов | 6 | 1 |
3.5. | Ф.И.Тютчев | 3 | 1 |
3.6. | А.А.Фет | 2 | 1 |
3.7. | А.К.Толстой | 3 | 1 |
Проза | 46 | 14 | |
3.8. | Ф.М.Достоевский | 16 | 4 |
3.9. | М.Е.Салтыков-Щедрин | 4 | 2 |
3.10. | Н.С.Лесков | 4 | 2 |
3.11. | Л.Н.Толстой | 21 | 6 |
4. | Зарубежная литература | 4 | - |
5. | Повторение изученного материала | 4 | 1 |
Итого | 105 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение (1 ч)
Общая характеристика русской классической литературы XIX века:
−золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
−эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);
−роль литературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие об историко-литературном процессе.
Русская литература первой половины XIX века (6 часов)
А. С. ПУШКИН (2 часа). Жизненный и творческий путь: основные этапы
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...»
Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы.
«Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.
«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.
Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа). Жизнь и творчество
«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».
Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский).
Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.
Н. В. ГОГОЛЬ (2 часа). Жизнь и творчество
«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.
Литературные направления первой половины XIX века — романтизм и реализм (общая характеристика).
Русская литература второй половины XIX века
(27 часов)
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.
Проза (8 часов)
И. А. ГОНЧАРОВ (3 часа). Жизнь и творчество.
«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание.
А. Н. ОСТРОВСКИЙ (3 часа). Жизнь и творчество
«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы.
И. С. ТУРГЕНЕВ (2 часа). Жизнь и творчество
«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.
Из поэзии середины XIX века (4 часа)
Н. А. НЕКРАСОВ ( 1 час). Жизнь и творчество
«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).
Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии.
Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора.
Ф. И. ТЮТЧЕВ (1 час). Жизнь и творчество
«Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»).
Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
А. А. ФЕТ (1 час). Жизнь и творчество
«Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору).
Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
А. К. ТОЛСТОЙ (1 час). Жизнь и творчество
«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо... «Ты не спрашивай, не распытывай...».
Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта. «Сон Попова». Козьма Прутков.
Проза (14 часов)
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (4 часов). Жизнь и творчество
«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 часа). Жизнь и творчество
«История одного города». Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.
И. С. ЛЕСКОВ (2 часа). Жизнь и творчество
«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лесков). Язык рассказа.
».
Л. Н. ТОЛСТОЙ (6 часов). Жизненный и творческий путь: основные этапы
«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное
открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе.
Мировое значение творчества JI. Н. Толстого.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
К концу 10 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
− уметь видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям;
− уметь самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения;
− уметь давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее;
−объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;
−характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
−выявлять систему авторских оценок, его эстетический идеал.
−определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров.
ЛИТЕРАТУРА
1.Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009.
2. 2.Учебник-практикум: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Автор: Ю.И.Лыссой. М.: Мнемозина, 2008
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО УВР заместитель директора по УВР
протокол № 1 __________________________
от____________2012 г. _____________________2012 г.
Руководитель МО
_____________________
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 20___ года
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
- Класс десятый
Учитель Нодина Надежда Ивановна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы (составитель Нодина Надежд Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №5), утвержденной решением педсовета протокол №____ от __________2012 г.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | |
план | факт | ||||
Введение | 1 | ||||
1. | Общая характеристика русской классической литературы XIX века. | 1 | |||
Русская литература первой половины XIX века | 6 | ||||
А.С.Пушкин | 2 | ||||
2. | А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь: основные этапы. «Медный всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. | 1 | ИКТ | ||
3. | «Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. | 1 | |||
М.Ю.Лермонтов | 2 | ||||
4. | Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта. | 1 | ИКТ | ||
5. | Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества как основные мотивы лирики. | 1 | |||
Н.В.Гоголь | 2 | ||||
6. | Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. | 1 | ИКТ | ||
7. | Литературные направления первой половины XIX века: романтизм и реализм. | 1 | |||
Русская литература второй половины XIX века | 27 | ||||
Проза | 8 | ||||
И.А.Гончаров | 3 | ||||
8. | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. | 1 | ИКТ | ||
9. | Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. | 1 | |||
10. | Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. | 1 | |||
Обломовщина: её исторические и социальные корни, нравственное содержание. | |||||
А.Н.Островский | 3 | ||||
11. | А.Н.Островский. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «тёмного царства»). | 1 | ИКТ | ||
12. | «Гроза». Катерина и Кабаниха – два полюса Калиновского мира. | 1 | |||
13. | Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством». Добролюбов о пьесе «Гроза». | 1 | |||
И.С.Тургенев | 2 | ||||
14. | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твёрдая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. | 1 | ИКТ | ||
15. | Нигилизм и нравственный максимализм Базарова. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей в романе. | 1 | |||
Из поэзии середины XIX века | 4 | ||||
Н.А.Некрасов | 1 | ||||
16. | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история создания и композиция поэмы. | ИКТ | |||
Ф.И.Тютчев | 1 | ||||
17. | Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Трагическое ощущение мимолётности бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. | ИКТ | |||
А.А.Фет | 1 | ||||
18. | А.А.Фет. Традиционные поэтические образы – природа, любовь, творчество. | ИКТ | |||
А.К.Толстой | 1 | ||||
19. | Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А.К.Толстого. | ИКТ | |||
Проза | 14 | ||||
Ф.М.Достоевский | 4 | ||||
20. | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Многоплановость и сложность конфликта в романе «Преступление и наказание». | 1 | ИКТ | ||
21. | Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. | 1 | |||
22. | Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. | 1 | |||
23. | Смысл теории Раскольникова. | 1 | |||
М.Е.Салтыков-Щедрин | 2 | ||||
24. | М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. | 1 | ИКТ | ||
25. | Замысел, проблематика и жанр «Истории одного города» (обзор). | 1 | |||
И.С.Лесков | 2 | ||||
26. | И.С.Лесков. Жизнь и творчество. | 1 | ИКТ | ||
27. | И.С.Лесков. Тема праведничества в рассказе «Однодум». | 1 | |||
Л.Н.Толстой | 6 | ||||
28. | Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь: основные этапы. | 1 | ИКТ | ||
29. | «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. | 1 | |||
30. | Изображение судеб отдельных людей. Именины у Ростовых. Лысые горы. | 1 | |||
31. | Поиски смысла жизни П.Безухова и А.Болконского. | 1 | |||
32. | Правдивое изображение войны 1812 года и её героев как художественное открытие Толстого. | 1 | |||
33. | Кутузов и Наполеон. Партизанская война. | 1 | |||
34. | Повторение изученного материала | ||||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов, «Дрофа...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястр...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе по программе В.Я.Коровиной и учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина "Литература. ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы, рекомендованной Министерством образования РФ, авторы-составители А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мур...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 5 классе по программе В.Я.Коровиной на 68 часов(2 урока в неделю)....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по литературе на 102 ч( 3 урока в неделю) по поограмме В.Я.Коровиной....